В статье проанализирована научная деятельность В. Н. Татищева в 1741–1745 гг. во время его службы в Астраханском Поволжье на должности начальника Калмыцкой комиссии и астраханского губернатора, а также вклад ученого в научное изучение Нижневолжского региона. В результате анализа личных документов и научных трудов Татищева было установлено, что ученый проявлял интерес к вопросам, связанным с географией, хозяйственным развитием, историей Нижнего Поволжья с 1730-х гг., однако в его трудах, написанных до 1741 г., представлена лишь фрагментарная и часто недостоверная информация о регионе. В годы жизни в Астрахани Татищев самостоятельно проводил научные исследования, посвященные географии и истории края, а также выступил инициатором отправки в Астрахань геодезистов и рисовальщиков, которые провели картографирование региона, составили первые точные планы золотоордынских городищ Нижнего Поволжья и план и панораму губернского города. В географических трудах Татищева были перечислены населенные места Нижнего Поволжья, приведена информация о соледобыче, виноградарстве, торговле с Персий и Индией как наиболее перспективных отраслях экономики края. В «Истории Российской» ученый впервые в историографии привел детальную информацию о присоединении Астраханского Поволжья к Российскому государству в годы правления Ивана Грозного и действиях донских казаков на Волге в период Смутного времени. Научные труды Татищева в рукописях были известны ведущим российским ученым XVIII в., а после публикации в 1770–1790-х гг. стали одним из наиболее доступных для широкого круга читателей достоверных источников по истории и географии Нижневолжского региона.
В российской и турецкой историографии получили распространение сюжеты о строительстве канала между притоками Волги и Дона Камышинкой и Иловлей турецкими войсками во время похода на Астрахань в 1569 г. На территории Камышинского района Волгоградской области расположен археологический памятник «Селимов вал», который некоторые российские и турецкие историки рассматривают как остатки сооружений данного канала. В статье проанализирована посвященная данной проблеме историография. Как показало проведенное исследование, в историографии XVII–XX вв. существовали три точки зрения по данному вопросу. Первую разделяли турецкие (Ибрахим Печеви, Али-Мустафа, Эвлия Челиби, Ахмет Рефик), российские (А. И. Лызлов, К. Крюйс, Г. З. Байер, С. Г. Гмелин, П. И. Рычков, И. В. Ровинский, А. И. Ригельман) и европейские (П. Одерборн, М. Стрыйковский, Й. фон Хаммер) историки XVI – начала XX в., которые считали, что строительство канала было основной или одной из важных целей Астраханского похода, в 1569 г. была проведена значительная часть земляных работ, но место строительства канала не локализовано. Второй придерживались представители краеведческой историографии конца XVIII – начала XX в. (Н. Я. Озерецковский, А. Н. Минх, К. Г. Туровский), они полагали, что один из каналов между Камышинкой и Иловлей был построен турками в 1569 г. Третью отстаивали российские (М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, П. А. Садиков, Н. А. Смирнов, А. Л. Хорошкевич) и турецкие (Х. Инальджик, А. Н. Курат) историки конца XVIII – начала XXI в., которые основывались на наиболее достоверных источниках и аргументированно доказали, что в 1569 г. работы по строительству канала если и велись, то в очень незначительных объемах и не в районе Камышина, а на 150 километров южнее. Таким образом, наименование объекта археологического наследия «Селимов вал» – ошибочно, этот памятник – остатки канала, строившегося в 1697 г. под руководством И. Бреккеля.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека