В статье рассматривается история трех астролябий европейского производства, хранящихся в музеях Санкт-Петербурга, а также некоторые использованные при их создании общие принципы и их характерные конструктивные особенности. Данные инструменты представляют три разные схемы подобных устройств -классическую планисферную, разработанную еще в Древней Греции; универсальную, родом из XI в., и сравнительно редкую схему XVI в., основанную на использовании проекции Рохаса, - и принадлежат трем разным школам изготовления астролябий - немецкой, фламандской и итальянской. Таким образом, эти три астролябии дают возможность ознакомиться с тремя разными принципами проецирования сферических небесных координат и звезд на плоскость инструмента и одновременно составить представление о стандартных неизменных узлах инструмента и об эволюции конструкторской мысли на протяжении полутора тысяч лет. Все инструменты отличаются высокохудожественным оформлением и своего рода «благородным прошлым»: три-четыре века назад каждый из них побывал в руках весьма высокопоставленного владельца. Кроме того, рассказывается о действовавших в XVI в., во времена «золотого века» астролябий, немецкой, фламандской и итальянской школах производства научных инструментов. Более подробно обсуждается итальянская астролябия - она относительно недавно обнаружена в Центральном военно-морском музее и ее изготовитель пока точно не установлен.
В статье рассмотрена история использования и изучения в России астрономического и геодезического инструмента - астролябии. Дается библиографический обзор современных российских работ на фоне зарубежных исследований. Отмечены неисследованные или мало исследованные вопросы изучения российских астролябий, которые могут стать темой последующих работ.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation