Статья рассматривает один из аспектов культурной истории электричества в России XIX - начала XX в., ориентируясь на подходы, разработанные в рамках западной гуманитаристики. В качестве объекта рассмотрения выступают обстоятельства знакомства широкой публики с электричеством, а также влияние электричества на конструирование и трансформацию досуговых практик и пространств. Авторы показывают особенности доместикации электричества, затрудненной его неопределенной идентичностью. С познанием и приручением электричества были связаны многочисленные проекты совершенного будущего, встречающиеся как в социальных утопиях, так и научно-популярных работах. «Магия» электричества, долгое время оказывавшаяся недоступной массовому потребителю, в XIX в. становится частью визуальной городской культуры, в частности, используясь властью для усиления эффектности императорских церемоний. Электричество внесло важнейший вклад в развитие досуговой культуры в качестве средства украшения праздников, народных гуляний, увеселительных заведений и мероприятий. В рамках промышленных и художественных выставок через развлечения и просвещение публике демонстрировались достоинства и перспективы новой технологии, формируя мнение о том, какой «должна» быть современная жизнь. Авторы приходят к выводу о невозможности восприятия электричества в рассматриваемый период лишь в качестве сенсационной новинки, очевидно обладающей преимуществами по сравнению со всеми предыдущими. Новую технологию следует понимать как сложное культурное явление, в силу своей неопределенной идентичности, наглядных практических возможностей и ярких декоративных эффектов требующее символического освоения. С 1880-х до 1910-х гг. в публичном дискурсе образ электричества как технологической новинки был романтизирован и относился к сфере мистического, но одновременно становился символом рациональной правильно организованной жизни, «обещанием будущего».
В статье анализируются пропагандистские тексты академического сообщества периода Первой мировой войны. В фокусе внимания - военная публицистика ведущих профессоров и преподавателей российской высшей школы - В. М. Бехтерева, Э. Д. Гримма, Ф. Ф. Зелинского, Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, М. К. Любавского, М. И. Ростовцева, Е. Н. Трубецкого, М. И. Туган-Барановского и др. Авторы выделяют основные этапы и дискурсы академической пропаганды в контексте отношений власти, общества и высшей школы. Согласно наблюдениям авторов, содержание публицистических текстов преподавателей высшей школы в ходе войны претерпевает существенную эволюцию: тема войны как борьбы за культуру и науку, против варварства, постепенно вытесняется формированием «образа врага», борьбы с «немецким засильем». Как показано в статье, идея «внутреннего мира», объединявшая многих представителей науки и авторов патриотических текстов, постепенно исчерпала себя - в военной публицистике помимо внешнего врага, очевидно, начинается и поиск врагов «внутренних».
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation