В статье дается характеристика развития системы водного транспорта Урала в конце XIX - начале XX в., который играл значительную роль в экономике региона, позволяя вывозить продукцию металлургических заводов в центральные губернии страны. Необходимость развития системы водных коммуникаций была связана как с общей модернизацией экономики страны, так и с потребностями в расширении торговых связей. До начала ХХ в. речной транспорт играл ведущую роль во внутренних грузоперевозках России. Затем лидерство перешло к быстро развивавшимся железным дорогам, а речное судоходство оказалось на периферии внимания правительства. Несмотря на строительство в регионе железных дорог, которые соединили Уральский горнопромышленный район с остальной территорией страны и обеспечили бесперебойную круглогодичную транспортировку грузов, речной флот благодаря низкой стоимости перевозок являлся основным средством транспортировки из отдаленных районов продукции сельского хозяйства и горных заводов, леса, строительных материалов, нефти, угля, различного сырья. Железные дороги специализировались в основном на перевозке более ценных и срочных грузов. В связи с развитием сельского хозяйства и увеличением производства промышленной продукции на Урале и в Сибири в начале XX в. возникают проекты улучшения действующих и строительства новых водных путей. Вопрос о развитии водной сети и ее усовершенствовании неоднократно обсуждался на самом высоком уровне, в частности, это касается проекта Трансуральского водного пути, который соединил бы Камскую и Обь-Иртышскую речные системы.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation