Восстановление хозяйственного механизма Советской России после окончания Гражданской войны на ее территории встречало немалые трудности, осложненные экономической блокадой, установленной западными державами. Народный комиссариат иностранных дел РСФСР и созданный в 1921 г. Концессионный комитет при Президиуме ВСНХ, устанавливая отношения с иностранными фирмами, искали для экономики страны помимо инвестиций еще и доступ к научно-техническим новинкам. В течение 1920-х гг. гражданское сотрудничество в области технологий осуществлялось в форме концессионных предприятий. В типовом тексте концессионного договора обязательным пунктом присутствовало требование механизации производственных процессов, для этого предоставлялись значительные льготы по ввозу в СССР техники - станков, автомобилей, иного оборудования. Наиболее активным участником советской концессионной программы был германский капитал, также находившийся по результатам Первой мировой войны под ограничениями на мировом рынке. Немецкие коммерсанты традиционно ориентировались на российского потребителя и сырьевые ресурсы страны. Они рассматривали полученные ими концессии как канал для беспошлинного ввоза в СССР различных товаров и прежде всего сельскохозяйственной и автомобильной техники, которую можно было за бесценок приобрести в Германии после поразившей ее экономику гиперинфляции 1923 г. Апробация немецкой техники, ввезенной без производственного обоснования и без учета ее соответствия условиям России, в ряде случаев приводила к ее преждевременному износу, простоям и убыткам. На этом фоне американские образцы выглядели предпочтительнее, что и определило основной вектор технического сотрудничества в 1930-е гг. Положенный в основу исследования документооборот Главного концессионного комитета отражает широкий спектр проблем и вопросов, связанных с оценкой результатов использования иностранной техники на советских производствах.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации