Динамический анализ неравенства достижений и возможностей в российском школьном образовании
Динамический анализ неравенства достижений и возможностей в российском школьном образовании
Аннотация
Код статьи
S013216250013781-2-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ибрагимова Зульфия Фануровна 
Должность: доцент
Аффилиация: Башкирский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Уфа
Франц Марина В.
Должность: старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований
Аффилиация: Уфимский федеральный исследовательский центр РАН
Адрес: Российская Федерация, Уфа
Выпуск
Страницы
54-63
Аннотация

Представлен анализ динамики неравенства возможностей в образовательных достижениях российских школьников на базе данных «Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся» (PISA) за 2003–2018 гг. Методика основана на параметрическом подходе и ex-ante – определении равенства возможностей. Установлено, что динамика неравенства образовательных достижений довольно неустойчива, имеет тренд к сокращению по всем рассматриваемым направлениям грамотности. Выше всего уровень неравенства возможностей в читательской грамотности. Выявлено, что вклад семейного бэкграунда в неравенство возможностей грамотности приблизительно 60–80%, при этом практически одинаково важен как его материальный, так и образовательно-культурный аспект. Также значим пространственный фактор, его роль имеет тенденцию к нарастанию в последние годы. Значителен вклад фактора пола в неравенство возможностей в отношении читательской грамотности. 

Ключевые слова
неравенство возможностей в образовании, индивидуальные достижения, факторы–обстоятельства, факторы–усилия, PISA
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19–010–00453).
Классификатор
Получено
07.09.2021
Дата публикации
27.09.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
105
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S013216250013781-2-1 Дата внесения исправлений в статью - 07.09.2021
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Демидова М.Ю., Ковалева Г.С. Естественно-научная подготовка школьников: по результатам международного исследования PISA // Народное образование. 2011. № 5. С. 157–165.

2. Капуза А.В., Керша Ю.Д., Захаров А.Б., Хавенсон Т.Е. Образовательные результаты и социальное неравенство в России // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 10–35.

3. Ковалева Г.С. Результаты международного исследования PISA: качество образования // Народное образование. 2011. № 4. С. 193–200.

4. Кузьмина Ю.В., Тюменева Ю.А. Читательская грамотность 15-летних школьников: значимость семейных, индивидуальных и школьных характеристик (по данным российской выборки PISA-2009) // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 164–191.

5. Пентин А.Ю., Ковалева Г.С., Давыдова Е.И., Смирнова Е.С. Особенности школьного естественнонаучного образования в России в ракурсе международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 79–109.

6. Попов Д.С., Тюменева Ю.А., Кузьмина Ю.В. Современные образовательные траектории школьников и студентов // Социологические исследования. 2012. №2. С. 135–143.

7. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // Журнал исследований социальной политики. 2019. № 4(17). С. 539–554.

8. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Эффективно поддерживаемое неравенство. Выбор образовательной траектории после 11-го класса школы в России // Экономическая социология. 2018. №5(19). С. 66–89.

9. Barone C., Ruggera L. (2018) Educational equalization stalled? Trends in inequality of educational opportunity between 1930 and 1980 across 26 European nations // European Societies. Vol. 20. No. 1. P. 1–25.

10. Ersado L., Gignoux J. (2017) Egypt: inequality of opportunity in education // Middle East Development Journal. Vol. 9. No. 1. P. 22–54.

11. Ferreira F., Gignoux J. (2014) The Measurement of Educational Inequality: Achievement and Opportunity // World Bank Economic Review. Vol. 28. P. 210–246.

12. Luongo P. (2015) Inequality of opportunity in educational achievements: Cross-country and intertemporal comparisons. WIDER Working Paper No. 043.

13. Shorrocks A. F. (2012) Decomposition procedures for distributional analysis: a unified framework based on the Shapley value // The Journal of Economic Inequality. Vol. 11. Iss. 1. P. 99–126.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести