В статье рассматривается история атомной электростанции, начавшей свою работу в 1954 г. в Обнинске, и среди прочего даются новые трактовки ряда сюжетов из истории этого выдающегося памятника науки и техники. Так, рассмотрен вопрос о приоритете Обнинской АЭС как электростанции, первой начавшей поставлять электроэнергию в сети общего пользования; уточнена история уникальной турбины, использовавшейся на АЭС, которая была построена немецкой фирмой МАН (MAN), судя по всему, в 1912 г.; впервые отмечено влияние технических характеристик этой турбины на выбор параметров второго контура электростанции; показана роль экспериментов, проведенных на АЭС, для развития подводного флота и космических технологий. Также проанализированы возможные причины небывалой открытости СССР в области «мирного атома», выразившейся, например, в том, что уже через два года после пуска АЭС на конференции в Женеве, посвященной атомной энергетике, советские ученые сделали свыше 100 докладов, в которых приводились существенные технические подробности, касающиеся Обнинской станции. Статья написана по материалам открытых источников.
В статье впервые последовательно изложена история разработки и строительства самолетов-полипланов (с числом крыльев не менее четырех) в мире в период до начала Первой мировой войны. Вычленены и перечислены пять идей, приводившие конструкторов к, на первый взгляд, нерациональной схеме полиплана. Это не только увеличение суммарной площади крыльев и стремление увеличить их удлинение для повышения аэродинамического качества, но и применение решетчатых крыльев для устранения перетоков воздуха по размаху крыла, тандемных крыльевых коробок для повышения продольной устойчивости и схемы «моноплан-тандем на подвижной раме» для увеличения устойчивости при больших углах атаки и эффективного управления по тангажу. Приводится перечень 39 построенных в этот период моделей полипланов с указанием идей, которыми руководствовались конструкторы при их создании. Показано, что интерес к полипланам в США и Великобритании по сравнению с остальными странами был непропорционально велик. Сделаны предположения о том, с чем это могло быть связано. Впервые выявлено, что существовали не один, а два различных пятикрылых самолета Дж. Зербе. Дан пример того, что статистический анализ технических конструкций может помочь в оценке степени оригинальности конструкторской школы отдельной страны.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library