Борьба с коронавирусом по-чучхейски: модель 2022
Борьба с коронавирусом по-чучхейски: модель 2022
Аннотация
Код статьи
S013128120022376-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Асмолов Константин Валерианович 
Должность: Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований
Аффилиация: Институт Дальнего Востока РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Захарова Людмила Владимировна
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Дальнего Востока Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
9-21
Аннотация

В начале пандемии многие оппоненты Северной Кореи высказывали мнение о том, что руководство страны не справится с возможной вспышкой высоко заразной инфекции, а ее последствия могут привести к коллапсу существующей системы в КНДР. Однако северным корейцам удалось продержаться более двух лет, не допустив массового распространения в стране первых, более летальных штаммов коронавируса. О первой вспышке COVID-19 в КНДР было официально объявлено в мае 2022 г., а уже 10 августа была провозглашена достигнутая в масштабах страны победа. Зарубежные прогнозы о «неминуемом скором коллапсе режима» вновь оказались несостоятельными.

 

В статье рассматривается стратегия руководства КНДР по недопущению проникновения вируса из-за рубежа. Оценив сильные и слабые стороны своей страны, руководство КНДР сделало рациональный выбор в пользу максимальной изоляции населения от внешних контактов с соблюдением жестких противоэпидемических мер, изучения специфики новой инфекции и опыта других стран по борьбе с ней, а также ожидания, пока пандемия пойдет на спад. Также изучены меры, предпринятые властями для максимально быстрой нейтрализации возникшей весной 2022 г. коронавирусной вспышки. Руководство страны адекватно оценило масштабы угрозы и сформировало стратегию на основе специфики административной и здравоохранительной систем, грамотно распределив ограниченные силы и ресурсы. Открытое информирование населения о ходе борьбы с заболеванием и личное участие высшего руководителя в противоэпидемической деятельности продемонстрировало населению, что государство его не бросает. Победа не сопровождалась «крахом экономики» или избыточной нагрузкой на систему здравоохранения.

Ключевые слова
КНДР, Северная Корея, Ким Чен Ын, коронавирус, пандемия
Классификатор
Получено
20.09.2022
Дата публикации
24.10.2022
Всего подписок
12
Всего просмотров
685
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В статье, опубликованной в журнале «Проблемы Дальнего Востока» (№ 4, 2021)1, авторы рассматривали основные факторы устойчивости КНДР и пришли к выводу, что, несмотря на серьезные внешние и внутренние вызовы в краткосрочной и среднесрочной перспективе, высока вероятность сохранения у власти нынешней правящей элиты. Одной из значимых угроз тогда представлялось возможное проникновение в Северную Корею новой коронавирусной инфекции, от которого страна защищалась с помощью «государственных чрезвычайных противоэпидемических мер», в том числе предполагавших жесткое ограничение контактов с внешним миром. С их помощью, как отмечал А.В. Воронцов, в 2020 г. КНДР сумела избежать вспышки малоизученной на тот момент инфекции, хотя и находилась в непосредственной близости к очагу распространения эпидемии2.
1. Асмолов К.В., Захарова Л.В. Проблемы и перспективы развития КНДР: прогноз 2021 // Проблемы Дальнего Востока. 2021. № 4. C. 134–147. DOI 10.31857/S013128120016161–8

2. Воронцов А.В. Борьба с коронавирусом на Корейском полуострове // Азия и Африка сегодня. 2020. № 9. С. 30.
2 В начале пандемии многие оппоненты Северной Кореи высказывали мнение, что руководство страны не справится с возможной вспышкой инфекции, последствия которой могут привести к коллапсу существующей системы власти в КНДР3. Однако северным корейцам удалось продержаться более двух лет, не допустив массового распространения в стране первых, более летальных штаммов коронавируса. О первой вспышке COVID-19 в КНДР было официально объявлено в мае 2022 г., а 10 августа уже была провозглашена достигнутая в масштабах страны победа. Зарубежные прогнозы о «неминуемом скором коллапсе режима» вновь оказались несостоятельными.
3. См.: Snyder S. North Korea’s Coronavirus Quarantine: More Effective than Sanctions // Council of Foreign Relation. 06.03.2020. URL: https://www.cfr.org/blog/north-koreas-coronavirus-quarantine-more-effective-sanctions (дата обращения: 10.08.2022).
3 Авторы статьи ставят своей целью изучить северокорейский опыт борьбы с коронавирусом, выделить его ключевые черты и факторы, которые способствовали быстрому взятию под контроль первой масштабной вспышки данного заболевания в КНДР в середине 2022 г. Исследование базируется на анализе официальных северокорейских заявлений, отчетов международных организаций, российских и иностранных научных материалов, а также сообщений СМИ по соответствующей тематике.
4

Два года в «самоизоляции», но без вируса

5 На стратегию Пхеньяна и подходы правительства в борьбе с пандемией оказывали влияние особенности северокорейской политической системы и международная ситуация.
6 Первый из факторов — это состояние системы здравоохранения КНДР, у которой есть свои сильные и слабые стороны. Среди первых — всеобщая бесплатная медицинская помощь, упор на профилактическую медицину, система участковых врачей, большая численность медицинского персонала по отношению к населению в целом (38 врачей на 1000 человек)4. Эти преимущества могли замедлить распространение инфекции в КНДР и помочь пациентам с нетяжелой формой протекания болезни5. Среди слабых сторон необходимо отметить недостаточное обеспечение современными лекарствами и медицинским оборудованием, а также зависимость от внешних источников вакцин.
4. Government of the Democratic People’s Republic of Korea. Democratic People’s Republic of Korea Voluntary National Review On the Implementation of the 2030 Agenda. June 2021. Рp. 18, 59.

5. Lankov A. Why North Korea’s healthcare sector is better equipped than many believe // NK News. 19.03.2020. URL: https://www.nknews.org/2020/03/why-north-koreas-healthcare-sector-is-better-equipped-than-many-believe/(дата обращения: 10.08.2022).
7 Второй фактор — международное санкционное давление, при котором значительная часть необходимого медицинского оборудования запрещена к ввозу в КНДР, что ограничивает возможности оказания качественной медицинской помощи в стране6. В таких условиях руководство Северной Кореи понимало, что в чрезвычайной ситуации на оперативную внешнюю помощь рассчитывать будет нельзя.
6. Толорая Г.Д., Коргун И.А., Горбачева В.О. Санкции в отношении КНДР: анализ последствий и уроки. Научный доклад. М.: Ин-т экономики РАН, 2020. C. 32–33.
8 Третий фактор — наличие эффективной командно-административной системы, способной быстро манипулировать силами и ресурсами без значительных временных затрат. Яркий пример, подтверждающий этот тезис, — общенациональная вакцинация от кори, проведенная в 2007 г. при содействии ВОЗ и ЮНИСЕФ. Тогда на втором этапе за три дня было вакцинировано 10 млн человек7, то есть более трети всего населения страны. Можно отметить и наличие многочисленной армии, способной выполнять не только боевые задачи, но и служить универсальным, дисциплинированным и исполнительным кадровым резервом.
7. Nagi M. Shafik, C. Yoonhee Ryder and Kee B. Park. North Korea’s Vaccination Capabilities: Implications for a COVID-19 Campaign // 38North. 05.08.2021. URL:  https://www.38north.org/2021/08/north-koreas-vaccination-capabilities-implications-for-a-covid-19-campaign/ (дата обращения: 02.09.2022).
9 Четвертый фактор — невысокий уровень «открытости» КНДР для внешнего мира и до пандемии. Граждане страны не могли свободно выезжать за рубеж, а пограничная зона находилась под жестким контролем властей.
10 Пятый фактор связан с пониманием корейским руководством того, что человечество имеет дело с противником, полный список возможностей которого до конца не известен.
11 В число факторов следует включить и северокорейскую идеологию «опоры на собственные силы» и желание избежать повторения событий 1990х гг., когда во время «трудного похода» государство не смогло оказать должный уровень поддержки населению, многие были вынуждены самостоятельно противостоять голоду и лишениям.
12 Наконец, отметим исторический нарратив, связанный с Корейской войной. Согласно официальной версии Пхеньяна, представленной в Музее Отечественной освободительной войны8, против КНДР применялось бактериологическое оружие9. В подобных условиях военная доктрина КНДР предусматривала применение против нее оружия массового поражения (ОМП), следствием чего явилось развитие войск радиационной, химической и биологической защиты и соответствующая система гражданской обороны, включающая подготовку санинструкторов.
8. Асмолов К.В. Не только ракеты. Путешествие историка в Северную Корею. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, Университет Дмитрия Пожарского, 2018. С. 59, 64.

9. Следует отметить, что в отечественной историографии данный вопрос считается спорным, это отчасти подтверждается российскими военными экспертами. См: Супотницкий М.В. Забытая биологическая война на Корейском полуострове — технические детали // Вестник войск РХБ защиты. 2020. Т. 4. № 4. С. 441–461. DOI:  >>>>
13 Оценив ситуацию, руководство КНДР сделало выбор в пользу максимальной изоляции населения от внешних контактов с соблюдением жестких противоэпидемических мер, изучения новой инфекции и опыта других стран по борьбе с ней, а также ожидания, пока пандемия пойдет на спад. Параллельно началась подготовка к строительству приграничных дезинфекционных комплексов, создание которых позволило бы вести необходимую стране внешнюю торговлю с соблюдением всех правил безопасности10.
10. Посол РФ в КНДР: российских дипломатов не страшат тяготы коронавирусной блокады // ТАСС. 14.04.2021. URL: https://tass.ru/interviews/11146461 (дата обращения: 06.08.2021).
14 В подобной ситуации классический карантин стал эффективной мерой сдерживания. Следует отметить, что поддержание карантинных мер зависит не столько от хорошей системы здравоохранения, сколько от эффективно работающей командно-административной системы. Стратегия «при угрозе любой заразной инфекции объявляй карантин» была характерна для Северной Кореи и во время эпидемии атипичной пневмонии (SARS), которая началась в Китае в конце 2002 г., и во время вспышки вируса Эболы в Африке в 2014 г.11 Однако тогда они носили ограниченный характер.
11. Pollack J. H., Dalnoki-Veress F. Public-health Engagement with North Korea in the COVID-19 Era. 2021. P. 8. URL: https://nonproliferation.org/public-health-engagement-with-north-korea-in-the-covid-19-era/(дата обращения 22.12.2021).
15 Введенные с января 2020 г. противоэпидемические меры включали строгие ограничения на передвижение между провинциями, особый режим в приграничных районах и вдоль морского побережья, масочный режим и социальную дистанцию, регулярную дезинфекцию общественных мест, транспорта и даже тротуаров12. В «Добровольном национальном обзоре КНДР по реализации Повестки 2030», подготовленном правительством страны и опубликованном в июне 2021 г., подчеркивалась важность дальнейшего укрепления противоэпидемической системы для предотвращения попадания в страну инфекционных заболеваний. Введенные меры включали строгий контроль и карантин для людей на всех въездных пунктах, тщательное отслеживание с целью своевременного выявления потенциальных случаев заболевания, а также систему дезинфекции всех импортных товаров13.
12. Посол РФ в КНДР: российских дипломатов не страшат тяготы коронавирусной блокады // ТАСС. 14.04.2021. URL: https://tass.ru/interviews/11146461 (дата обращения: 06.08.2021).

13. Government of the Democratic People’s Republic of Korea. Democratic People’s Republic of Korea Voluntary National Review on the Implementation of the 2030 Agenda. June 2021. Р. 21.
16 Отдельное внимание руководство страны обращало на необходимость развития собственной фармацевтической промышленности и производства медицинского оборудования и инструментов. Кроме того, Ким Чен Ын объявил строительство современного больничного комплекса в Пхеньяне («Пхеньянской объединенной больницы») в качестве главного приоритета на 2020 г.14 Быстро завершить этот проект и запустить госпиталь в работу не удалось, что, вероятно, было связано с нехваткой медицинского оборудования. В некоторых других регионах были построены новые или реконструированы существовавшие медицинские учреждения, чтобы жители могли получить «самое передовое медицинское обслуживание и наслаждались цивилизованной жизнью с крепким здоровьем»15.
14. Уважаемый высший руководитель товарищ Ким Чен Ын выступил с речью на церемонии начала строительства Пхеньянской объединенной больницы // ЦТАК. 18.03.2020.

15. Прошла церемония открытия Самчжиенской городской народной больницы // ЦТАК. 16.10.2020.
17 В северокорейских СМИ ежедневно освещалась ситуация с противодействием распространению коронавируса в других странах. Долгое время власти не сообщали о развернутых за рубежом программах вакцинации. По мнению Посла России в КНДР А.И. Мацегоры, это делалось для того, чтобы население «не расслаблялось» и не надеялось на помощь извне16. Чучхейский подход, предполагающий опору на собственные силы, был применен и к решению задачи по преодолению «мирового кризиса здравоохранения», как в КНДР называют пандемию коронавируса. Собственные вакцины северные корейцы не производят, а принять иностранные препараты с недоказанной эффективностью для руководства страны было неприемлемо, учитывая риск занесения вируса в страну при организации ввоза вакцин и въезде сопровождающего их медицинского персонала17. Когда газеты КНДР начали писать про опыт вакцинации от коронавируса в других странах, особый упор они делали на факты наличия побочных эффектов, вплоть до летальных исходов. В результате в 2021 г. Пхеньян отказался от поставок 1,7 млн доз вакцины AstraZeneca и 3 млн доз китайской вакцины Sinovac по линии COVAX, хотя и согласился продолжить консультации18.
16. Посол РФ в КНДР: российских дипломатов не страшат тяготы коронавирусной блокады // ТАСС. 14.04.2021. URL: https://tass.ru/interviews/11146461 (дата обращения: 06.08.2021).

17. Pollack J. H., Dalnoki-Veress F. Public-health Engagement with North Korea in the COVID-19 Era. 2021. P. 7. URL: https://nonproliferation.org/public-health-engagement-with-north-korea-in-the-covid-19-era/(дата обращения: 22.12.2021).

18. Kim J. North Korea refuses offer of 3 million Sinovac vaccines // NK News. 02.09.2021. URL:  https://www.nknews.org/2021/09/north-korea-refuses-covax-offer-of-3-million-sinovac-vaccine-doses/ (дата обращения 23.03.2022).
18 Двухлетний карантин сыграл важную роль в подготовке северокорейской системы к вспышке коронавируса. Во-первых, за это время были отработаны технологии, которые затем были применены в ходе общенационального локдауна. Так, после того как в августе 2020 в г. Кэсон у перебежчика с Юга на Север были обнаружены симптомы, схожие с коронавирусом, второй по значению город страны был «закрыт» на две недели19. Коронавирус не подтвердился, но приобретенный опыт оказался важен в дальнейшем. СМИ КНДР прямо писали, что во время локдауна власти столкнулись с проблемами в снабжении, в город пришлось присылать специальные поезда с продовольствием и медикаментами, а лидер страны Ким Чен Ын отдал приказ выделить рис из стратегических резервов20. Во-вторых, северокорейская экономика была частично перенастроена на определенную децентрализацию снабжения, что пригодилось в ходе борьбы со вспышкой. В-третьих, и это, пожалуй, главное, карантин позволил «потянуть время» домомента, пока основным штаммом вируса стал проникший впоследствии в Северную Корею омикрон. По сравнению с предыдущими штаммами он отличался большей заразностью, но гораздо меньшей летальностью, что позволило избежать избыточной нагрузки на систему здравоохранения и минимизировать количество смертей.
19. Ким Чен Ын закрыл город Кэсон из-за подозрения на COVID-19 // РИА Новости. >>>> . URL: https://ria.ru/20200726/1574925112.html; Чрезвычайные противоэпидемические меры в КНДР // Redstartv. 02. 08 >>>> . URL:  >>>> (дата обращения: 04.09.2022).

20. Жителям г. Кэсон переданы материалы особой помощи, направленные нашей партией // Redstartv. 13.08. >>>> . URL:  >>>> (дата обращения: 04.09.2022).
19 В результате закрытия страны и введения чрезвычайных противоэпидемических мер, по данным ООН21, реальный ВВП КНДР в 2020 г. сократился на 4,5 %. Это, в свою очередь, негативно повлияло на планы руководства по реализации 5-летней стратегии экономического развития на 2016–2020 гг., о невыполнении целевых показателей которой Ким Чен Ын заявил в январе 2021 г.22 При этом на фоне сокращения мирового ВВП на 4,3% в 2020 г. динамика ВВП Северной Кореи за этот период не выглядит необычно.
21. UN. World Economic Situation and Prospects 2021. New York, 2021. Р. 138. URL:  https://www.un.org/development/desa/dpad/publication/world-economic-situation-and-prospects-2021/ (дата обращения: 02.09.2022).

22. Вступительная речь уважаемого товарища Ким Чен Ына на VIII съезде ТПК // ЦТАК. 06.01.2021.
20 Из-за закрытия границ внешняя торговля КНДР, с 2021 г. ставшая возможной только через границу с КНР, сократилась до минимального в XXI в. значения. Китайско-северокорейский товарооборот в 2021 г. составил около 320 млн долларов, за два года сократившись более чем в 8 раз23. К середине 2021 г. страну покинули все иностранные сотрудники международных гуманитарных организаций. Уже готовая для поставки в КНДР гуманитарная помощь долгое время провела на складах в Китае. Лишь в начале 2022 г. стало известно о возобновлении помощи по линии ЮНИСЕФ. После многомесячного карантина началось распределение питания для уязвимых групп населения и медикаментов для лечения туберкулеза в соответствующие учреждения24.
23. Jewell E. North Korea-China trade crashes to lowest level in decades in 2021: Data // NK News. 18.01.2022. URL: https://www.nknews.org/2022/01/north-korea-china-trade-crashes-to-lowest-level-in-decades-in-2021-data/(дата обращения 23.03.2022).

24. Kim J. UNICEF says aid has cleared North Korea quarantine, on its way for distribution // NK News. 07.01.2022. URL: https://www.nknews.org/2022/01/unicef-says-aid-has-cleared-north-korea-quarantine-on-its-way-for-distribution/(дата обращения 23.03.2022).
21 В целом существенное сокращение внешних связей КНДР негативно повлияло на социально-экономическое положение населения. В докладе Группы экспертов Комитета 1718 СБ ООН от 1 марта 2022 г. пандемия COVID-19 и вызванное ею закрытие границ КНДР названы одним из главных факторов приближения ситуации в стране к гуманитарному кризису25. Для ее улучшения северокорейское руководство приняло решение возобновить торговлю с Китаем с начала 2022 г., когда был введен в строй приграничный дезинфекционный комплекс, в котором длительному карантину подвергались все ввозимые из КНР товары. При этом власти призывали население сохранять бдительность и не ослаблять противоэпидемические меры.
25. Panel of Experts. Final report of the Panel of Experts submitted pursuant to resolution 2569 (2021). 1 March 2022. P. 80. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/№ 22/252/09/PDF/№ 2225209.pdf?OpenElement (дата обращения: 22.07.2022).
22

Три месяца борьбы за победу в «максимально-чрезвычайной противоэпидемической войне»

23 12 мая 2022 г. на VIII заседании Политбюро ЦК ТПК 8-го созыва был официально признан первый в КНДР случай заражения и смерти от коронавируса: «Возник пробел на нашем чрезвычайно-противоэпидемическом фронте, надежно защищенном с февраля 2020 года до сего дня в течение 2 лет и 3 месяцев»26. Омикрон-штамм BA.2 был обнаружен в мазке, взятом 8 мая у пациента с высокой температурой в Пхеньяне. С конца апреля 2022 г. неизвестная лихорадка резко распространилась по всей стране, за короткий срок было зарегистрировано более 350 тыс. пациентов с высокой температурой, среди которых более 162 тыс. человек вылечились. Только 12 мая в общегосударственном масштабе было зафиксировано более 18 тыс. новых пациентов с высокой температурой. Более 187,8 тыс. человек находились на изоляции и лечении, 6 человек (среди них у одного человека констатирован вариант коронавируса BA.2) умерли27.
26. Прошло VIII заседание Политбюро ЦК ТПК восьмого созыва // ЦТАК. 12.05.2022.

27. Уважаемый товарищ Ким Чен Ын посетил Государственное чрезвычайно-противоэпидемическое командование и ознакомился с чрезвычайно-противоэпидемической ситуацией в стране // ЦТАК. 13.05.2022.
24 Уже 14 мая северокорейский лидер заявил, что распространение эпидемии является крупнейшим потрясением с момента основания государства28, а 17 мая назвал сложившийся кризис «испытательным стендом для различения достоинств и недостатков всех систем работы нашего государства»29. В сложившейся ситуации 12 мая 2022 г. Политбюро ЦК ТПК приняло решение о переходе государственной противоэпидемической работы к «чрезвычайно-противоэпидемическому режиму высшего разряда». Его главной целью являлось стабильно сдерживать и контролировать состояние распространения COVID-19, проникшего в страну, ускорить лечение заразившихся и «искоренить источник распространения в кратчайший срок»30.
28. Прошло совещание Политбюро ЦК ТПК // ЦТАК. 14.05.2022.

29. Прошло заседание Президиума Политбюро ЦК ТПК // ЦТАК. 18.05.2022.

30. Прошло VIII заседание Политбюро ЦК ТПК восьмого созыва // ЦТАК. 12.05.2022.
25 «Чрезвычайно-противоэпидемический режим высшего разряда» включал в себя принятие следующих мер:
26 1) блокировка районов во всех городах и уездах (введение инициативного локдауна); производственные, рабочие и жилые коллективы должны были быть изолированы друг от друга и продолжать работу, эффективно пресекая распространение опасного вируса;
27 2) срочноео проведение кампании по осмотру всех жителей и активному лечению заболевших; карантин для пациентов с лихорадкой;
28 3) запасов медикаментов, которые партия и правительство накопили на чрезвычайный случай; организация своевременной перевозки и снабжения пациентов требуемыми медикаментами;
29 4) усиление повсеместной дезинфекции с целью пресечения и искоренения источников распространения вируса.
30 План руководства КНДР заключался в обеспечении надежного блокирования районов распространения инфекции, снабжении их необходимыми медикаментами и усилении тотальной дезинфекции, чтобы подавить очаги распространения вируса.
31 С самого начала руководство противоэпидемическими мерами осуществлялось на самом высоком уровне. В критические дни мая 2020 г. заседания Политбюро ЦК ТПК проходили очень часто. 12 мая Ким Чен Ын после заседания Политбюро посетил Государственный чрезвычайно-противоэпидемический штаб (ГЧПШ) и подробно ознакомился с ситуацией. 14 и 15 мая Политбюро собиралось снова, 17 мая прошло заседание Президиума Политбюро ЦК ТПК31, а 21 и 29 мая — еще два заседания Политбюро32. На начавшемся 8 июня расширенном заседании V Пленума ЦК ТПК 8-го созыва33 вопросам контроля за чрезвычайно-противоэпидемической ситуацией был посвящен отдельный пункт повестки дня. При этом Генеральный секретарь ТПК во многом подавал личный пример, посещая аптеки и выясняя уровень обеспеченности лекарствами34. Это позволяло оперативно корректировать курс и демонстрировать народу, что власть лично вовлечена в его проблемы. По словам сестры северокорейского лидера Ким Ё Чжон35, Ким Чен Ын настолько активно вкладывался в борьбу, что сам заболел, но продолжал заниматься государственными делами, несмотря на высокую температуру.
31. Прошло заседание Президиума Политбюро ЦК ТПК // ЦТАК. 18.05.2022.

32. КНДР быстро вернула спокойствие и стабильность // Дальневосточное общество идей кимирсенизма-кимчериризма. 21.06.2022. URL:  >>>> (дата обращения 04.09.2022).

33. Сообщение о расширенном заседании V Пленума ЦК ТПК восьмого созыва // ЦТАК. 15.06. 2022.

34. Лидер КНДР посетил аптеки г. Пхеньян во время эпидемии // Redstartv. 17.05.2022. URL: http://www.Redstartv.org/news/lider_kndr_posetil_apteki_g_pkhenjan_vo_vremja_ehpidemii/2022–05–17–2912 (дата обращения: 04.09.2022). Лидер КНДР посетил аптеки г. Пхеньян во время эпидемии // Redstartv. 16.05.2022. URL: http://www.Redstartv.org/news/2022–05–16–2912 (дата обращения: 04.09.2022). Прошло заседание Президиума Политбюро ЦК ТПК // ЦТАК. 18.05.2022.

35. 김여정 "원수님 고열로 심히 앓았다"…김정은 코로나 걸렸었나 (Ким Ё Чжон: «Маршал был серьезно болен из-за высокой температуры»… У Ким Чен Ына был коронавирус?) // Ёнхап. 11.08.2022. URL:  https://www.yna.co.kr/view/AKR20220811089300504?section=nk/news/all (дата обращения: 04.09.2022).
32 ГЧПШ возглавил Ли Чхун Гиль36, который в 2019 г. и 2021 г. был главой Госкомитета37 по науке и технике38 а на пятом пленуме ЦК ТПК 8-го созыва в июне 2022 г. стал начальником отдела ЦК ТПК39. Главным ответственным оказался не «заслуженный партийный деятель», премьер или иной представитель высшего руководства, а «технический специалист», профессионал.
36. «Командующий государственным чрезвычайно-противоэпидемическим штабом: под мудрым руководством уважаемого Генерального секретаря создано чудо восстановления стабильности противоэпидемической ситуации страны в кратчайший срок» // ЦТАК. 11.08.2022.

37. Открылась международная выставка ультрасовременных технических товаров // ЦТАК. 02.09.2019.

38. Новости КНДР. 2021.02.02. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wieJo6Qp-X0 (дата обращения: 04.09.2022).

39. Комментарий ARRC: V-й Пленум ЦК ТПК сконцентрировался на внутренних проблемах Северной Кореи // Asia Risk. 20.06.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 04.09.2022).
33 Тем не менее «с первого раза» идеально систему запустить не удалось, и период с 13 по 17 мая ушел на обнаружение недочетов, их причин и принятие мер, причем критика Ким Чен Ыном тех или иных структур открыто озвучивалась в печати. С одной стороны, лидер КНДР сразу же отметил, что «нынешняя ситуация является не неконтролируемым межрайонным распространением, а распространением в пределах блокированных районов»40 и карантинные меры вскоре подействуют. С другой — основной темой критики были «незрелая способность государства к реагированию на кризис, неактивный подход к работе, распущенность и недеятельность руководящих кадров»41 — иными словами, недостаточно оперативное реагирование на ситуацию. 15 мая Ким Чен Ын выразил недовольство тем, что лекарственные средства не поставляются в аптеки должным образом, а также подверг критике прокуратуру за то, что она не осуществляет правового надзора и контроля за поставками лекарств в целях предотвращения хищений, спекуляций42 и панических закупок лекарств и товаров, упомянутых в СМИ РК43. В итоге был издан экстренный указ о незамедлительных поставках медикаментов из госрезервов и мобилизации армейских медицинских подразделений44, прокуратура разработала юридическое обоснование чрезвычайных мер, позволяющих карать за хищения и спекуляции в условиях чрезвычайной ситуации серьезнее, чем в УК.
40. Прошло совещание Политбюро ЦК ТПК // ЦТАК. 14.05.2022.

41. Прошло заседание Президиума Политбюро ЦК ТПК // ЦТАК. 18.05.2022.

42. Лидер КНДР приказал привлечь армию к поставкам лекарств против коронавируса // Международное радио Кореи. 16.05.2022. URL:  http://world.kbs.co.kr/service/news_view.htm?lang=r&Seq_Code=70132 (дата обращения: 04.09.2022).

43. Fear of deadliest famine in 1990s haunts North Korea amid national lockdown // The Korea Times. 18.05.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 04.09.2022).

44. Лидер КНДР посетил аптеки г. Пхеньян во время эпидемии // Redstartv. 16.05.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 04.09.2022).
34 О применявшихся методах лечения коронавируса в КНДР известно немного, однако в докладе ГЧПШ о ситуации с распространением пандемии по состоянию на 13 мая 2022 г. отмечалось: «…в большинстве случаев из-за отсутствия глубокого знания научного метода лечения совершены ошибки, в том числе чрезмерное принятие лекарств, повлекшие человеческие жертвы»45. Важным условием провозглашалось «повышение научно обоснованной противоэпидемической сознательности всего народа», включая пропаганду среди широких масс элементарных знаний, необходимых для преодоления пандемии. Тогда же северокорейский лидер отмечал, что более опасным врагом, чем сам вирус, для страны является «ненаучный страх, слабые убеждения и слабоволие»46.
45. Прошло совещание Политбюро ЦК ТПК // ЦТАК. 14.05.2022. >>>> (дата обращения: 04.09.2022).

46. Прошло совещание Политбюро ЦК ТПК // ЦТАК. 14.05.2022. >>>> (дата обращения: 04.09.2022).
35 Особая роль в борьбе с пандемией возлагалась на партийные организации, которые «должны решительно подняться на борьбу за защиту народа» и стать стеной в сегодняшней суровой противоэпидемической войне47. Для ЦК партии, по словам Ким Чэн Ына, наступило время еще раз доказать свою руководящую роль перед вызовами истории, сейчас «самое время глубже осознать, для чего мы нужны и для кого мы должны бороться даже ценой своей жизни»48.
47. Прошло совещание Политбюро ЦК ТПК // ЦТАК. 14.05.2022. >>>> (дата обращения: 04.09.2022).

48. Прошло совещание Политбюро ЦК ТПК // ЦТАК. 14.05.2022. >>>> (дата обращения: 04.09.2022).
36 Несмотря на серьезное обострение эпидемической ситуации, руководство КНДР подчеркивало важность продолжения экономической работы. Особенно важно в тот момент было максимально быстро провести посевные работы, от которых зависел объем осеннего урожая, не останавливать промышленное производство, а также сохранять темп выполнения приоритетных общегосударственных работ на 2022 г. (строительство жилых домов на 10 тыс. квартир в Пхеньяне и строительство Рёнпхоского тепличного хозяйства)49. Реализацию подобного подхода удалось обеспечить благодаря тому, что на ключевых объектах был введен режим ЧС и рабочие жили прямо на заводах, не возвращаясь домой, либо для их транспортировки к месту работы выделялись специальные средства50.
49. Прошло VIII заседание Политбюро ЦК ТПК восьмого созыва // ЦТАК. 12.05.2022.

50. >>>> Посол РФ Александр Мацегора: Как КНДР победила COVID-19 // Российская газета. 19.08.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 04.09.2022).
37 Особенности омикрона, для противостояния которому в меньшей степени необходимы дорогие лекарства или медицинское оборудование, позволили прибегнуть к следующей схеме размещения больных и поддержания карантина. Карантин разделил страну на изолированные районы, всякое перемещение полностью прекратилось, внутри карантинной зоны покидать жилье разрешалось только при крайних обстоятельствах51. Участковые врачи в сопровождении военных медиков и добровольцев по несколько раз в день осуществляли поквартирный обход. Кроме того, почувствовавшие симптомы заболевания должны были немедленно известить об этом руководство своей «народной группы», которая является низовой формой самоорганизации и контроля в КНДР. Главным критерием учета заболевших было наличие высокой температуры. Это, с одной стороны, упростило сбор данных, с другой — в статистику не попадали те, у кого коронавирус прошел бессимптомно, поскольку высокая температура могла быть признаком не только коронавируса, но и иных инфекций. Из-за этого ежедневные сводки ЦТАК сообщали не о коронавирусе, а о лихорадке или высокотемпературном синдроме.
51. >>>> Посол РФ Александр Мацегора: Как КНДР победила COVID-19 // Российская газета. 19.08.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 04.09.2022).
38 Отсутствие информации о нехватке коек в больницах и перегрузке системы здравоохранения (как по официальным, так и по неофициальным каналам) в сочетании с данными «Нодон Синмун» о тяжелой доле и переработках врачей указывают на то, что большая часть больных лежала дома. Квартиры и дома, где появлялись больные, немедленно блокировались, попасть туда могли только военные медики в костюмах РХБЗ, доставлявшие лекарства52. Национальная разведывательная служба РК53 в свою очередь отмечала, что большинство лиц с температурой размещались на карантин в школах или специальных учреждениях до тех пор, пока их температура не приходила в норму54. Позднее появились упоминания об «универсальных карантинных пунктах с улучшенной вместимостью и жесткими условиями закрытия и лечения»55.
52. >>>> Посол РФ Александр Мацегора: Как КНДР победила COVID-19 // Российская газета. 19.08.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 04.09.2022).

53. 국정원 "北, 핵실험 준비 다 끝났고 타이밍만 보고있다" (Национальная разведывательная служба РК: «Северная Корея готова к ядерным испытаниям и смотрит только на время») // Ёнхап. 19.05.2022.

54. (LEAD) N.K. gauges timing for nuclear test after completing preparations: spy agency // Yonhap News Agency. 19.05.2022. URL:  https://en.yna.co.kr/view/AE№ 20220519006451320?section=news (дата обращения: 04.09.2022).

55. (LEAD) N. Korea's suspected COVID-19 cases drop below 30,000: state media // Yonhap News Agency. 15.06.2022. URL:  https://en.yna.co.kr/view/AE№ 20220615000451325?section=news (дата обращения: 04.09.2022).
39 Увеличение числа медиков произошло за счет мобилизации «всех способных держать шприц». СМИ РК утверждают, что «для обследования и лечения людей были мобилизованы 11000 чиновников, преподавателей и студентов медицинских учреждений»56. Некоторые источники доводят это число до миллиона за счет добавления «санитарных активистов» (вероятно, речь идет о лицах, прошедших подготовку по линии гражданской обороны), военных медиков, а также «пенсионеров со стажем работы в области здравоохранения и бывших медработников, имеющих теперь другую профессию»57.
56. (2nd LD) N. Korea reports 6 additional deaths amid COVID-19; military mobilized for drug supply // Yonhap News Agency. 17.05.2022. URL:  https://en.yna.co.kr/view/AE№ 20220517000552325?section=news (дата обращения: 04.09.2022).

57. КНДР быстро вернула спокойствие и стабильность // Дальневосточное общество идей кимирсенизма-кимчериризма. 21.06.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 04.09.2022).
40 Для снабжения населения продуктами питания и предметами первой необходимости было создано почти 10 тыс. передвижных отрядов обслуживания, а в каждом районе Пхеньяна (в рамках каждой изолированной карантинной зоны) создали более 160 новых ларьков, где продавали овощи и т.п.58 Снабжение лекарствами и продуктами осуществлялось как за счет «распечатанных» государственных резервов, так и благодаря тому, что фармацевтическая промышленность переключилась на разработку и производство тест-систем, антикоронавирусных и восстанавливающих препаратов, в том числе из арсенала народной медицины59.
58. КНДР быстро вернула спокойствие и стабильность // Дальневосточное общество идей кимирсенизма-кимчериризма. 21.06.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 04.09.2022).

59. >>>> Посол РФ Александр Мацегора: Как КНДР победила COVID-19 // Российская газета. 19.08.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 04.09.2022).
41 Особенностью медицинской стратегии КНДР было отсутствие массового тестирования населения на коронавирус. Это объяснялось прежде всего отсутствием самих тестов, а также нехваткой лаборантов.
42 Опасаясь попадания «новых порций» коронавируса из-за рубежа, КНДР открыто не запрашивала иностранной помощи. При этом представители ВОЗ с начала июня по запросу Пхеньяна предоставляли местным профильным учреждениям данные об особенностях коронавируса60. КНР сразу же предложила Северной Корее всестороннюю помощь в борьбе с распространением инфекции61. Иностранные СМИ сообщали, что 16 мая в Шэньян (пров. Ляонин) прибыли 3 воздушных судна авиакомпании Air Koryo из КНДР. После завершения погрузки во второй половине того же дня они вернулись в Северную Корею62. Однако что именно они везли, было неизвестно, регулярными такие рейсы не стали.
60. ВОЗ продолжает оказывать гуманитарную помощь Северной Корее // Международное радио Кореи. 17.06.2022. URL:  http://world.kbs.co.kr/service/news_view.htm?lang=r&Seq_Code=70526 (дата обращения: 04.09.2022).

61. Foreign Ministry Spokesperson Zhao Lijian’s Regular Press Conference on May 12, 2022 // Министерство иностранных дел КНР. URL:  https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/2511_665403/202205/t20220512_10685185.html (дата обращения: 04.09.2022).

62. 北 대형수송기 3대 어제 中서 의약품 반입…방역물자인듯 (Вчера три северокорейских транспортных самолета доставили лекарства из Китая… Как будто это карантинный материал) // Енхап. 17.05.2022. URL:  https://www.yna.co.kr/view/AKR20220517098052083?section=nk/news/all (дата обращения: 04.09.2022).
43 Ежедневный прирост новых случаев заболевания (что не равно подтвержденным случаям коронавируса в силу ограниченности кампании по тестированию) довольно быстро достиг пика: 15 мая было зафиксировано еще 392 920 случаев. Но уже 16 мая число новых заболевших упало до 232 800, 18 мая снова поднялось до 262 270, но затем начало падать. 28–31 мая оно балансировало в районе 100 тыс., с 10 июня не превышало 50 тыс., с 19 июня — составляло менее 20 тыс., 25 июня — менее 10 тыс. 30 июня новых заболевших в день было менее 5 тыс., с 12 июля их стало меньше 1 тыс., а с 25 июля — меньше сотни. С 29 июля количество заболевших в день стало равно нулю, 4 августа ЦТАК перестало публиковать данные о числе находящихся на лечении, а 10 августа было официально объявлено о победе над эпидемией. Выступая в тот день на Общереспубликанском заседании по подведению итогов чрезвычайно-противоэпидемической работы, Ким Чен Ын объявил о том, что в стране были полностью ликвидированы очаги заражения коронавирусом63.
63. Уважаемый товарищ Ким Чен Ын выступил с речью на Общереспубликанском заседании по подведению итогов чрезвычайно-противоэпидемической работы // ЦТАК. 12.08.2022.
44 Общее число переболевших «лихорадкой» составило 4,77 миллиона — почти одну пятую населения страны. Что касается количества смертей, то 13 мая умер 21 человек, и это было максимальное число в день. 14 мая умерло 15 человек, 15 мая — 8, 16 мая — 6. Таким образом, пик смертности прошел ранее пика заболеваемости. До 22 мая смертность составляла 1–2 человека в день, затем летальные исходы случались все реже. Последняя жертва была объявлена 5 июля, с ней общее число смертей составило 74, а уровень смертности — 0,0016 %64. Для сравнения: в Южной Корее с момента появления омикрона в конце февраля до середины апреля 2022 г. фиксировалось 150–200 тысяч заболевших в день, а на пике, 22 марта 2022 г., в стране было 490 707 заболевших в день65 при летальности в 0,1 %. Необходимо отметить, что к этому времени в Республике Корея уже успешно провели вакцинацию более 80 % населения. Таким образом, если верить официальной северокорейской статистике, по состоянию на август 2022 г. в КНДР была отмечена самая низкая смертность от коронавируса66.
64. «Командующий государственным чрезвычайно-противоэпидемическим штабом: под мудрым руководством уважаемого генерального секретаря создано чудо восстановления стабильности противоэпидемической ситуации страны в кратчайший срок» // ЦТАК. 11.08.2022.

65. COVID-19 Data Repository by the Center for Systems Science and Engineering (CSSE) at Johns Hopkins University. URL:  >>>> (дата обращения: 04.09.2022).

66. Heeje Lee, Samuel S. Han. North Korea Appears to Have Managed Its COVID-19 Outbreak: What Comes Next? // 38North. 15.08.2022. URL: https://www.38north.org/2022/08/north-korea-appears-to-have-managed-its-covid-19-outbreak-what-comes-next/(дата обращения: 04.09.2022).
45 «Испытательный тест» на эффективную борьбу с коронарирусом в Северной Корее в середине 2022 г. оказался пройденным: руководство страны адекватно оценило масштабы угрозы и сформировало стратегию на основе специфики административной и здравоохранительной систем, грамотно распределив ограниченные силы и ресурсы. Реализация противоэпидемических мер показала как эффективную работу аппарата принуждения, так и поддержку действий властей со стороны населения, которое было хорошо информировано о ходе борьбы с заболеванием. Победа не сопровождалась «крахом экономики» и избыточной нагрузкой на систему здравоохранения, подтвердив устойчивость существующей командно-административной системы управления и ее способность эффективно реагировать на новые вызовы.

Библиография

1. Асмолов К.В. Не только ракеты. Путешествие историка в Северную Корею. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, Университет Дмитрия Пожарского, 2018. 320 с.

2. Асмолов К.В., Захарова Л.В. Проблемы и перспективы развития КНДР: прогноз 2021 // Проблемы Дальнего Востока. 2021. № 4. C. 134–147.

3. Воронцов А.В. Борьба с коронавирусом на Корейском полуострове // Азия и Африка сегодня. 2020. № 9. С. 29–35.

4. Супотницкий М.В. Забытая биологическая война на Корейском полуострове — технические детали // Вестник войск РХБ защиты. 2020. Т. 4. № 4. С. 441–461.

5. Толорая Г.Д., Коргун И.А., Горбачева В.О. Санкции в отношении КНДР: анализ последствий и уроки. Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2020. 46 с.

6. Government of the Democratic People’s Republic of Korea. Democratic People’s Republic of Korea Voluntary National Review On the Implementation of the 2030 Agenda. 2021. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/282482021_VNR_Report_DPRK.pdf (дата обращения: 08.08.2021).

7. Panel of Experts. Final report of the Panel of Experts submitted pursuant to resolution 2569 (2021). 1 March 2022. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/№ 22/252/09/PDF/№ 2225209.pdf?OpenElement (дата обращения: 22.07.2022).

8. Pollack J. H., Dalnoki-Veress F. Public-health Engagement with North Korea in the COVID-19 Era. 2021. URL: https://nonproliferation.org/public-health-engagement-with-north-korea-in-the-covid-19-era/ (дата обращения: 22.12.2021).

9. UN. World Economic Situation and Prospects 2021. New York, 2021. URL: https://www.un.org/development/desa/dpad/publication/world-economic-situation-and-prospects-2021/ (дата обращения: 02.09.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести