Бюджетные системы России и Китая: вопросы правового регулирования /А.А. Трофимов. Москва: Инфра-М, 2022. 215 с. ISB№ 978-5-16-017244-6
Бюджетные системы России и Китая: вопросы правового регулирования /А.А. Трофимов. Москва: Инфра-М, 2022. 215 с. ISB№ 978-5-16-017244-6
Аннотация
Код статьи
S013128120022120-3-1
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Трощинский Павел Владимирович 
Должность: Ведущий научный сотрудник Центра политических исследований и прогнозов
Аффилиация: Институт Китая и современной Азии РАН
Адрес: Российская Федерация, 117997, Москва, Нахимовский проспект, 32
Выпуск
Страницы
186-188
Аннотация

   

Классификатор
Получено
18.09.2022
Дата публикации
24.10.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
322
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Монография А.А. Трофимова посвящена актуальной и значимой для отечественной юридической науки теме. Китайская Народная Республика добилась выдающихся результатов в социально-экономическом развитии, что напрямую связано с проводимой государством (а по сути — правящей коммунистической партией) политикой в сфере регулирования публичных финансов. Без понимания особенностей бюджетной политики и механизма ее правового регулирования невозможно полноценное осмысление причин успеха начавшейся в конце 1978 г. «политики реформ и открытости», заложившей основы комплексного возрождения народного хозяйства.
2 Китай предложил миру не только уникальную, отличную от Запада и успешную модель экономических реформ, но и эксклюзивную модель правового регулирования, в том числе благодаря которой республика за 40 лет (1978–2018 гг.) превратилась во вторую по совокупной мощи мировую державу. Особую роль в происходящих процессах сыграла сфера регулирования публичных финансов и правоприменительная практика, которые отличаются от принятых в Российской Федерации подходов.
3 Актуальность исследования опыта КНР в сфере бюджетно-правового регулирования отношений, связанных с формированием и расходованием публичных фондов денежных средств, обусловлена необходимостью понимания позитивного китайского опыта для его возможного заимствования отечественной юридической наукой с учетом российской специфики.
4 Российский законодатель находится в процессе поиска оптимальной модели регулирования бюджетной системы, и обращение к опыту Китая представляется не только важным, но и необходимым. Впрочем, проведенное А.А. Трофимовым исследование актуально не только для российского экспертного сообщества, но и для китайских коллег: в китайской юридической науке подобного рода комплексных компаративистских работ не существует.
5 В последние годы в России повышается интерес к китайскому традиционному и современному праву, исследуются правовая система КНР, особенности механизма правового регулирования, отдельные отрасли и институты китайского законодательства. Однако сфера бюджетной политики КНР в аспекте ее правового регулирования совершенно не изучена. Отдельные российские синологи изучают особенности бюджетной системы Китая, сравнивая ее с российской, однако никто до настоящего времени не занимался анализом нормативных правовых актов, посвященных регулированию китайского бюджета. Это препятствовало пониманию особенностей бюджетной системы КНР в целом.
6 Монография имеет и высокую практическую ценность, знание общих и отличительных особенностей регулирования бюджетной системы Китая может быть использовано при совершенствовании российской бюджетной модели как в настоящее время, так и в будущем. Очевидно, что китайский подход не потеряет своей актуальности и в обозримой перспективе.
7 Представленная работа может послужить хорошей базой для отечественных исследований не только бюджетной политики КНР, но и особенностей регулирования государственных закупок, государственно-частных партнерств, механизмов инвестирования с использованием бюджетных средств и др. Исследование представляет теоретическую и практическую значимость и для китайской юридической науки, которая изучает право и законодательство России. Китайские коллеги смогут найти в ней много полезной и актуальной информации, знание которой также способно оказать благоприятное влияние на формирование национальной бюджетной политики КНР.
8 Автору в полной мере удалось выявить основные закономерности в развитии правового регулирования бюджетных систем России и Китая, дать ответы на многие трудные и дискуссионные вопросы. Обоснованность и достоверность предлагаемых автором выводов обусловлена использованием широкого перечня ранее не введенного в оборот законодательного и научного материала, включая китайские источники на языке оригинала.
9 Структура монографии включает три главы, каждая из которых посвящена отдельным блокам вопросов. Первая глава посвящена изучению содержания понятия «бюджетная система», тенденциям развития законодательства в России и Китае, а также влиянию особенностей правовых систем двух стран на их национальное бюджетно-правовое регулирование. Вторая глава нацелена на исследование свойств и структур современных бюджетных систем двух государств, изучению правового регулирования внебюджетных и бюджетных фондов. Третья глава содержит исследование принципов построения современных бюджетных систем: принципов, связанных с национальным государственным устройством, связанных с формированием доходов бюджетов и осуществлением бюджетных расходов, иных принципов.
10 К положительным сторонам работы следует отнести следующие аспекты.
11 Во-первых, активное использование историко-правового подхода при проведении исследования бюджетного законодательства КНР и в ходе сравнительного анализа с Россией. Особое значение имеет выделение автором целого ряда этапов развития правового регулирования бюджетной сферы начиная со времени образования нового Китая в 1949 г. Автор констатирует, что уже тогда власти уделяли значительное внимание финансово-бюджетной дисциплине и затем, приводя перечень источников, проводит анализ неизвестных российской науке нормативных документов, принятых Государственным административным советом КНР (предшественник будущего Государственного совета КНР до Конституции 1954 г.) (с. 9–12). В работе отмечается значительная роль советского государства в создании финансовой системы КНР (с. 6, 12, 19). Об этом в последние годы китайские ученые упоминают все реже.
12 Во-вторых, проведение анализа законодательства КНР, регулирующего сферу публичных финансов (подробный анализ основных источников бюджетного права) и его сравнение с российским. Особую ценность для сравнительного правоведения представляет исследование первого в истории КНР Закона о бюджете (1994 г.), который воплотил в себе суть происходящих в Китае реформ в сфере публичных финансов, а также законодательных актов о внесении в него изменений (2014 г.) и дополнений (2018 г.). Отметим также, что многие нормативные правовые акты КНР, посвященные исследуемой теме, впервые подверглись научному анализу в российских юридической и синологической науках. Автором обоснованно утверждается, что бюджетные законодательства обеих юрисдикций предполагают формирование бюджетных систем на основе принципа единства каждой из них, не допуская включения в них денежных фондов, относящихся к сфере частных финансов (с. 71, 74–75, 139–140, 174). Заслуживает внимание и вывод о том, что бюджетные системы России и Китая могут быть охарактеризованы как иерархичные, сложноорганизованные системы, состоящие из различных публичных фондов денежных средств (с. 68–71, 174).
13 В-третьих, выявление автором многих иных важных особенностей бюджетной сферы КНР и регулирующего его законодательства в контексте сравнения с Российской Федерацией. Так, в монографии отмечается отсутствие в РФ, в отличие от Китая, пятилетних государственных планов, с которыми должны согласовываться утверждаемые бюджеты (с. 28); включение бюджетного права китайскими учеными в экономическое право (с. 31); указание на фрагментарное обновление правового регулирования бюджетной сферы в Китае (с. 35); широкое использование в Китае правотворческого эксперимента (с. 39–40); использование преимущественно внесудебного порядка разрешения бюджетно-правовых споров по причине существующих пробелов и противоречий в китайском законодательстве (с. 49); научное определение бюджетной системы КНР как «основанной на экономических отношениях и государственном устройстве совокупности центрального и местных основных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов» (с. 57); наличие права вышестоящих органов представительной власти отменять принимаемые нижестоящими органами бюджеты (с. 70); децентрализованность бюджетной системы КНР, проявление бюджетного федерализма в унитарном государстве (в контексте сказанного чрезвычайно интересен анализ «принципа самостоятельности бюджета» (с. 71–73); преимущественно подзаконное регулирование формирования и расходования правительственных фондов в КНР (с. 83–84); проведение с 2010 г. эксперимента по формированию самостоятельного бюджета фонда социального страхования, независимого от основного государственного бюджета (с. 96–97); выявление принципов построения бюджетной системы Китая (с. 134); отсутствие в китайском бюджетном законодательстве нормы о запрете на получение бюджетных средств учреждением только от того ведомства, в ведении которого оно находится (например, такая практика широко распространена в сфере образования; в России закреплен принцип подведомственности расходов бюджета); общее и отличия в бюджетных системах Китая и России и т.д.
14 В ходе проведения исследования автор широко использовал многочисленные источники и литературу не только на русском и английских языках, но и на китайском. При известной трудности китайского юридического языка для зарубежных специалистов, сложностей с пониманием китайской правовой нормы, автору удалось погрузиться в китайское законодательство, но и дать ему точную сравнительную характеристику, выявить его основные особенности и отличия от российского аналога. Анализ китайских нормативных правовых актов и юридической литературы существенно обогатил исследование.
15 Несмотря на высокий уровень проведенного исследования, некоторые аспекты работы вызывают вопросы. Так, например, в январе 2021 г. вступил в силу принятый в мае 2020 г. Гражданский кодекс (ГК) Китайской Народной Республики, который стал первым кодифицированным актом правотворчества в гражданско-правовой сфере за все время существования нового Китая. Данным нормативным актом регулируется, в том числе ряд вопросов, касающихся правового статуса различных участников гражданских правоотношений, в том числе государства. В этом ключе было бы крайне полезно обратить отдельное внимание на то, существуют ли в ГК КНР какие-либо положения, регулирующие бюджетную сферу современного Китая? Каково их значение для публичных финансов, и как они согласуются с действующим публично-правовым регулированием? Или же китайский законодатель, как и прежде, предпочитает ограничиться положениями Закона о бюджете и рядом действующих подзаконных нормативных правовых актов, партийными директивами при регулировании публичных финансов?
16 В целом работа представляет собой качественное исследование выбранной проблематики; сформулированные в монографии выводы имеют как научную, так и практическую ценность для исследователей современного права России и Китая. Проведенное А.А. Трофимовым исследование — первое подобного рода в российском китаеведении и отечественной юридической науке, оно заслуживает высокой оценки и внимания ученых, практиков двух стран.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести