В статье на примере истории создания Грозненского нефтяного института анализируется вопрос об оптимальных формах организации высшего технического образования, который неоднократно поднимался в Российской империи и сохранил свою актуальность при смене общественного и
экономического строя и образовании РСФСР и СССР. В центре исследования находятся вопрос об эффективности децентрализации советской системы высшего технического образования и распределения технических вузов по регионам СССР; дискуссия о том, специалистов какого
типа – инженеров-универсалов или инженеров узкой специализации – должны готовить технические вузы; особенности учебных программ и новаторских методик подготовки в Грозненском нефтяном институте в 20–40-е гг. ХХ в., направленных на обеспечение максимальной связи теоретического обучения с практической подготовкой будущих отраслевых специалистов. В работе отмечается зависимость развития высшего технического образования Советского Союза от исторических, экономических, региональных факторов. Показана роль Грозненского нефтяного института в обеспечении кадрами, техническими новациями нефтяной отрасли региона и страны в целом; в популяризации технического образования в регионе, особенно среди его коренного населения; в изменении социально-культурных аспектов жизни города Грозного и Северного Кавказа в целом.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации