В статье исследуется история становления в XIX и ХХ вв. традиционной европейской концепции инженерного и естественно-научного образования, а также особенностей российского варианта этой концепции. Особое внимание уделяется возникновению в начале ХХ в. в Германии и России идеи физико-технического образования, оказавшей большое влияние на подготовку инженеровфизиков в ведущих странах мира, а также появление специфической «системы физтеха» в СССР. В работе представлен анализ «больших циклов» развития отечественной науки и техники, а также ключевое значение «интеллектуального прорыва» начала ХХ в. в Российской империи как фактора научно-технических достижений минувшего столетия.
В статье рассматривается трехвековая история развития институтов инженерного образования в России в мировом и европейском контекстах. Представлены результаты системного сравнительного анализа масштабов, структуры и концепций инженерного образования в России и в ведущих странах Европы и США. Даны подробные количественные оценки ключевых показателей развития системы инженерного образования России в сравнении с данными по США, Германии, Франции, Англии, Италии и Швеции за 1800–1930 гг.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации