В статье предлагается к обсуждению тезис, согласно которому реконструкция событий прошлого науки, т. е. их переосмысление с позиций науки сегодняшнего дня, может и должна быть авторской. Историк науки, проводя такую реконструкцию, должен стремиться к тому, чтобы предельно четко сформулировать свои научные, например, физические, позиции, которые могут в чем-то отличаться от общепринятых. Этот тезис иллюстрируется при обсуждении известной статьи Пауля и Татьяны Эренфестов «Концептуальные основания статистического подхода в механике». Как полагает автор, оценивая проведенный ими анализ проблемы необратимости и эргодической гипотезы с современных позиций, мы должны были бы признать его глубоко ошибочным, однако это не помешало статье служить солидным основанием для плодотворной теоретической работы нескольких поколений физиков в указанных Эренфестами направлениях. В первом случае это решение проблемы необратимости на основе схемы перемешивания Гиббса, во втором - поиски доказательства эргодической гипотезы. Несмотря на тупиковость, с точки зрения автора, обоих направлений, статья Эренфестов имела для развития физики большое положительное значение, выведя ее благодаря своеобразному «туннельному эффекту» на идеи синергетики и теории фракталов. Эта история свидетельствует, в частности, о том, что нельзя отказывать в публикации научных текстов из-за их ошибочности, решающее значение имеет научный уровень, на котором выполнены работы.
Статья посвящена урокам для истории науки, вытекающим из нового понимания природы научного знания, которое достигнуто современной философией науки и в основе которого лежит идея К. Поппера об отсутствии критериев стопроцентной истинности научных теорий. Эта антипозитивистская идея Поппера усиливается представлениями о фрактальности эволюции научного знания, согласно которым эта эволюция происходит через каскад точек ветвления с рождением в них альтернативных идей, теорий, парадигм и исследовательских программ. В то же время в противоречии с этими идеями и природой научного познания в истории науки продолжает господствовать афрактальная концепция кумулятивного развития науки. Эти две концепции - кумулятивного и фрактального - развития науки лежат в основе двух парадигм истории науки. Первая из них, полагает автор, окажется со временем тупиковой, вторая - магистральной.