В данной статье сделана попытка исследовать историю развития небольшого сегмента авиационной техники – истребителей, оснащенных реактивными двигателями, – путем анализа численности этих летательных аппаратов, принадлежащих к различным поколениям, и оценить плодотворность этого подхода для истории авиации. На основе открытых печатных источников и интернет-материалов была собрана база данных о численности истребителей первого – четвертого поколений в 1945–1999 гг. Показана динамика развития мирового парка истребителей, объяснены причины некоторых ее особенностей, раскрыта взаимосвязь этой динамики с событиями ХХ в. Анализ результатов работы позволяет сделать вывод о том, что примененный подход может быть эффективным при проведении исследований в области истории авиации.
Важность изучения динамики развития мирового парка летательных аппаратов не вызывает сомнений – это знание позволяет построить содержательный анализ истории развития авиационной техники. При этом, дополнительно вводя в рассмотрение некоторые априорные понятия, такие как, например, «поколения авиационной техники», становится возможным более цельно продемонстрировать взаимосвязанное развитие (коэволюцию) техники и общественных институтов. В настоящей работе в качестве примера коэволюции рассмотрено противостояние парков реактивных истребителей стран Варшавского договора и НАТО в 1954–1989 гг. Была исследована динамика развития парков истребителей и дано объяснение причин некоторых ее особенностей. В частности, показано, что холодная война как противостояние двух военно-политических союзов активно стимулировала количественное и качественное развитие истребительной авиации. Прекращение же холодной войны стало одним из факторов, замедливших развитие истребителей. Результаты, представленные в работе, наглядно демонстрируют, что развитие авиации неотделимо от процессов, происходящих в обществе в глобальном масштабе.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека