Сразу же после окончания войны Российской империи с наполеоновской Францией, в 1816 г., вышло высочайшее повеление приступить к изготовлению новой карты империи, основанной на точных математических началах. В качестве пробного плацдарма была выбрана Виленская губерния. Руководство съемкой было поручено полковнику К. И. Теннеру. Для увеличения точности карт предполагалось сначала осуществить триангуляцию, а затем произвести на ее основе топографическую съемку. Однако если триангуляция могла быть успешно выполнена небольшим количеством офицеров, то для топографической съемки требовалось значительное количество исполнителей, которых не было. Теннер предложил использовать в качестве съемщиков наиболее одаренных солдатских детей – воспитанников военно-сиротских отделений. Эта инициатива была далеко не очевидна с точки зрения антропологических критериев, предъявляемых к производителям достоверного знания. Эпистемологический режим начала XIX в. обязывал настороженно относиться к показаниям, предоставляемым детьми, слугами, больными и умалишенными. Тем не менее эксперимент, предложенный и исполненный Теннером, был признан успешным. Через три года был основан Корпус топографов, в котором практики, позволявшие превратить необразованного и низкосословного солдатского сына в дисциплинированного и надежного съемщика, получили организационное воплощение. В статье рассмотрено, каким образом формировались условия, в которых топографическое знание, производимое сотнями малообразованных подростков, могло обретать легальный статус. Особое внимание уделено разработке положения о Корпусе топографов, применению на практике правил организации обучения в этом заведении, а также тому, как были сформулированы критерии и выработаны процедуры, позволившие в кратчайшие сроки создать из полуобразованных солдатских детей штат опытных съемщиков, обеспечивших успех многих гражданских проектов и военных операций.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library