«14 й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий» (2021-2025) в КНР: инновационная составляющая
«14 й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий» (2021-2025) в КНР: инновационная составляющая
Аннотация
Код статьи
S013128120023006-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Чуванкова Валентина Васильевна 
Должность: Ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований Китая
Аффилиация: Институт Китая и современной Азии РАН
Адрес: Российская Федерация, 117997, Москва, Нахимовский проспект, 32
Выпуск
Страницы
140-152
Аннотация

Китай намерен в ближайшие годы сосредоточиться на точках роста, которые должны основываться на техническом прогрессе, повышении квалификации трудящихся и инновациях. Значительное место в этом процессе уделяется созданию благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса, поскольку именно в этих секторах создается больше всего инновационной продукции, изобретений и технологических новинок. Новые подходы к развитию национальных малых и средних предприятий (МСП), раскрытию их научно-технического потенциала стали предметом приоритетного внимания со стороны государства в период 14‑й пятилетки. Чтобы эффективно мобилизовать предпринимательскую и инновационную активность МСП, заложить прочную основу устойчивого развития и повысить их инновационный потенциал, Министерство промышленности и информационных технологий совместно с 19 департаментами и подразделениями впервые разработало и издало специальный документ — «14‑й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий» на период 2021-2025 гг., интегрировав его в новую концепцию высококачественного развития страны. План рассматривает необходимость сосредоточиться на повышении инновационного потенциала и профессионального уровня МСП, а также на создании прочной основы для культивирования технологически продвинутых МСП с большой перспективой специализации и развития в качестве ключевого проекта на ближайшие пять лет. В статье проведен комплексный анализ основных направлений, целей и задач малого и среднего бизнеса, а также методов их реализации, обозначенных в Плане, сделан вывод о том, что данная программа должна стать базой для прорыва Китая в целом ряде критически важных инновационных и высокотехнологических отраслей и секторов экономики в рамках намеченной к середине XXI в. «всесторонней модернизации государства».

Ключевые слова
Малые и средние предприятия КНР, 14 й пятилетний план, оптимизация бизнес среды, инновационная составляющая, ХХ съезд КПК
Классификатор
Получено
18.08.2022
Дата публикации
20.12.2022
Всего подписок
10
Всего просмотров
359
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Успешно завершив к 2021 г. выполнение одной из двух главных целей на пути к «великому возрождению китайской нации» — полной ликвидации бедности и построения общества «сяокан», Китай приступил к реализации второй цели — «всестороннему строительству модернизированного социалистического государства», — достижение которой намечено к 100-летию образования КНР (2049 г.). Процесс модернизации экономики тесно связан с индустриализацией, развитием науки и техники, инновациями. На ХХ съезде КПК (октябрь 2022 г.) отмечалось, что в общей работе по модернизации Китая необходимо добиться новых прорывов в высококачественном развитии экономики, прежде всего в инновационной сфере1. Высококачественное развитие, основанное на технологическом прогрессе и ориентированное на научно-технические инновации, становится главным направлением экономической работы в годы 14й пятилетки (2021–2025 гг.), а малый и средний бизнес — движущей силой и источником роста инноваций и предпринимательства, поскольку именно там создается больше всего оригинальной инновационной продукции, изобретений и технологических новинок.
1. 高举中国特色社会主义伟大旗帜 为全面建设社会主义现代化国家而团结奋斗——在中国共产党第二十次全
2 Новые подходы к развитию малых и средних предприятий, раскрытию их научно-технического потенциала стали предметом приоритетного внимания китайского руководства. Основная цель — создание полномасштабной инновационной системы, внедрение научных достижений в производство, стимулирование инноваций на ключевых направлениях технологического прогресса, массовой подготовки научно-технических кадров и квалифицированных рабочих и т.д.2 Инновационная деятельность малых и средних предприятий (МСП) осуществляется при поддержке и контроле государства, включая процедуру создания, налогообложение, кредитование, защиту интеллектуальной собственности, регистрацию патентов, внешнеэкономическую деятельность и др.3
2. Подробнее см.: Островский А.В. Китай становится экономической сверхдержавой /А.В. Островский. М.: Институт Дальнего Востока РАН: ООО «Издательство МБА», 2020. 496 с. Раздел 2.1 Роль инноваций в модернизации народного хозяйства КНР. С. 169–218.

3. Подробнее см: Чуванкова В.В. Инновационное предпринимательство — новый тренд в экономике КНР // Азия и Африка сегодня. 2017. № 6. С. 43–46.
3

Роль малого и среднего предпринимательства в экономике и инновациях

4 За годы реформ в Китае частный сектор, основной составляющей которого являются микро-, малые и средние предприятия, добился впечатляющих результатов. На его долю приходится свыше 60 % ВВП, около 50 % налоговых поступлений в бюджет государства, почти 60 % общего объема инвестиций в основные фонды (без учета крестьянских дворов), 90 % объема внутренней и более 48 % внешней торговли, 80 % рабочих мест в городах и сельской местности4.
4. 政府工作报告——二〇二二年三月五日在第十三届全国人民代表大会第五次会议上 (Доклад о работе правительства — на 5й сессии ВСНП 13-го созыва 5 марта 2022 г.) // 人民日报. 13.03.2022. URL: http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2022–03/13/nbs.D110000renmrb_01.htm (дата обращения: 14.03. 2022); National Economy Continued to Recover with Expected Development Targets Well Achieved in 2021 // 国家统计局. 17.01.2022. URL: http://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202201/t20220117_1826409.html (дата обращения: 18.01.2022); Цзин Линьбо. Необходимо оказать помощь небольшим предприятиям // Китай. 2020. № 7. С. 33.
5 Китай является лидером мирового рынка корпоративных инноваций. Малому и среднему бизнесу принадлежит 65 % патентов, 75 % технических новшеств и более 80 % годового выпуска новой продукции5. За счет инноваций Китай поднялся на 11е место в Глобальном инновационном индексе 2022 г., опубликованном Всемирной организацией интеллектуальной собственности, что на 23 позиции выше, чем в рейтинге 2012 г.6, и вышел на первое место в мире по количеству поданных заявок в рамках системы Договора о патентной кооперации (Patent Cooperation Agreements)7.
5. Климова Н.В., Глущенко О.С. Инновационное предпринимательство в Китае // Фундаментальные исследования. 2018. № 10. С. 74–78. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42283 (дата обращения: 19.07.2022).

6. Sci-tech, innovation seen advancing modernization // China.org. October 21, 2022. >>>> (дата обращения: 21.10. 2022).

7. Деловой климат в Китае стабильно улучшается // Жэньминь жибао. 16.07.2021. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2021/0716/c31518–9872944.html (дата обращения: 18.07.2021).
6 К началу 2022 г. количество микро-, малых и средних предприятий достигло 48,42 млн частных и 103 млн индивидуальных предприятий, что составило более 98 % из 154 млн зарегистрированных в промышленно-торговой системе субъектов хозяйствования. Они создали более 420 млн рабочих мест, став основной силой обеспечения занятости в стране8.
8. Strong market entity support reaffirmed, number tops 150M // China Internet Information Center. January 28, 2022. URL: http://www.china.org.cn/business/2022–01/28/content_78016585.htm (дата обращения: 29.01.2022).
7 Малые и средние предприятия являются неотъемлемой частью производственных цепочек и важным источником инноваций. Число высокотехнологичных предприятий в Китае выросло с 49 тыс. в 2012 г. до 330 тыс. в 2021 г., при этом их инвестиции в исследования и разработки НИОКР составили 70 % от общего объема инвестиций китайских предприятий в эту сферу9. Среди занимающихся НИОКР промышленных предприятий с годовым доходом от основной деятельности не менее 20 млн юаней (3 млн долл.) микро- и малые предприятия составили 81,1 %, а их численность выросла на 233,2 %, а расходы на НИОКР по сравнению с 2015 г. — на 102,5 %10. Согласно данным ГСУ КНР, расходы Китая на НИОКР в 2021 г. достигли нового максимума в 2,44 % от ВВП и составили около 2,79 трлн юаней (441,13 млрд долл.), увеличившись на 14,2 % в годовом исчислении11.
9. Chinese companies see sci-tech investment up over decade: official // China Internet Information Center. June 07, 2022. URL: http://www.china.org.cn/business/2022–06/07/content_78257071.htm (дата обращения: 08.06.2022).

10. “十四五”促进中小企业发展规划 (14й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий) // 陕西省综合性中小企业服务对接平台. 01.04.2022. URL: http://www.sxsme.com/xzxk/46866.jhtml (дата обращения: 02.06.2022).

11. China's spending on R&D reaches new high in 2021 // China Internet Information Center. January 26, 2022. URL: http://www.china.org.cn/business/2022–01/26/content_78012168.htm (дата обращения: 26.01.2022).
8

Основные направления стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в период 14й пятилетки

9 В связи с возрастающей важностью перехода на путь инновационного развития и повышения роли частного предпринимательства в развитии национальной инновационной системы в Китае с начала реформ был принят целый ряд программ по развитию научно-технического потенциала страны как основы модернизации экономики: «863» (1986 г.), «Искра» (1986 г.), «Факел» (1988 г.), «973» (1997 г.), «Создание новых знаний» (1998 г.), «Государственная программа научно-технического развития на 2006–2020 гг.» (2006 г.), «Сделано в Китае — 2025» (2015 г.) и др. Благодаря им этим программам частный капитал активно включился в реализацию инновационной стратегии государства, а активное развитие малых и средних предприятий, раскрытие их научно-технического и инновационного потенциала стали предметом приоритетного внимания12.
12. См.: Кудин А.П. Частные предприятия в Китае: политика и экономика. Ретроспективный анализ развития в 1980–2010е годы /А.П. Кудин, 2017; Отв. ред. В.В. Карлусов. М.: ООО ИТК «Дашков и К°», 2017. Раздел 3.3. Инновационная и высокотехнологичная ориентация предпринимательства. С. 200–236.
10 В 14й пятилетке китайские власти придают особое значение разработке и реализации программ и мер, направленных на стабилизацию экономики и борьбу с последствиями COVID-19, отводя важную роль в этом процессе малому и среднему бизнесу и его инновационному потенциалу. Подготовленные ЦК КПК и Госсоветом КНР документы по поддержке малого и среднего предпринимательства представляют собой целевую программу краткосрочных и долгосрочных мер, направленных на улучшение системы государственного обслуживания МСП, усиление финансово-кредитной поддержки и налоговых преференций, формирование среды равноправной конкуренции, повышение инновационной и инвестиционной активности, расширение доступа на внутренний и внешний рынки и др.13
13. См.: Чуванкова В.В. Стимулирование малого и среднего бизнеса в КНР в новых условиях развития глобальной экономики // Проблемы Дальнего Востока. 2019. № 5 (2). С. 33–40; Чуванкова В.В. Китай наращивает поддержку малого и среднего бизнеса на завершающем этапе 13й пятилетки // Социально-экономические итоги выполнения 13й пятилетки КНР (2016–2020 гг.) и задачи 14й пятилетки (2021–2025 гг.) /Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока; сост. П.Б. Каменов, А.Д. Александрова; отв. ред. А.В. Островский. М.: ИДВ РАН, 2021. С. 94–100.
11 В запущенной Госсоветом КНР в мае 2022 г. программе «Пакет мер политики по стабилизации экономики (33 меры в шести областях)» также значительное место уделено поддержке микро-, малых и средних предприятий в сферах кредитно-финансовой и налоговой политики, в области инвестиций, сырьевой и энергетической безопасности, включения их в цепочки производства и поставок, инновационных проектов и т.д.14
14. 扎实稳住经济的一揽子政策措施(六个方面33项措施)(Пакет мер политики по стабилизации экономики (33 меры в шести областях)) // 国务院. 24.05.2022. >>>> (дата обращения: 21.06.2022).
12 Важным шагом в реализации задач по оптимизации делового климата и развития массового предпринимательства и инноваций, стала разработка Министерством промышленности и информационных технологий совместно с 19 департаментами и подразделениями, включая Государственный комитет по развитию и реформам, Министерство науки и технологий, Министерство финансов, а также Всекитайскую федерацию промышленности и торговли, первого специального документа — «14-го пятилетнего плана содействия развитию малых и средних предприятий» (далее — План), интегрировав его в новую концепцию высококачественного развития страны15. В Плане намечен стратегический курс развития МСП в новой пятилетке, когда расширение инновационных возможностей и профессионального уровня становятся одними из главных направлений развития16. Эта программа должна стать базой для дальнейшего мощного прорыва Китая в целом ряде критически важных инновационных и высокотехнологических отраслей и секторов экономики.
15. В течение 2019–2021 гг. параллельно велась разработка и издание целого ряда специальных планов для других важных сфер экономической деятельности, в т.ч. «14й пятилетний план для частных предприятий в условиях верховенства права на 2021–2025 гг.» (03.09.2021), «14й пятилетний план модернизации надзора за рынком» (27.01.2022), «14й пятилетний план развития цифровой экономики» (11.02.2022), «План действий по стандартизации для содействия качественному развитию частной экономики в 2022–2023 гг.» (28.10.2021), «План по пересмотру стандартов классификации МСП» (26.04.2021) и др. — Прим. авт.

16. “十四五”促进中小企业发展规划 (14й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий) // 陕西省综合性中小企业服务对接平台. 01.04.2022. URL: http://www.sxsme.com/xzxk/46866.jhtml (дата обращения: 02.06.2022).
13 План ориентировался на установки «14-го пятилетнего плана социально-экономического развития на 2021–2025 гг. и долгосрочного развития до 2035 г.» и систему работы «321», разработанную Министерством промышленности и информационных технологий для стимулирования высококачественного инновационного развития МСП17. На их основе в Плане была сформирована программа развития — от общих установок к конкретным проектам, — получившая название «5794», т.е. 5 целей развития, 7 основных задач, 9 пилотных проектов и 4 защитные меры, направленные на расширение политических, экономических, рыночных и инновационных возможностей для МСП и обеспечение их реализации.
17. Разработчики системы «321» предложили выстраивать работу по поддержке МСП, сосредоточив внимание на трех областях (политическая среда, система обслуживания, условия развития) и двух ключевых факторах (усиление защиты законных прав и интересов МСП, облегчение доступа к финансированию). См.: 汪文正:《“十四五”促进中小企业发展规划》印发——为中小企业营造良好发展环境 (Ван Вэньчжэн. Издан «14й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий» — создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства) // 人民日报海外版. 20.12.2021. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2021–12/20/content_5662036.htm (дата обращения: 01.06.2022).
14 Цели и задачи Плана ориентировались на необходимость развивать и укреплять МСП в качестве субъектов рынка, повышать их роль в модернизации экономики и обеспечении трудоустройства, совершенствовать политическую и экономическую системы поддержки предпринимательской и инновационной активности МСП, оптимизировать деловую, конкурентную и институциональную среду для защиты законных прав и интересов МСП.
15 Особое место в Плане уделено повышению инновационного потенциала и профессионального уровня МСП, созданию эффективных систем интеллектуального и инновационного обслуживания, а также стимулированию инноваций и специализации с выходом на ряд количественных показателей. Так, к концу 2025 г. поставлена задача увеличить численность инновационных МСП до 1 миллиона, количество МСП, отличающихся уникальной специализацией, — до 100 тысяч. Необходимо также вырастить 10 тысяч «маленьких гигантов» — фирм, которые относятся к перспективным малым предприятиям, находящимся на начальной стадии развития и ориентированным на наукоемкие технологии. Операционные доходы от хозяйственной деятельности МСП предполагается увеличить более чем на 18 %. Планируется создать 200 отраслевых кластеров МСП и 10 зон сотрудничества китайских и иностранных МСП. Расходы сверхлимитных МСП (с годовым доходом не менее 20 млн юаней) на НИОКР будут увеличиваться, согласно Плану, более чем на 10 % в год, количество патентных заявок — более чем на 10 % в год, а количество действующих патентов на изобретения — более чем на 15 % в год18.
18. “十四五”促进中小企业发展规划 (14й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий) // 陕西省综合性中小企业服务对接平台. 01.04.2022. URL: http://www.sxsme.com/xzxk/46866.jhtml (дата обращения: 02.06.2022).
16 Дорожной картой для реализации обозначенных в Плане целей и задач, стали девять тесно связанных между собой пилотных проектов, которые охватили все основные направления деятельности МСП. В их числе: «Проект развития высококачественных МСП», «Проект повышения инновационного потенциала и профессионального уровня МСП», «Проект улучшения системы обслуживания МСП», «Проект улучшения финансирования МСП», «Проект по защите законных прав и интересов МСП, Проект продвижения цифровой трансформации МСП», «Проект содействия “зеленому” развитию МСП», «Проект по продвижению бренда МСП с целью повышения конкурентоспособности», «Проект содействия интернационализации МСП».
17 В качестве гарантий реализации намеченных целей указаны защитные меры: укрепление общего руководства партии; координация политики поддержки МСП на всех административно-территориальных уровнях; модернизация системы классификации для МСП и оценка степени оптимизации среды развития для высококачественных МСП; создание благоприятного социального климата для предпринимательской деятельности19.
19. “十四五”促进中小企业发展规划 (14й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий) // 陕西省综合性中小企业服务对接平台. 01.04.2022 URL: http://www.sxsme.com/xzxk/46866.jhtml (дата обращения: 02.06.2022).
18 В поставленных целях, задачах и проектах отчетливо прослеживается акцент на инновационную направленность МСП. План указывает на необходимость передать решающую роль в распределении инновационных ресурсов рынку, улучшить систему инновационных услуг для МСП, создать институциональную среду, которая, в свою очередь: поощряет и защищает инновации; стимулирует их развитие на корпоративном уровне; расширяет доступ инновационных МСП к инвестициям, технологиям, талантам, использованию больших данных, производственным площадкам и другим необходимых ресурсам; стимулирует вузы, НИИ и крупные предприятия осуществлять отраслевое научно-исследовательское сотрудничество с МСП, а также совместное использование производственных мощностей и создание общих технологических платформ для верхнего, среднего и нижнего звеньев производственной цепочки.
19

Малые и средние предприятия — источник рождения и продвижения инноваций

20 Согласно установленным «Планом» показателям, общая численность и качество МСП будет неуклонно расти, а специализация и инновации станут важным способом модернизации МСП за счет создания новых форм высокотехнологичных предприятий и новых моделей бизнеса20.
20. Оформление в виде долгосрочной госпрограммы так называемого градиентного выращивания высококачественных промышленных предприятий в общенациональном масштабе произошло лишь в 2018 г. и стало одним из важных элементов государственной политики поддержки национальных компаний.
21 На ближайшие 5 лет Китай сделал ставку на избирательное «выращивание» с помощью государства на базе быстро появляющихся технологически перспективных МСП с уникальной специализацией разного уровня («специализированных, оригинальных и новых» (专业、特殊和新)) «предприятий-чемпионов» (冠军企业) — «маленьких гигантов» (小巨人), «компаний-газелей» (瞪羚企业) и др., которые в будущем должны превратиться в системообразующие предприятия развивающихся отраслей21.
21. Это новый тип мелких предприятий, которые находятся еще на ранней стадии развития, но ориентированы на новые поколения информационных технологий, производство высокотехнологичного оборудования, новой энергии, новых материалов, биомедицины и других передовых областей.
22 Согласно Плану, на данном этапе акцент сделан на выращивание «маленьких гигантов» с целью создания из них образцов для подражания. К «маленьким гигантам» в Китае относятся МСП, которые быстрее внедряют инновации и модернизируются, осваивают ключевые технологии, обладают передовым инновационным потенциалом и высокой конкурентоспособностью. Чтобы обеспечить переход перспективных предприятий из категории «специализированных, оригинальных и новых» в категорию «специализированных, оригинальных и новых “маленьких гигантов”», в пилотном «Проекте развития высококачественных МСП», включенном в План, намечено: создать современную систему сервисного обслуживания МСП, включающую материально-техническую, финансовую, интеллектуальную и кадровую поддержку; наладить систему работы онлайн-платформы обучения; создать механизм обмена опытом и талантами между НИИ, крупными предприятиями и МСП; разработать четкие критерии для отбора участников в эту программу, чтобы уже на ранней стадии выявлять предприятия с высоким инновационным потенциалом и способствовать их переходу от низкого уровня к более высокому22.
22. “十四五”促进中小企业发展规划 (14й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий) // 陕西省综合性中小企业服务对接平台. 01.04.2022. URL: http://www.sxsme.com/xzxk/46866.jhtml (дата обращения: 02.06.2022).
23 При регистрации статуса «маленького гиганта» к предприятиям, как правило, предъявлялись следующие требования: продемонстрировать как минимум 5 % среднегодового темпа роста доходов от основной деятельности или чистой прибыли за предыдущие два года, а соотношение долга к активам должно оставаться ниже 70 %23. Не менее 3 % от дохода должно направляться на НИОКР. Кроме того, у предприятия должно быть не менее двух действующих патентов на изобретения или другие свидетельства ее инновационных возможностей24. Всем им предоставляется облегченный доступ к государственным фондам поддержки, льготному кредитованию, налоговым льготам, возможности получения дополнительной защиты своей интеллектуальной собственности и другие преференции.
23. New batch of 'little giants' champions China's upgraded SME cause // China Internet Information Center. April 07, 2022. URL: http://www.china.org.cn/business/2022–04/07/content_78152900.htm /(дата обращения: 08.04.2022).

24. Оганесян >>>> Поднебесная растит своих чемпионов. «Маленькие гиганты» // Expert.ru. 30.05.2022. URL: https://expert.ru/2022/05/30/podnebesnaya-rastit-svoikh-chempionov/(дата обращения: 14.07.2022).
24 Для долгосрочных инвестиций государства в «маленьких гигантов» проводился тщательный отбор. Предприятия, прошедшие дополнительный конкурс, получали доступ к прямым государственным субсидиям в виде единовременной поддержки в размере от 3 до 10 млн юаней (от 470 тыс. до 1,5 млн долл.), а также к дополнительным субсидиям на технологические инновации и бесплатные программы обучения техперсонала25.
25. Оганесян >>>> Поднебесная растит своих чемпионов. «Маленькие гиганты» // Expert.ru. 30.05.2022. URL: https://expert.ru/2022/05/30/podnebesnaya-rastit-svoikh-chempionov/(дата обращения: 14.07.2022).
25 Согласно данным Министерства промышленности и инновационных технологий, в настоящее время в Китае насчитывается более 4700 технологически передовых предприятий — «маленьких гигантов» национального уровня, у половины из которых ежегодные расходы на исследования и разработки превышают 10 млн юаней (1,57 млн долл. США). Среди них свыше 60 % занимаются промышленными технологиями, а более 70 % вовлечены в промышленную сферу уже более 10 лет26. Их можно встретить в крупных проектах национального уровня, включая освоение космоса и строительство высокоскоростных железных дорог. В 2022 г. Китай намерен создать еще 3 тыс. «маленьких гигантов», что позволит к концу года довести их численность почти до 8 тыс.27
26. Little giants play big role in buoying nation's economy // China Internet Information Center. March 30, 2022. URL: http://www.china.org.cn/business/2022–03/30/content_78138259.htm (дата обращения: 08.04.2022).

27. Little giants play big role in buoying nation's economy // China Internet Information Center. March 30, 2022. URL: http://www.china.org.cn/business/2022–03/30/content_78138259.htm (дата обращения: 08.04.2022).
26 Несмотря на то, что инновационные «маленькие гиганты» — это лишь небольшая часть малых и средних предприятий в Китае, специализирующихся на одном, двух или нескольких продуктах, они помогают добиться прорыва в наращивании технологического потенциала в стратегически важных отраслях, таких как производство микросхем и высокопроизводительных чипов, биотехнологий и квантовых вычислениях, создании нового поколения информационных технологий и программного обеспечения, производства высококачественного оборудования, новой энергетики и материалов, биомедицине и др. Как правило, средние темпы роста доходов, чистой прибыли и патентов на изобретения у «маленьких гигантов» намного опережают темпы роста всей группы МСП.
27 Пилотный «Проект повышения инновационного потенциала и профессионального уровня МСП» ориентирован на глубокую интеграцию МСП в структуру современного промышленного производства и сельского хозяйства, активное участие в модернизации экономики за счет инноваций. Чтобы способствовать быстрому росту научно-технологических достижений, освоению уникальных инновационных продуктов и технологий премиум-класса, в проекте указывалось на необходимость:
28 – активнее интегрировать МСП в восходящую и нисходящую части производственных и инновационных цепочек, а в обрабатывающей промышленности — к освоению новых моделей совместного производства, таких как краудсорсинг, облачный аутсорсинг и субподряд платформ; а также разрабатывать новые эффективные модели — маркетинг больших данных и эмпирический маркетинг;
29 – стимулировать крупные, средние и мелкие предприятия к развитию рынка торговли технологиями с предварительным соглашением о совместном использовании выгод и рисков от коммерциализации новаций и технологических достижений, используя систему «быстрое испытание, быстрое внедрение, быстрый переход к разработке следующего инновационного продукта» (в 2020 г. около 60 % научно-технических достижений было коммерциализировано на микро-, малых и средних предприятиях28);
28. China sees flourishing commercialization of sci-tech achievements // China Internet Information Center. June 30, 2022. URL: http://www.china.org.cn/business/2022–06/30/content_78297860.htm (дата обращения: 01.07.2022).
30 – активнее привлекать МСП к освоению новых форм и моделей бизнеса в таких сферах, как циркулярное сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность и инфраструктура, каскадное использование энергетических ресурсов, переработка и утилизация отходов, энерго- и водосбережение, борьба с загрязнением окружающей среды и выбросами углерода;
31 – укреплять статус МСП как субъектов инновационной деятельности. Расширить возможности МСП в разработке и освоении ключевых технологий и продуктов с правами интеллектуальной собственности, облегчить регистрацию патентов и улучшить их структуру;
32 – поощрять вузы, университеты, НИИ, крупные государственные предприятия выполнять функции универсальных площадок интеллектуальной собственности, обеспечивающих стыковку спроса и предложения запатентованных технологий, хранение интеллектуальной собственности, проведение экспериментальных испытаний и проверок29.
29. “十四五”促进中小企业发展规划 (14й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий) // 陕西省综合性中小企业服务对接平台. 01.04.2022. URL: http://www.sxsme.com/xzxk/46866.jhtml (дата обращения: 02.06.2022).
33 К началу 2022 г. на государственном уровне действовало 533 ключевых научно- исследовательских лаборатории, 191 национальный инженерно-технический центр, 1636 технологических платформ и 212 демонстрационных площадок для запуска бизнеса и инноваций. Также на государственном уровне функционировало 1287 технологических бизнес-инкубаторов, которые предоставляли территорию, помещения и профессиональные услуги по продвижению технологических достижений и предпринимательской инициативы, 2551 национальный центр массового инновационного производства30. Китай по-прежнему сохраняет мировое лидерство по численности научно-технических кадров. Общее количество квалифицированных работников превысило 200 млн, а число высококвалифицированных специалистов составило более 60 млн. Квалифицированные кадры занимают свыше 26 % от общей численности трудоспособного населения31.
30. >>>> // 国家统计局. February 27, 2022. URL:  http://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202202/t20220227_1827963.html (дата обращения: 01.03.2022).

31. Общее количество квалифицированных рабочих в Китае превышает 200 млн // Жэньминь жибао. 06.06.2022. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2022/0606/c31516–10106026.html (дата обращения: 07.06.2022).
34 Пилотный «Проект продвижения цифровизации для МСП», направлен на ускорение цифровой трансформации и создание эффективной системы цифровых услуг для МСП. Цифровая трансформация — это оптимальное решение для качественного развития МСП, расширения их инновационных возможностей в рамках реализации инициативы «Цифровой Китай», официально объявленной в 2017 г. Согласно «14-му пятилетнему плану развития цифровой экономики (2021–2025 гг.)», опубликованному в феврале 2022 г., доля добавленной стоимости основных отраслей цифровой экономики в структуре ВВП Китая должна вырасти с 7,8 % в 2020 г. до 10 % в 2025 г.32
32. Гамза Л.А. Цифровой Шелковый путь Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 2. С. 66. DOI: 10.31857/S013128120019578–6
35 Чтобы содействовать цифровому развитию МСП, Китай намерен: увеличить предложение государственных цифровых услуг; развивать структуру надежных поставщиков цифровых ресурсов; продвигать удобные и недорогие цифровые продукты для удовлетворения потребностей МСП; совершенствовать систему цифрового образования; продвигать применение промышленного Интернета 5G; увеличить предложение инклюзивных вычислительных мощностей; на основе совместного использования ресурсов государственных платформ цифровых технологий создавать платформы сетевого сотрудничества для обмена промышленными данными в области проектирования НИОКР, снижения издержек и степени риска; содействовать скоординированному движению восходящего и нисходящего потоков производства, снабжения и сбыта33.
33. “十四五”促进中小企业发展规划 (14й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий) // 陕西省综合性中小企业服务对接平台. 01.04.2022. URL: http://www.sxsme.com/xzxk/46866.jhtml (дата обращения: 02.06.2022).
36 Как следует из циркуляра, выпущенного в августе 2022 г. Министерством промышленности и информационных технологий и Министерством финансов, в рамках реализации установок пилотного проекта Китай намерен использовать государственные финансовые фонды для создания в течение 2022–2025 гг. от 4 000 до 6 000 малых и средних предприятий в качестве моделей цифровой трансформации, а также группу «маленьких маяков» (小灯塔) с воспроизводимым опытом цифровой трансформации, чтобы превратить их в специализированные предприятия, которые производят новые и уникальные продукты. Эти МСП будут выбираться в 100 отраслях, включая автомобильную, текстильную и фармацевтическую отрасли34.
34. China to nurture over 4,000 SMEs as digital transformation models // China Internet Information Center. August 17, 2022. URL: http://www.china.org.cn/business/2022–08/17/content_78376700.htm (дата обращения: 18.08.2022).
37 Создаваемая в Китае модель цифровизации государства позволяет успешно преодолевать экономический спад, конкурировать на международном рынке цифровых услуг и технологий. Уже в 2019 г. Китай вышел на 2е место в мире по объему цифровой экономики и сегодня уступает лишь США, существенно обгоняя Германию, Японию, Великобританию, Францию, Южную Корею и другие страны, в т.ч. Россию35.
35. Трощинский П.В. Цифровая экономика и цифровизация современного Китая // Социально-экономические итоги 13й пятилетки КНР (2016–2020 гг.) и задачи 14й пятилетки (2021–2025) /Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока; сост. П.Б. Каменов, А.Д. Александрова; отв. ред. А.В. Островский. М.: ИДВ РАН, 2021. С. 161.
38 ***
39 Малый и средний бизнес находится в периоде важных стратегических преобразований. Инновационная составляющая в экономике Китая получит новый мощный импульс после решений ХХ съезда КПК, чтобы сделать решающий рывок на пути к «всесторонней модернизации», намеченной к середине XXI в. «14й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий» свидетельствует о большом значении, которое ЦК КПК и Госсовет КНР придают высококачественному развитию малого и среднего предпринимательства в условиях перехода к модели развития, ориентированной на инновации.
40 План рассматривает инновационный вектор и цифровизацию как два важнейших фактора оптимизации качественного развития МСП в следующем пятилетии. Он создает благоприятную среду для повышения инновационного потенциала и профессионального уровня МСП; ориентирует на создание новых типов и форм специализированных, высокотехнологичных, передовых предприятий и новых моделей бизнеса; стимулирует интеграцию МСП в производственные цепочки и цепочки поставок, применение технологий 5G, промышленных технологических и цифровых платформ, низкоуглеродного и «зеленого» развития.
41 По мнению российских исследователей36, быстро набирающий силу научно-технологический комплекс Китая ярко заявил о себе в наступившем столетии, что делает страну мировым лидером в области науки, технологий, экономики, стратегических целей развития и ключевых высокотехнологичных отраслей, а сам комплекс — основой для модернизации и процветания китайской экономики. Малые и средние инновационные предприятия сыграли в этом процессе основополагающую роль.
36. Виноградов А.В., Салицкий А.И., Салицкая Е.А. Наука и техника в Китае: состоявшаяся модернизация // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86. № 2. С. 152–160; Салицкий А.И. Экономическая стратегия Китая: перенос опоры на внутренние факторы // Запад-Восток-Россия 2021. Ежегодник. Москва: ИМЭМО РАН, 2022. С. 22. DOI 10.20542/978–5–9535–0607–6

Библиография

1. Виноградов А.В., Салицкий А.И., Салицкая Е.А. Наука и техника в Китае: состоявшаяся модернизация // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86. № 2. С. 152–160.

2. Гамза Л.А. Цифровой Шелковый путь Китая. Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 2. С. 63–79. DOI: 10.31857/S013128120019578–6

3. Климова Н.В., Глущенко О.С. Инновационное предпринимательство в Китае // Фундаментальные исследования. 2018. № 10. С. 74–78. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42283 (дата обращения: 19.07.2022).

4. Кудин А.П. Частные предприятия в Китае: политика и экономика. Ретроспективный анализ развития в 1980–2010 е годы / А.П. Кудин, 2017; отв. ред. В.В. Карлусов. М.: ИТК «Дашков и К°», 2017. 494 с.

5. Оганесян Т. Поднебесная растит своих чемпионов. «Маленькие гиганты» // Expert.ru. 30.05.2022. URL: https://expert.ru/2022/05/30/podnebesnaya-rastit-svoikh-chempionov/ (дата обращения: 14.07.2022).

6. Островский А.В. Китай становится экономической сверхдержавой / А.В. Островский. М.: Институт Дальнего Востока РАН: ООО «Издательство МБА», 2020. 496 с.

7. Салицкий А.И. Экономическая стратегия Китая: перенос опоры на внутренние факторы // Запад-Восток-Россия 2021. Ежегодник. М.: ИМЭМО РАН, 2022. С. 19–23. DOI 10.20542/978–5–9535–0607–6.

8. Трощинский П.В. Цифровая экономика и цифровизация современного Китая // Социально-экономические итоги 13 й пятилетки КНР (2016–2020 гг.) и задачи 14 й пятилетки (2021–2025) / Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока; сост. П.Б. Каменов, А.Д. Александрова; отв. ред. А.В. Островский. М.: ИДВ РАН, 2021. С. 157–167.

9. Чуванкова В.В. Инновационное предпринимательство — новый тренд в экономике КНР // Азия и Африка сегодня. 2017. № 6. С. 43–46.

10. Чуванкова В.В. Китай наращивает поддержку малого и среднего бизнеса на завершающем этапе 13 й пятилетки // Социально-экономические итоги выполнения 13 й пятилетки КНР (2016–2020 гг.) и задачи 14 й пятилетки (2021–2025 гг.) / Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока; сост. П.Б. Каменов, А.Д. Александрова; отв. ред. А.В. Островский. М.: ИДВ РАН, 2021. С. 90–110.

11. Чуванкова В.В. Стимулирование малого и среднего бизнеса в КНР в новых условиях развития глобальной экономики // Проблемы Дальнего Востока. 2019. № 5 (2). С. 31–42. DOI: 10.31857/S013128120007502–3

12. Цзин Линьбо. Необходимо оказать помощь небольшим предприятиям // Китай. 2020. № 7. С. 33.

13. National Economy Continued to Recover with Expected Development Targets Well Achieved in 2021 // 国家统计局. January 17, 2022. URL: http://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202201/t20220117_1826409.html (дата обращения: 18.01.2022).

14. Statistical Communiqué of the People's Republic of China on the 2021 National Economic and Social Development //国家统计局. February 27, 2022. URL: http://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202202/t20220227_1827963.html (дата обращения 01.03.2022).

15. 政府工作报告——二〇二二年三月五日在第十三届全国人民代表大会第五次会议上 (Доклад о работе правительства — на 5 й сессии ВСНП 13-го созыва 5 марта 2022 г.) // 人民日报. 13.03.2022. URL: http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2022–03/13/nbs.D110000renmrb_01.htm (дата обращения: 14.03. 2022).

16. “十四五”促进中小企业发展规划 (14 й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий) // 陕西省综合性中小企业服务对接平台. 01.04.2022. URL: http://www.sxsme.com/xzxk/46866.jhtml (дата обращения: 02.06.2022).

17. 扎实稳住经济的一揽子政策措施(六个方面33项措施)(Пакет мер политики по стабилизации экономики (33 меры в шести областях)) // 国务院. 24.05.2022. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1734315035210095338&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 21.06.2022).

18. 高举中国特色社会主义伟大旗帜 为全面建设社会主义现代化国家而团结奋斗——在中国共产党第二十次全国代表大会上的报告(2022年10月16日) (Си Цзиньпин. Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства. — Доклад на 20-м Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая (16 октября 2022 г.)) //人民日报. 26.10.2022. URL: http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2022–10/26/nw.D110000renmrb_20221026_3–01.htm (дата обращения: 26.10.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести