Отношения России с государствами Корейского полуострова в новой реальности
Отношения России с государствами Корейского полуострова в новой реальности
Аннотация
Код статьи
S013128120023290-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Дьячков Илья Владимирович 
Должность: Доцент (всеобщая история), доцент кафедры востоковедения, научный сотрудник Центра японских, корейских и монгольских исследований
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: 119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Выпуск
Страницы
44-55
Аннотация

Начавшаяся в феврале 2022 г. российская специальная военная операция на Украине, несмотря на известную «отстраненность» Азии от европейских конфликтов, повлияла на связи России с КНДР и Республикой Корея. В то время как КНДР открыто поддержала Москву, Сеул присоединился к западным странам, осуждающим российские действия. Однако при оценке реальных перспектив развития отношений с нашими корейскими соседями нетрудно заметить множество нюансов.

Несмотря на высокий уровень политического взаимопонимания в российско-северокорейских отношениях, реальное сотрудничество Москвы и Пхеньяна испытывает трудности. Происходит это, во-первых, из-за санкций, введенных Совбезом ООН против КНДР, во-вторых, из-за в целом сохраняющегося строгого режима ограничений, введенного северокорейскими властями в рамках борьбы с коронавирусом. Республика Корея ввела санкции против России и в ответ была внесена в список недружественных стран. Сеул, однако, не настроен окончательно портить отношения с Москвой, желая сохранить свои активы, российский рынок и поставки. Поэтому южнокорейские власти и бизнес начали сложную игру, пытаясь сбалансировать все более настойчивые требования «старшего союзника» и свои интересы.

 

России следует выстраивать отношения с корейскими государствами на основе собственных интересов и с пониманием объективных факторов, определяющих пределы взаимодействия. Важно замечать и использовать периодически открывающиеся возможности для работы с нашими непосредственными соседями, а также беречь связи в кризис, поскольку в новой реальности для защиты российских интересов необходимо использовать все средства и активы.

Ключевые слова
«Азиатский поворот», внешняя политика России, КНДР, российско-северокорейские отношения, российско-южнокорейские отношения, Республика Корея, Северо-Восточная Азия
Источник финансирования
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00142-П).
Классификатор
Получено
14.11.2022
Дата публикации
20.12.2022
Всего подписок
13
Всего просмотров
433
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Как в России, так и в Корее бытует представление, что наша страна, будучи европейской, «отстранена» от азиатских дел вообще и корейских в частности. Это вредное заблуждение, мешающее реализации российских интересов в регионе, где Россия отнюдь не чужая. Мы граничим с Кореей, поддерживаем с ней отношения со второй половины XIX в., и происходящее на полуострове непосредственно касается нашего благополучия.
2 Сегодня Россия стремится к поддержанию стабильности в регионе у своих восточных границ. Важными факторами здесь являются сохранение режима ядерного нераспространения и недопущение милитаризации полуострова в целом. Стабильность и безопасность невозможна без мирного общения Севера и Юга. Кроме того, Москва исходит из необходимости развивать взаимовыгодное сотрудничество со своими корейскими соседями как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Нельзя забывать, что недавний «азиатский поворот» не поставил эти внешнеполитические задачи, а лишь напомнил об их важности.
3 Начавшаяся в феврале 2022 г. российская специальная военная операция на Украине, несмотря на удаленность и известную «отстраненность» Азии от европейских конфликтов, повлияла на связи Москвы с Пхеньяном и Сеулом.
4

Россия и КНДР

5 Пхеньян активно поддержал Москву, что, вопреки расхожим представлениям, вовсе не было гарантировано. Так, ранее КНДР в подобных ситуациях нередко занимала осторожную позицию, как было в 2008 г. на фоне событий в Грузии1.
1. Торкунов А.В., Толорая Г.Д., Дьячков И.В. Современная Корея: метаморфозы турбулентных лет (2008–2020 гг.). М.: Просвещение, 2021. C. 380.
6 Тем не менее в 2022 г. представитель Северной Кореи в ООН в качестве главной причины кризиса назвал гегемонистскую политику США, а также указал, что западные страны не услышали требования России о гарантиях безопасности2. Судя по такой расстановке акцентов, в Пхеньяне проводят параллель между происходящим в Европе и ситуацией вокруг Корейского полуострова: КНДР тоже борется с «американским гегемонизмом» и добивается от Вашингтона гарантий своей безопасности. Наверняка также северокорейские дипломаты оценили заявления украинских политиков о приобретении ядерного оружия и международную реакцию на их слова.
2. Постпред КНДР при ООН назвал политику США и Запада причиной кризиса на Украине // ТАСС. 02.03.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).
7 Россия, в свою очередь, традиционно с пониманием относится к опасениям Северной Кореи по поводу безопасности и регулярно напоминает, что они стали одной из причин решения Пхеньяна развивать ядерные технологии. В этом смысле нет ничего удивительного или нового в том, что на Валдайском форуме в конце октября президент России В. Путин объяснил трудности урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова «хамским отношением» к интересам КНДР3.
3. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» // Президент России. 27.10.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).
8 КНДР не ограничилась поддержкой России в ООН. Северокорейский лидер в течение 2022 г. направил В. Путину ряд поздравительных посланий, в частности в честь Дня Победы, Дня России и в честь 70-летнего юбилея главы государства. Эти жесты можно расценить как сугубо протокольные, однако их совокупный вес и теплый тон — относительная редкость для российско-северокорейских отношений последних лет. Ситуация фактически заставляет Пхеньян выбирать, кого поддерживать: Россию или откровенно враждебные КНДР силы в лице США и коллективного Запада. При этом демонстрация поддержки Москвы, по сути, ничем не грозит Пхеньяну, напротив — позволяет обеспечить потенциальные политические и экономические выгоды в будущем. Историческая память, морально-идеологические и практические соображения делают этот выбор очевидным.
9 14 июля северокорейский МИД сообщил о признании Донецкой и Луганской народных республик4, на что Киев отреагировал разрывом отношений с Пхеньяном. В советские времена эти регионы успешно торговали с Северной Кореей, и сегодня, по мнению российского посла в КНДР А.И. Мацегоры, потенциал для экономических обменов между новыми партнерами по-прежнему существует5. Так, например, КНДР заинтересована в отправке своих рабочих для восстановления республик. ДНР и ЛНР в свою очередь, не будучи членами ООН, могут не соблюдать ограничения, введенные ее Советом Безопасности, и не обязаны препятствовать перемещению северокорейских рабочих. Около тысячи из них — тех, кто вынужден был остаться в России после закрытия КНДР своих границ в начале пандемии, — готовы в любой момент отправиться на работу в республики.
4. 조선민주주의인민공화국이 도네쯔크인민공화국과 루간스크인민공화국을 공식인정 (КНДР официально признает ДНР и ЛНР) // ЦТАК. 14.07.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).

5. «Северокорейцы не выставляют нам счета после каждого голосования в ООН». Посол РФ в КНДР Александр Мацегора — о мотивации Пхеньяна в признании ДНР и ЛНР // Известия. 18.06.2022 г. URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).
10 Рассуждения о перспективах сотрудничества Северной Кореи с ЛНР и ДНР стали нерелевантными, когда по итогам референдумов в октябре 2022 г. республики наряду с другими территориями вошли в состав России. КНДР признала и поддержала эти изменения. Северокорейское заявление было оформлено как реакция МИД на голосование в Совбезе ООН по вопросу референдумов, и представитель Пхеньяна не преминул выступить с критикой США за гегемонизм, манипулирование Совбезом ООН и развязывание агрессивных войн6.
6. 조선민주주의인민공화국 외무성 조철수 국제기구국장 담화 (Заявление для печати главы департамента МИД КНДР по делам международных организаций Чо Чхольсу) // ЦТАК. 04.10.2022. URL:  https://kcna.kp/kp/article/q/4a0d9f84e39656021be7603d93d75fe4.kcmsf (дата обращения: 08.11.2022).
11 Со второй половины 2022 г. в западной прессе стали регулярно появляться публикации о якобы начавшемся интенсивном военном сотрудничестве России и КНДР. Содержание их разнится, но степень неправдоподобия их приблизительно одинаковая: то Москва собирается привлечь северокорейский спецназ для участия в спецоперации на Украине, то она якобы начала закупать у Северной Кореи артиллерийские снаряды. Цель этой дезинформационной кампании понятна: обвинить Россию и КНДР в нарушении санкционного режима, а также создать у некомпетентной и специфически настроенной аудитории впечатление о формировании некоей «оси зла».
12 Эти заявления бездоказательны и далеки от реальности. России нечего приобрести в военном плане у КНДР, чьи конвенциональные вооружения давно устарели (собственно, одна из причин милитаризации северокорейской ядерной программы заключается в том, что это более дешевый путь военного строительства). Когда военно-техническое сотрудничество между нашими странами еще не прекратилось, Пхеньян выступал покупателем, а не продавцом. Очевидны и логистические затруднения: пандемийными ограничениями КНДР фактически отрезала себя от внешнего мира. Еще более очевиден тот факт, что Москва не планирует «интернационализировать» ситуацию на своих юго-западных границах, привлекая к ней северокорейцев, а Пхеньян едва ли готов посылать своих военных для участия в конфликте, от которого он очень далек. Кроме того, как отмечает К.В. Асмолов, сейчас, когда напряженность на Корейском полуострове нарастает, вряд ли бы КНДР приняла решение сокращать свои запасы вооружений7.
7. Пхеньян меняет снаряды на орловских рысаков // Независимая газета. 06.11.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).
13 В начале ноября обвинения в покупке Россией оружия у КНДР с новой интенсивностью зазвучали уже на официальном уровне. Представитель Белого дома заявил, что Пхеньян якобы поставляет Москве снаряды через третьи страны на Ближнем Востоке и в Африке8. Крайне примечательно, что это обвинение прозвучало после того, как в конце октября на Валдайском форуме президент В. Путин в ответ на вопрос южнокорейского эксперта заметил, что России известно о решении Сеула поставлять оружие на Украину через Польшу. Российский президент предложил южнокорейскому руководству примерить ситуацию на себя и представить, как Сеул отнесся бы к возобновлению российско-северокорейского военного сотрудничества9. Судя по всему, американское заявление является координированным ответом Республики Корея и ее «старшего союзника» на слова В. Путина.
8. White House says North Korea supplying Russia with artillery shells // Reuters. November 3, 2022. URL:  https://www.reuters.com/world/white-house-says-north-korea-supplying-russia-with-artillery-shells-2022–11–02/ (дата обращения: 08.11.2022).

9. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» // Президент России. 27.10.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).
14 Реакция КНДР на обвинения Вашингтона также показательна: Пхеньян называет их клеветой, подчеркивая, что «оружейных сделок» с Россией нет и не планируется10. При этом в Северной Корее отчетливо понимают, что после подобных заявлений со стороны США скорее последует очередной пакет санкций, нежели будут предъявлены реальные доказательства «сделок». Представляется, что в северокорейском возмущении есть доля горечи: вероятно, Пхеньян был бы рад более тесному сотрудничеству с Москвой, однако понимает, что это невозможно в силу политических, технологических и логистических факторов.
10. 조선민주주의인민공화국 국방성 군사대외사업국 부국장 담화 발표 (Заявление для печати замдиректора департамента военных внешних дел Министерства обороны КНДР) // ЦТАК. 08.11.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).
15 Сейчас санкции перекрывают фактически все каналы экономического сотрудничества с Северной Кореей, кроме туризма и гуманитарных контактов. Двусторонняя торговля прекращена, товарооборот фактически на нуле. Какое-то время продолжались лишь поставки энергоносителей по контролируемой ООН жесткой квоте, однако с конца 2020 г. прервались и они. В сентябре 2022 г. в российском МИДе заявили о возможности продолжить экспорт нефтепродуктов11, однако практические действия пока не предприняты.
11. Георгий Зиновьев: российско-китайские отношения вступают в новый этап // РИА Новости. 07.09.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).
16 Поддерживая санкции против КНДР, Россия решает непростую политическую дилемму. Отечественные эксперты давно говорят об их неэффективности. Эти ограничения неспособны поставить технологический барьер на пути северокорейской ядерной программы, а в политическом смысле лишь убеждают Пхеньян, что он находится во враждебном окружении, от которого необходимо защищаться всеми средствами. Многие зарубежные сторонники санкций открыто говорят, что их целью является удушение северокорейского «режима». Это, безусловно, противоречит целям российской внешней политики. Кроме того, санкции попросту вредят российским экономическим интересам и двусторонним отношениям, имеющим глубокую и богатую историю.
17 Однако Россия все же до сих пор поддерживала санкции. Объясняется это тем, что Москва — гарант режима ядерного нераспространения и вынуждена жестко реагировать на его нарушения12. Это, однако, не отменяет необходимость продолжать дискуссию о санкциях, их этичности и гуманитарном ущербе от них, а также о поиске иных, действенных способов решения ядерной проблемы Корейского полуострова.
12. Асмолов К.В., Захарова Л.В. Отношения России с КНДР в XXI веке: итоги двадцатилетия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020. Т. 20.
18 Сегодняшняя ситуация в мире ставит вопрос о целесообразности соблюдения рестрикций странами, против которых вводятся масштабные ограничения. Показательно, что в марте Россия и Китай заблокировали в Совете Безопасности ООН резолюцию, которая осудила бы КНДР за пуск ракеты большой дальности и ввела новые санкции. С одной стороны, этот шаг отражает перемены в глобальной политике. С другой стороны, Москва и Пекин давно указывают на необходимость обратиться к причине ядерной проблемы, прислушаться к опасениям КНДР, а не наказывать ее «автоматически», игнорируя региональную ситуацию.
19 Помимо санкций, есть и другое препятствие для сотрудничества с КНДР. С началом пандемии в 2020 г. Пхеньян полностью закрыл въезд в страну и долгое время не принимал даже гуманитарную помощь. В 2022 г. Северная Корея, открыв ограниченный ввоз товаров из Китая, все же столкнулась с коронавирусом и, по заявлениям властей, успешно преодолела вспышку. В начале ноября Россия отправила в КНДР три вагона с орловскими рысаками. Крайне скромные масштабы этой пробной грузоперевозки показывают, насколько все еще затруднены трансграничные экономические обмены. Перемещение людей по-прежнему закрыто.
20 Осторожность северокорейского руководства осложнила поддержание политических и любых других контактов с КНДР. В страну стало невозможно въехать — как иностранным делегациям, так и оставшимся за рубежом северокорейским гражданам, включая дипломатов всех рангов. Возможность общаться с северокорейцами, работающими в дипмиссиях, осталась единственным «мостом» для взаимодействия с КНДР в новых условиях. Это затрудняет осмысленный диалог по ключевым вопросам, например ядерному, поскольку оставшиеся за рубежом лица уполномочены лишь излагать точку зрения центра, а фигуры, принимающие решения, оказываются невыездными, и приехать к ним для переговоров тоже нельзя.
21 Россия сохранила дипломатическое присутствие в Северной Корее, хотя принимающая сторона по малопонятным причинам демонстрировала всю меньшую гостеприимность13. Посольство пришлось почти полностью эвакуировать, однако глава дипмиссии А.И. Мацегора остался на посту.
13. «Азиатский поворот» в российской внешней политике: Достижения, проблемы, перспективы /под редакцией А.В.Торкунова, Д.В.Стрельцова, Е.В.Колдуновой. М.: Аспект-пресс, 2022. C. 78.
22 Прогноз по поводу двусторонних отношений России и КНДР дать непросто. С одной стороны, возможно, в ближайшее время следует ожидать консолидации стран, выступающих против западного доминирования. Признав дружественные Москве ЛНР и ДНР, а затем — референдумы, по итогам которых эти и другие территории вошли в состав России, Пхеньян, скорее всего, также рассчитывает на ответную поддержку на международной арене. Российское и северокорейское видение событий в мире и регионе имеют много общих точек, и уровень взаимопонимания во внешнеполитических вопросах высок. С другой стороны, санкции и пандемийные ограничения в сумме создают существенный барьер для взаимодействия с Пхеньяном.
23

Россия и Республика Корея

24 Российско-южнокорейское сотрудничество несколько потеряло динамизм еще в 2020–2021 гг. Отчасти тому виной пандемия, отчасти — окончание президентского срока Мун Чжэина. Выдвинутые Сеулом в начале его президентства смелые инициативы для двустороннего сотрудничества — «новая северная политика», «девять мостов» — уже казались чем-то из далекого прошлого (впрочем, конъюнктурный характер этих построений был сразу очевиден для российских наблюдателей). Объемы торговли упали, соглашение об инвестициях и свободной торговле так и не было подписано, а из-за ограничительных мер туризм трагически сократился. Перенесенный с 2020-го на 2021й год взаимных обменов по объективным причинам прошел не так торжественно, как хотелось бы. В частности, не состоялся планировавшийся визит президента В. Путина в Сеул. Тем не менее контакты на высоком уровне не прервались: весной Южную Корею посетил министр иностранных дел С. Лавров, а осенью в Москву приехал его коллега Чон Ыйён. Иными словами, даже несмотря на спад реального сотрудничества, стороны сохраняли взаимный доброжелательный настрой.
25 В мае 2022 г. президентом Республики Корея стал консерватор Юн Согель. Обычно считается, что либералы настроены более пророссийски (вернее, менее проамерикански), чем их оппоненты. На самом деле весь южнокорейский политический мейнстрим считает военный союз с Вашингтоном основой внешней политики и не намерен излишне раздражать старшего партнера. История показывает, что консерваторы довольно прагматичны во внешнеполитическом выборе, и, руководствуясь соображениями выгоды и интересами страны, готовы развивать отношения с Китаем и Россией. В какомто смысле можно сказать, что, формально демонстрируя подчеркнутую лояльность, они получают определенную свободу рук. Либералы же вынуждены прислушиваться к пожеланиям Вашингтона, чтобы заручиться его поддержкой в межкорейских вопросах14.
14. Торин А. Перспективы отношений России и Южной Кореи в контексте режима антироссийских санкций // Международная жизнь. URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).
26 Введенные уходящей либеральной администрацией в 2022 г. антироссийские ограничения вынудили Москву отнести Южную Корею к недружественным странам. При этом нетрудно заметить, что Сеул, в отличие от своих западных партнеров и восточного соседа, старается минимизировать ущерб от данной ситуации, избегать «всеохватных» санкций, отмены всего российского и персональных санкций против политиков. Южная Корея осудила действия Москвы, но критика оставалась на минимально допустимом для страны западного лагеря уровне. В сложившейся ситуации и это можно считать активом наших отношений. К слову, в 2014 г. — при консервативном президенте Пак Кынхе — Республика Корея воздержалась от введения санкций против России15.
15. Страны и регионы мира в мировой политике. Том 2: Азия и Африка /под ред. В.О. Печатнова, Д.В. Стрельцова. М.: Аспект Пресс, 2019. С. 333.
27 Консервативная южнокорейская администрация изначально демонстративно дистанцировалась от политиков, выступавших за поставки оружия Украине. При этом Сеул значительно нарастил объем продаж оружия в Польшу и Канаду, которые обновляют свои арсеналы после поставок оружия на Украину16. К концу года наблюдения за международными авиаперевозками вызвали подозрения, что часть поставляемых Сеулом в Польшу боеприпасов может направляться и в зону конфликта. Эти опасения передавались южнокорейской стороне на двусторонних встречах экспертов, и позднее, как упоминалось выше, были озвучены президентом В. Путиным на Валдайском форуме.
16. Кирьянов О. Продавай и властвуй: как обе Кореи извлекают выгоду из СВО // News.ru. 11.09.2022 URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).
28 Примечательно, что Сеул на официальном уровне настойчиво отрицает, что поставляет на Украину летальное оружие17, в отличие от многих государств западного лагеря, открыто демонстрирующих свою помощь. Ситуация осложняется тем, что США, судя по всему, и сами планируют поставлять на Украину получаемые от Сеула боеприпасы. Южнокорейские эксперты объясняют это желанием Вашингтона дополнительно подорвать российско-южнокорейские отношения и плотнее привязать Республику Корея к западному лагерю18.
17. Южная Корея подтвердила свое обязательство не поставлять летальное оружие Украине // Интерфакс. 11.11.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 14.11.2022).

18. США хотят испортить отношения Москвы и Сеула, заявил эксперт // РИА Новости. 11.11.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 14.11.2022).
29 Южнокорейский бизнес стремится к тому, чтобы вводимые санкции и политический кризис не повлияли на его экономические интересы. У крупных южнокорейских корпораций есть в России масштабные проекты, в которые вложены существенные деньги. Кроме того, Республика Корея зависит от российского сырья, в частности от инертных газов, необходимых для производства полупроводников. В некоторых сферах (определенные наименования морепродуктов) зависимость вообще близка к 100 %19 (хотя такие поставки нетрудно заместить).
19. Булычёв Г. Россия и Южная Корея: отношения на паузе // РСМД. URL:  https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-yuzhnaya-koreya-otnosheniya-na-pauze/ (дата обращения: 08.11.2022).
30 Поэтому в пору потрясений южнокорейские компании склонны выжидать и стараются максимально сохранить позиции. В 2022 г. некоторые фирмы, заявляя об уходе из России, в реальности надеются закрепить свое присутствие за счет исчезновения западных конкурентов, как уже было после 2014 г. Например, после ухода западных развлекательных гигантов с российских стриминговых сервисов заметно выросла доля южнокорейского контента на этих площадках. Отдельные корпорации в неподсанкционных отраслях (в частности, пищевой — «Орион») открыто заявляют о расширении деятельности20. В 2022 г. в три раза вырос экспорт зерновых из России в Корею. Появляются и новые каналы поставок, причем средством их «маскировки», судя по всему, является смещение контактов на межрегиональный уровень с межправительственного21.
20. Orion reaffirms commitment to Russian market // The Korea Times. March 25, 2022. URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).

21. Южная Корея разморозила торговые инициативы с Россией: Подмосковный Агрохаб начнет поставку корейских автомобилей // Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области. 14.11.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 14.11.2022).
31 Общей проблемой является нарушение функционирования привычных финансовых каналов, однако южнокорейские банки еще весной-летом открыли необходимые корреспондентские счета. К слову, еще 16 февраля 2022 г. крупная южнокорейская сеть минимаркетов «Си-Ю» стала принимать к оплате карты «Мир»22, но осенью, когда под давлением США многие зарубежные операторы отказались от российской системы, возможность расплатиться ею исчезла.
22. Южнокорейская сеть магазинов CU начала принимать к оплате карты «Мир» // НСПК МИР. 16.02.2022 URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).
32 Ссылка на финансовые трудности — наиболее частый предлог для выхода из «неудобных» проектов с сохранением лица. Например, компания «Тэу», отказавшаяся от контракта на строительство газовозов для проекта «Ямал-СПГ», указывала именно на это обстоятельство23 (США неоднократно пытались заставить Сеул отказаться от этого проекта и до 2022 г.). Невозможность восстановить прямые авиарейсы Сеул — Москва южнокорейская сторона объясняет, в свою очередь, тем, что дозаправка требует оплаты (неясно, почему при этом нельзя восстановить короткий рейс Сеул — Владивосток).
23. Танкеры расплылись // Комммерсантъ. 25.05.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).
33 В августе 2022 г. Росатом и Корейская корпорация гидроэнергетики и атомной энергетики заключили контракт о совместной работе на строительстве АЭС «Аль-Дабаа» в Египте (характерно, что в южнокорейской прессе упоминания России в этом сюжете были минимальны). Понятно, что такое сотрудничество было бы невозможно, если бы политическая позиция Сеула была более жесткой. К слову, южнокорейским ядерщикам удалось заключить новые контракты в Европе за счет вытеснения российских конкурентов24.
24. Кирьянов О. Продавай и властвуй: как обе Кореи извлекают выгоду из СВО // News.ru. 11.09.2022 URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).
34 Южнокорейский министр иностранных дел Пак Чин увиделся с российским коллегой С. Лавровым на министерской встрече «Большой двадцатки» в начале августа. Пак Чин отметил, что Сеул заинтересован в том, чтобы украинский кризис не мешал работе южнокорейских компаний в России, а также выразил надежду, что двусторонние отношения вернутся на прежний уровень. Такая позиция Республики Корея объясняется не симпатиями к России, а прагматизмом, основанным в первую очередь на экономических интересах Сеула. Весьма характерно, что новость о беседе министров через какое-то время пропала с англоязычных сайтов южнокорейских информагентств, а в корейской версии разговор подавался как преимущественно посвященный военной деятельности КНДР25.
25. 박진, 라브로프 만나 '北핵실험 준비로 긴장고조' 우려 전달 (Пак Чин встретился с Лавровым, передал опасения о «росте напряженности в связи с подготовкой Севера к ядерному испытанию») // Ëнхап. 05.08.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).
35 В 2022 г. возобновилось действие безвизового режима, приостановленное на время пандемии, были сняты карантинные требования для посещения Южной Кореи. Вновь заработал паром из Владивостока в Тонхэ. Несмотря на упомянутые трудности с авиаперевозками, это позволяет смотреть на перспективы оживления человеческих обменов с определенным оптимизмом. Беспокойство, впрочем, вызывает волна отказов российским гражданам в электронном разрешении на въезд в Республику Корея, последовавшая за объявлением в России частичной мобилизации.
36 Освещение действий России в южнокорейской прессе не только полностью дублировало западное, но и приобретало дополнительную эмоциональную окраску. Через какое-то время СМИ и обыватели в целом потеряли интерес к далекому от них конфликту.
37 Хотя несколько месяцев «обработки», безусловно, не могли не сказаться на массовом восприятии России.
38 Наблюдения показывают, что в научных и культурных контактах южнокорейцы, похоже, приняли решение как можно меньше общаться с организациями, так или иначе связанными с российским государством. При этом они стараются сохранить взаимодействие, подменяя старые, более «официальные» форматы и площадки новыми, аналогичными по составу участников и содержанию, но оформленными как контакты экспертов или «общественников», а не официальных структур. Корейский фонд международных обменов, главный проводник южнокорейской «мягкой силы», продолжил работу в России, хотя объемы финансирования многих проектов были сокращены со ссылкой на невыгодность курса валюты.
39 Российские эксперты и дипломаты видят, что Сеул идет на недружественные действия неохотно, под мощным давлением США. В этом смысле объяснимы горькие наблюдения В. Путина о нехватке суверенитета у Республики Корея26. Однако заметно, что Сеул хочет удержаться на «минимально допустимом» уровне санкций и, в отличие от других региональных союзников Вашингтона, не проявляет особого рвения в антироссийской кампании. Об этом говорит и известная сдержанность и «ритуальность» заявлений, активная «закулисная» работа южнокорейского бизнеса по сохранению своих позиций в России, а также частичное восстановление каналов человеческих обменов, функционирование которых нарушилось в пандемию. По словам бывшего российского посла в Сеуле Г.А. Ивашенцова, Республика Корея является «слабым звеном» антироссийского фронта, и российская дипломатия должна замечать специфику поведения южнокорейцев. Примечательно, что Республика Корея не вводила личных санкций против представителей российского руководства и бизнеса27.
26. Подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России // Президент России. URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).

27. Дискуссия, посвященная ситуации на Корейском полуострове // Клуб «Валдай». 27.07.2022. URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2022).
40 Республика Корея внимательно следит за динамикой российских связей с Японией, воспринимая Токио как конкурента и действуя соответственно. Опыт 2014 и 2022 гг. показывает, что это касается и санкций. Южнокорейское руководство наверняка наблюдает за тем, как и какие ограничения вводит Япония, корректируя свою стратегию для максимизации выгоды.
41 Сценарий дальнейшего развития двусторонних связей с Республикой Корея будет во многом зависеть от новой конфигурации международных отношений в мире и регионе. Это, однако, не означает, что с обострением глобального противостояния Россия и Республика Корея неизбежно окажутся в разных лагерях и контакты оборвутся.
42 Следует понимать, что Сеул не откажется от военного союза с США, который видится ему центральным элементом внешней политики и вообще государственности. Бескомпромиссная критика этого аспекта будет вызывать у южнокорейцев лишь раздражение28, тем более что сами они считают, что активно и рискованно сопротивляются американскому давлению в российском вопросе. Поэтому российская дипломатия выстраивает отношения с Республикой Корея исходя из реального положения вещей. Опыт двусторонних связей с Турцией, членом НАТО — страной, открыто и напрямую поставляющей Украине оружие, — показывает, что развитие взаимодействия с государством из недружественного лагеря способно приносить прагматические результаты.
28. Дьячков И.В. Российско-южнокорейские политические связи: 30 лет спустя // Корейский полуостров: история и современность. М.: ИДВ РАН, 2020. С. 74.
43 Главный политический актив в российско-южнокорейских отношениях до сих пор был весьма специфичен — это относительная беспроблемность в двустороннем поле. Наше непосредственное общение не осложнено трудноразрешимыми проблемами, как российско-японские, и не подвержено рискам, с которыми может быть сопряжено излишнее сближение, как российско-китайское. Украинский вопрос в целом лежит вне двустороннего поля: на российско-южнокорейские отношения влияет не он непосредственно, а непримиримая позиция США. Это не новая ситуация для нашего общения с Сеулом, где конфигурацию взаимодействия всегда определяли связи с другими, более значимыми партнерами.
44 Впрочем, «слабость» связей Москвы и Сеула не является однозначным минусом. Она задает определенную гибкость, а отсутствие больших ожиданий страхует и от разочарования. Четкое понимание пределов возможного гарантирует стабильность и предсказуемость: в известном смысле это взаимопонимание без согласия. В такой обстановке небольшие достижения и даже потери меньше ожидавшихся воспринимаются как успехи, и они действительно ценны, поскольку мы достигаем их не «благодаря», а «вопреки».
45 ***
46 Россия занимает уникальную позицию. Это единственная, помимо Китая, великая держава, официально и активно поддерживающая связи с обоими государствами Корейского полуострова. Возможность общаться с противоположной стороной ценится и Сеулом, и Пхеньяном, особенно в периоды межкорейских обострений (такой период мы переживаем и сейчас, в 2022 г.). При этом в силу исторических факторов Москва пользуется у корейцев несколько большим доверием, чем Пекин.
47 Политическое общение с Севером и Югом, сотрудничество с ними — важный дипломатический актив в масштабах не только Корейского полуострова, но всей «восточной политики» России. Отсюда следует необходимость сохранения сбалансированных отношений с Сеулом и Пхеньяном в будущем. Перекосы в ту или иную сторону и их издержки хорошо известны отечественной внешней политике по советскому периоду и 1990м гг.
48 России следует выстраивать отношения с корейскими государствами на основе собственных интересов и с пониманием объективных факторов, определяющих пределы взаимодействия. Среди них — внешнеполитические возможности нашей страны, дипломатические приоритеты Пхеньяна и Сеула, меньшая, чем хотелось бы, широта потенциала практического сотрудничества. Важно замечать и использовать периодически открывающиеся возможности для работы с нашими непосредственными соседями, а также беречь связи в кризис, поскольку в новой реальности для защиты российских интересов необходимо использовать все средства и активы.

Библиография

1. «Азиатский поворот» в российской внешней политике: Достижения, проблемы, перспективы / под редакцией А.В.Торкунова, Д.В.Стрельцова, Е.В.Колдуновой. М.: Аспект-пресс, 2022. 256 с.

2. Асмолов К.В., Захарова Л.В. Отношения России с КНДР в XXI веке: итоги двадцатилетия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020. Т. 20. № 3. С. 585–604.

3. Булычёв Г. Россия и Южная Корея: отношения на паузе // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-yuzhnaya-koreya-otnosheniya-na-pauze/ (дата обращения: 08.11.2022).

4. Георгий Зиновьев: российско-китайские отношения вступают в новый этап // РИА Новости. 07.09.2022. URL: https://ria.ru/20220907/zinovev-1814927619.html (дата обращения: 08.11.2022).

5. Дискуссия, посвященная ситуации на Корейском полуострове // Клуб «Валдай». 27.07.2022. URL: https://ru.valdaiclub.com/multimedia/video/diskussiya-posvyashchyennaya-situatsii-na-koreyskom-poluostrove-pryamaya-translyatsiya/ (дата обращения: 08.11.2022).

6. Дьячков И.В. Российско-южнокорейские политические связи: 30 лет спустя // Корейский полуостров: история и современность. М.: ИДВ РАН, 2020. С. 71–80.

7. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» // Президент России. 27.10.2022. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69695 (дата обращения: 08.11.2022).

8. Кирьянов О. Продавай и властвуй: как обе Кореи извлекают выгоду из СВО // News.ru. 11.09.2022 URL: https://news.ru/asia/prodavaj-i-vlastvuj-kak-obe-korei-izvlekayut-vygodu-iz-svo/ (дата обращения: 08.11.2022).

9. Подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69465 (дата обращения: 08.11.2022).

10. Постпред КНДР при ООН назвал политику США и Запада причиной кризиса на Украине // ТАСС. 02.03.2022 г. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13925683 (дата обращения: 08.11.2022).

11. Пхеньян меняет снаряды на орловских рысаков // Независимая газета. 06.11.2022. URL: https://www.ng.ru/world/2022–11–06/1_8582_armament.html (дата обращения: 08.11.2022).

12. «Северокорейцы не выставляют нам счета после каждого голосования в ООН». Посол РФ в КНДР Александр Мацегора — о мотивации Пхеньяна в признании ДНР и ЛНР // Известия. 18.06.2022. URL: https://iz.ru/1365120/nataliia-portiakova/severokoreitcy-ne-vystavliaiut-nam-scheta-posle-kazhdogo-golosovaniia-v-oon (дата обращения: 08.11.2022).

13. Страны и регионы мира в мировой политике. Том 2: Азия и Африка / под ред. В.О. Печатнова, Д.В. Стрельцова. М.: «Аспект Пресс», 2019. 368 с.

14. США хотят испортить отношения Москвы и Сеула, заявил эксперт // РИА Новости. 11.11.2022. URL: https://ria.ru/20221111/koreya-1830912180.html (дата обращения: 14.11.2022).

15. Торин А. Перспективы отношений России и Южной Кореи в контексте режима антироссийских санкций // Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/34390 (дата обращения: 08.11.2022).

16. Торкунов А.В., Толорая Г.Д., Дьячков И.В. Современная Корея: метаморфозы турбулентных лет (2008–2020 гг.). Москва: Просвещение, 2021. 448 c.

17. Южная Корея подтвердила свое обязательство не поставлять летальное оружие Украине // Интерфакс. 11.11.2022. URL: https://www.interfax.ru/world/871984 (дата обращения: 14.11.2022).

18. Южная Корея разморозила торговые инициативы с Россией: Подмосковный Агрохаб начнет поставку корейских автомобилей // Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области. 14.11.2022. URL: https://msh.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/14–11–2022–10–31–45-yuzhnaya-koreya-razmorozila-torgovye-initsiativy-s (дата обращения: 14.11.2022).

19. Южнокорейская сеть магазинов CU начала принимать к оплате карты «Мир» // НСПК МИР. 16.02.2022 URL: https://mironline.ru/press-center/press-releases/16–02–2022-yuzhnokoreyskaya-set-magazinov-cu-nachala-prinimat-k-oplate-karty-mir/ (дата обращения: 08.11.2022).

20. 박진, 라브로프 만나 '北핵실험 준비로 긴장고조' 우려 전달. (Пак Чин встретился с Лавровым, передал опасения о «росте напряженности в связи с подготовкой Севера к ядерному испытанию») // Ëнхап. 05.08.2022. URL: https://www.yna.co.kr/view/AKR20220805076051504 (дата обращения: 08.11.2022).

21. 조선민주주의인민공화국 국방성 군사대외사업국 부국장 담화 발표 // 조선중앙통신. (Заявление для печати замдиректора департамента военных внешних дел Министерства обороны КНДР) // ЦТАК. 08.11.2022. URL: https://kcna.kp/kp/article/q/655a3c30289d0b5e7228f799f83e0bd9.kcmsf (дата обращения: 08.11.2022).

22. 조선민주주의인민공화국 외무성 조철수 국제기구국장 담화 // 조선중앙통신. (Заявление для печати главы департамента МИД КНДР по делам международных организаций Чо Чхольсу) // ЦТАК. 04.10.2022. URL: https://kcna.kp/kp/article/q/4a0d9f84e39656021be7603d93d75fe4.kcmsf (дата обращения: 08.11.2022).

23. 조선민주주의인민공화국이 도네쯔크인민공화국과 루간스크인민공화국을 공식인정 (КНДР официально признает ДНР и ЛНР) // ЦТАК. 14.07.2022. URL: https://kcna.kp/kp/article/q/c737a5c4f441988d7f13090b0b999d95.kcmsf (дата обращения: 08.11.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести