В статье прослеживается жизненный и творческий путь видного российского психолога и историка науки Михаила Григорьевича Ярошевского (1915–2001), воссоздается история его исканий в различных областях исследования: истории и методологии психологии, истории советской науки, социальной психологии науки. Автор многократно переиздававшейся «Истории психологии», Ярошевский известен собственным, системным подходом к анализу теоретических оснований психологии, ее «категориального строя». Показана роль Ярошевского в восстановлении исторической справедливости – реабилитации репрессированных и оклеветанных ученых, создании проекта «Репрессированная наука», явившегося важной вехой исторической рефлексии ученых в различных отраслях отечественного естественно-научного и гуманитарного знания. Особого внимания заслуживает вклад ученого в социальную психологию науки, разработка им программно-ролевого подхода к изучению научной деятельности. Примером комплексного подхода к анализу науки может служить проект исторической психологии, разрабатывавшийся Ярошевским в последние годы жизни и соединивший в себе историю научных идей с изучением социально-психологической динамики научных коллективов. Ученым было также обосновано существование «особого пути», парадигмы изучения поведения, сложившейся в нашей стране и резко отличной от бихевиористской традиции.
Проблематика имиджа науки по своей сути междисциплинарна. Она базируется на социально-психологических закономерностях социальной перцепции, социального познания, науковедения и имиджелогии. Имидж науки - это совокупность содержательных и эмоционально-оценочных представлений о специфических особенностях науки. При анализе этого феномена можно выделить предметно-логический, социально-научный и личностный психологический аспекты, конкретизирующиеся в предметном, групповом и персональном имиджах науки. Предметный имидж науки означает совокупность представлений аудиторий имиджа о результатах, достижениях ученых, продуктах их коллективной творческой деятельности. Персональный имидж науки связан с индивидуально-личностными, психологическими характеристиками самих исследователей, с особенностями их мышления, коммуникативными умениями, организаторскими способностями, личностными качествами и признаками внешности. Социальный имидж науки реализуется в формировании представлений о современном состоянии профессионального научного сообщества, происходящих в нем событиях, складывающихся отношениях между наукой, обществом, государством. На примере использования контент-анализа информации, служащей базой для опосредованного формирования представления о науке, раскрывается содержание трех выявленных видов имиджа науки. В качестве косвенной имиджформирующей информации рассматриваются публикации в газете «Поиск». Результаты исследования позволяют констатировать отсутствие равной представленности видов имиджа науки и доминант социального имиджа по сравнению с предметным и персональным образами, транслируемыми в научно-популярном издании «Поиск».
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека