- Код статьи
- S013216250014147-4-
- DOI
- 10.31857/S013216250014147-4
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 9
- Страницы
- 64-70
- Аннотация
Авторы исследуют влияние формального образования на ценностные установки и выделяют универсалии среди эффектов этого воздействия, наблюдаемые во всех регионах мира с использованием многофакторной модели на данных семи волн Всемирного обследования ценностей. Рассмотрены шесть подвыборок стран – ОЭСР, Восточная Европа, Латинская Америка, Ближний Восток и Северная Африка, Африка южнее Сахары, Восточная и Юго-Восточная Азия. Выявлены универсальные эффекты: по мере роста образования респондентов растет их интерес к политике, вовлеченность в социальные организации и готовность участвовать в политике. Повышается толерантность к проживанию по соседству с людьми иных расы, религии и к проявлениям свободы выбора. Возрастает приверженность ценностям гендерного равенства и эмансипации детей. У более образованных респондентов снижается религиозность. Такое количество универсалий позволяет утверждать, что на ценности влияет не только специфический социальный контекст, в котором приобретается образование, но и уровень образования как таковой, что поддерживает когнитивно-психологическую теорию образования.
- Ключевые слова
- ценностные установки, уровень образования, влияние образования на ценности, постматериалистические ценности, социальная активность, участие в политике, эмансипация детей, гендерное равенство, религиозность
- Дата публикации
- 27.09.2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 170
Библиография
- 1. Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства // Неприкосновенный запас. 2011. №3 (77). С. 14–58.
- 2. Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007.
- 3. Грамши А.Г. Тюремные тетради. М.: Политиздат, 1991.
- 4. Alesina A., Ferrara E. L. (2000) The determinants of trust. National bureau of economic research. No. w7621.
- 5. Altmeyer B. (1988) Enemies of freedom: Understanding right-wing authoritarianism. San Francisco: Jossey-Bass.
- 6. Coenders M., Scheepers P. (2003) The Effect of Education on Nationalism and Ethnic Exclusionism: An International Comparison. Political Psychology. No. 24(2): 313–343.
- 7. Döring H. (1992) Higher education and confidence in institutions: A secondary analysis of the ‘European values survey’, 1981–83. West European Politics. No. 15(2): 126–146.
- 8. Glaeser E.L. et al. (2000) Measuring trust. The Quarterly Journal of Economics. No. 115(3): 811–846.
- 9. Gorman B., Naqvi I., Kurzman C. (2019) Who Doesn’t Want Democracy? A Multilevel Analysis of Elite and Mass Attitudes. Sociological Perspectives. No. 62(3): 261–281.
- 10. Hakhverdian A., Mayne Q. (2012) Institutional trust, education, and corruption: A micro-macro interactive approach. The Journal of Politics. No. 74(3): 739–750.
- 11. Kitschelt H. (1994) The Transformation of European Social Democracy. New York: Cambridge University Press.
- 12. Kitschelt H., Rehm P. (2014) Occupations as a Site of Political Preference Formation. Comparative Political Studies. No. 47(12): 1670–1706.
- 13. Knack S., Keefer P. (1997) Does social capital have an economic payoff? A cross-country investigation. The Quarterly Journal of Economics. No. 112(4): 1251–1288.
- 14. Lipset S.M., Raab E. (1978) The Politics of Unreason. 2nd ed. Chicago: University of Chicago Press.
- 15. Nunn C.Z., Crockett H., Williams J.A. (1978) Tolerance for Nonconformity. San Francisco: Jossey-Bass.
- 16. Raychaudhuri T. (2018) The social roots of Asian American partisan attitudes. Politics, Groups, and Identities. No. 6(3): 389–410.
- 17. Selznick G.J., Steinberg S. (1969) The tenacity of prejudice: Anti-Semitism in contemporary America. Oxford, England: Harper & Row.
- 18. Stember C. H. (1961) Education and Attitude Change. New York: Institute of Human Relations Press.
- 19. Wang L., Gordon P. (2011) Trust and institutions: A multilevel analysis. The Journal of Socio-Economics. No. 40(5): 583–593.
- 20. Zinkina J. et al. (2019) A Big History of Globalization. Cham: Springer.