Статья представляет собой обзор исторических источников и историографии, отражающих становление и развитие в СССР научных школ программирования, связанных с АН СССР и ведущими советскими вузами. Анализу подвергались исторические источники, относящиеся к периоду 1950-1990-х гг. - от появления первых советских программ для ЭВМ и до распада Советского Союза; хронологические рамки историографии - 1958-2017 гг. - от появления первых отечественных публикаций по истории программирования до настоящего времени. В источниковедческой части работы проанализированы такие публикации, как учебная и специальная литература, серийные и периодические издания, архивы А. П. Ершова (1931-1988) и С. С. Лаврова (1923-2004), в историографической рассмотрены работы советских программистов, содержащие исторические экскурсы в становление дисциплины программирования. В статье также рассмотрено формирование понятие «школа программирования» применительно к различным коллективам программистов СССР.
Статья посвящена физику-теоретику Ю. Б. Румеру (1901-1985), его сложной и одновременно необычной судьбе. Ровесник века, он участвовал в экспорте революции, становлении квантовой физики, подвергся репрессиям в годы Большого террора, создавал академическую науку в Сибири, учил студентов теории унитарной симметрии, писал учебники. На всю жизнь он сохранил память о Гёттингене, где провел три года в обществе М. Борна, встречался с А. Эйнштейном, которому его прочили в помощники. В Германии Румер познакомился в Л. Д. Ландау, с ним разделил дружбу, работу и заточение. После освобождения и реабилитации Юрий Борисович поселился в новосибирском Академгородке, где его помнят многие люди, не связанные с ним профессионально. Его питомцы-теоретики работают по всему миру, они по сей день вспоминают с трепетом, что были в двух рукопожатиях от Эйнштейна, вспоминают эрудицию, скромность, порядочность, европейский стиль Юрия Борисовича, которые он сохранил несмотря на годы, проведенные в шарашке и ссылке. Написание данной биографии было для автора непростым по двум причинам. Во-первых, автор не физик, а историк, и для того чтобы оценить профессиональные качества Румера, ему пришлось обратиться к специалистам с физическим образованием. Во-вторых, уже существовал некий образ Румера, сложившийся на основе его воспоминаний и биографии, созданной М. П. Кемоклидзе. Однако в этих материалах были нестыковки, потребовавшие уточнений, для чего пришлось поднимать архивные дела, беседовать с детьми Румера и сослуживцами. Самым сложным в исследовании было установление причинно-следственных связей, объяснение поступков и решений ученого. Многое удалось прояснить, однако осталось несколько «почему» и «как»: почему математика так мало значила для молодого Румера, как он провел годы в заточении, почему не сложились его отношения с академиком М. А. Лаврентьевым, почему его не избрали в академию? Пазл жизни ученого пока еще окончательно не сложился, работа продолжается.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации