В статье на основе различных источников – воспоминаний сотрудников музеев, мемуарной литературы, данных из Интернета и материалов личного архива автора – воссоздается история самолетов и безмоторных летательных аппаратов конца 1890-х – 1930-х гг., хранящихся в музеях России. Среди них – первый в мире планер О. Лилиенталя, первый советский металлический самолет АНТ-2, орнитоптер известного художника-авангардиста В. Е. Татлина, личный самолет В. П. Чкалова и другие ценные экспонаты.
В статье рассмотрена история создания и развития в годы НЭПа первого в Советском Союзе акционерного общества воздушных сообщений «Добролет». Основой для ее написания послужили неизвестные ранее ма- териалы, находящиеся в Российском государственном архиве экономики, и авиационная литература 1920-х гг. В работе проанализирован модельный ряд самолетов, которыми пользовалась компания, рассмотрены маршруты, по которым летали суда общества, и особенности развития «Добролета» в разных регионах СССР. На многочисленных примерах показан большой вклад авиакомпании в обеспечение воздушной связью отдаленных районов Советского Союза, создание первых международных линий и развитие гражданской авиации в СССР в целом.
Освоение транспортных полетов между Северной Америкой и Европой было коммерчески привлекательной, но технически сложной задачей. В статье рассмотрены четыре этапа в решении этой задачи в 1920–1940-е гг.: опыты рекордных перелетов через Атлантический океан, использование дирижаблей, недолгая эксплуатация многомоторных летающих лодок, начало регулярных пассажирских полетов после Второй мировой войны. Рассказано о таких экспериментальных методах увеличения дальности полета, как использование топливных терминалов в океане, дозаправка в воздухе, применение составных самолетов.
Статья посвящена историку техники В. Н. Сокольскому, всю свою трудовую жизнь проработавшему в Институте истории естествознания и техники АН СССР (РАН). Рассмотрена основополагающая роль Сокольского в становлении истории ракетно-космической техники как одного из научных направлений в работе Академии наук. Показаны социально-исторические факторы, поставившие его во главе исследований по истории космонавтики, и те направления, по которым он стал развивать эту область. Продемонстрированы особенности стиля работы Сокольского как организатора и исследователя. Описана его деятельность по ознакомлению мирового научного сообщества с историей отечественной ракетной техники и космонавтики. Освещена роль Сокольского в подготовке молодых ученых, издании книг о пионерах отечественной и мировой космонавтики и сборников исследований по истории космонавтики. Статья написана в мемуарно-исследовательском стиле, поскольку ее авторы продолжительное время работали под руководством Сокольского.
В статье прослежена история всемирно известной авиакомпании «Аэрофлот» за первые 60 лет ее существования. Выделены основные этапы развития советской гражданской авиации с 1932 г., прослежено влияние технических, социальных и экономических факторов на развитие воздушных перевозок. Дано сравнение состояния пассажирской авиации в СССР и за рубежом и проанализированы причины отставания советского гражданского воздушного флота от Запада в 1980-е гг. Материал основан в основном на документальных источниках Российского государственного архива экономики. Помимо исторических фактов, статья содержит большой статистический материал.
Relying upon extensive archival research and many newly discovered documents, the article explores the collaboration between the Soviet Union and Weimar Germany in the field of aviation from the 1920s to the early 1930s. Trying to circumvent the ban on developing new advanced military technologies imposed on it after its defeat in WWI, Germany concluded a secret agreement with the USSR. The lease of the Lipetsk airfield in southern Russia lasted eight years and allowed the German military to train more than 200 pilots and test about 20 new Abstracts 219 models of aircraft. The Soviet Union was interested first of all in gaining technical novelties as well as military experience from the German side, and also hoped to attract German investment into the reconstruction of the Soviet defense industry. The results of this technology transfer included the production of new types of bombs based on the German model and the publication of the first Soviet bombing manual of 1934.
Special balloons with hermetic cabins were constructed and launched during the 1930s to explore high altitudes beyond the reach of airplanes. In the USSR, the semi-amateur society Osoaviakhim attempted the development of such aerostats; the military, at least initially, supported its efforts as useful for its pursuit of high-altitude aircraft. The first Soviet stratospheric balloon "SSSR-1" reached the altitude of 19 km in September 1933, breaking the previous record set by the Belgian scientist A. Piccard. The following year "Osoaviakhim-1" reached 22 km, but an accident during descent destroyed the cabin and killed the crew. "SSSR-lbis" of 1935 provided the greatest success as measured by scientific results, although a hydrogen leak nearly brought about another tragic end. Two navigators parachuted out, while the third managed to land with the cabin. Archival investigations have uncovered several other failed launches of gigantic stratostats - "SSSR-2", "SSSR-3", and "Osoaviakhim-2" in 1934-1940 - and provided the means to analyze the causes of accidents. The prevailing regime of secrecy did not allow free publication about these apparata. The military eventually decided to put a halt to uncoordinated, semi-amateur attempts and transfer the program of stratospheric flights under the supervision of the Academy of Sciences. The war interrupted the activities and brought the stratostat program to an end.
One of the most interesting chapters in the creative work of Leonardo da Vinci concerns his research on the problem of human flight using artificial wings. Leonardo was the first scientist to study this subject seriously, and his manuscripts contain a large number of drawings and short descriptions of diverse flying apparatuses. He continually returned to this theme throughout his entire working life: his first projects on flying machines date from the 1480s, and his last from the 1510s. This essay analyzes the development of da Vinci’s ideas about human flight and comes to the following conclusion: the idea of the airplane did not originate sui generis, as most historians of aviation believe, but evolved from designs for birdlike flying machines with flapping wings (ornithopters) through a series of intermediate halfplane, half-ornithopter hybrids.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека