- Код статьи
- S013216250014952-0-1
- DOI
- 10.31857/S013216250014952-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 9
- Страницы
- 117-131
- Аннотация
В статье рассмотрены результаты третьей волны идентификации университетов мирового класса за 2021 г. на основе авторской методики. Сравнение новых результатов с данными за 2017 и 2019 гг. дало возможность пересмотреть некоторые ментальные стереотипы геополитического и национального характера. В частности, роль системы североамериканского университетского центра снижается, однако вузы США и Канады по-прежнему являются образцами для остальных стран мира. Кажущийся очевидным «закат Европы» в отношении рынка передовых университетов не подтверждается. Более того, есть основания говорить о нарастании активности европейского геополитического центра, вузы которого идут в авангарде подготовки кадров для постиндустриального общества. Вопреки ожиданиям, азиатский рынок университетов пока далек от того, чтобы превратиться в самобытный аутентичный феномен и остается примером относительно успешной «модели копирования» западных образцов. Неожиданным оказался вывод о превосходстве передовых университетов Латинской Америки над вузами постсоветского пространства. Получены данные, указывающие на несостоятельность внутрироссийского стереотипа образцовой модели развития МГУ им. М.В. Ломоносова.
- Ключевые слова
- университеты мирового класса, глобальные рейтинги университетов, конкурентоспособность, геополитическая инверсия
- Дата публикации
- 27.09.2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 180
Введение.
В настоящее время мир переживает процесс, определяемый как глобальная геополитическая инверсия (ГПИ) [Balatsky, 2014]. Данное явление связано с так называемыми циклами Дж. Арриги, перетоком мирового капитала в иную географическую юрисдикцию с соответствующей сменой государства-лидера планеты. Такой переходный период имеет множество особенностей, среди которых не последнее место занимает ломка сложившихся устойчивых представлений. При этом порождается огромное количество иллюзий и ошибок. Не является исключением и глобальный рынок ведущих университетов.
В период ГПИ с особой силой проявило себя такое социокультурное явление, как фейк [Лебедева, 2013]. Это позволило говорить о фейковой науке и фейковой экономике [Кирдина-Чэндлер, 2017], а в ряде случаев – о фейк-индустрии [Степанова, Манохина, 2019]. Можно говорить о возникновении устойчивого эволюционного тренда, состоящего в преднамеренном и непреднамеренном формировании фейковых ментальных стереотипов путем искажения информации о социальной реальности1.
В отличие от распространенного мнения о том, что передовые вузы страны выступают локомотивами ее экономического развития [Valero et al., 2019], мы придерживаемся противоположного и не менее популярного взгляда, согласно которому вузы – это «вторичное» явление, возникающее как результат многолетнего успешного развития общества [Талеб, 2014; Hamdan et al., 2020]. Исходя из этого, рынок университетов выступает в качестве запаздывающего, но очень информативного индикатора тех процессов, которые происходят в недрах различных государств. Обработка новых статистических данных о высшем образовании в виде международных рейтингов университетов позволяет оперативно получать портреты национальных образовательных систем и делать выводы о ходе глобальной конкуренции разных геополитических сегментов мира.
Цель статьи – рассмотреть общественные ментальные стереотипы о доминантах глобального рынка передовых университетов (РПУ), оценить их актуальность и дальнейшую жизнеспособность в условиях меняющегося миропорядка.
Методология и статистическая база исследования.
Данная статья является продолжением начатой в 2017 г. работы по идентификации университетов мирового класса (УМК), которая выразилась в составлении двух специализированных международных топ-листов – Рейтинга УМК и Рейтинга национальных университетских систем2; в настоящее время имеются данные за 2017, 2019 и 2021 гг.
В дальнейшем мы будем пользоваться введенной ранее классификацией и кодификацией национальных университетов: У-1, У-2 и У-3 [Balatsky, Ekimova, 2019]. Группу У-1 образуют УМК3, которые: а) входят в список топ-100 хотя бы по одному из имеющегося набора глобальных рейтингов университетов (ГРУ) и б) входят в список топ–50 не менее чем по 5 предметным рейтингам по данным рейтинговой компании QS. В группу У-2 входят вузы, претендующие на статус УМК: для них выполняется условие а, но не выполняется условие б. Группу У-3 составляют узкопрофильные УМК, для которых не выполняется условие а и не в полной мере выполняется условие б. Каждый передовой вуз получает количественную оценку своих достижений на глобальном рынке, суммирование которых дает интегральную оценку национальных университетских систем; алгоритм расчетов и ранжирования раскрыт в: [Балацкий, Екимова, 2018]. Данная классификация позволяет определить круг ключевых игроков РПУ и дать количественную меру их качества.
В прикладных расчетах использовались данные наиболее авторитетных ГРУ – Quacquarelli Symonds (QS), Times Higher Education (THE), Academic Ranking of World Universities (ARWU), Center for World University Rankings (CWUR) и National Taiwan University Ranking (NTU)4. Главными индикаторами проведенных расчетов выступают число вузов каждой группы, а также индексы «силы» конкретных университетов (H) и целых стран (W)5.
5. Подробнее методику идентификации УМК и параметр H см.: >>>> , а методику оценки потенциала национальных университетских систем и параметра W: >>>> . Подробное обоснование и обсуждение методик приведено в [Балацкий, Екимова, 2018].
Смысл исследования состоит в проверке правомерности нескольких ментальных стереотипов относительно мировой университетской системы. Ниже будет показано, что некоторые «самоочевидные» представления нуждаются, по крайней мере, в серьезном уточнении. В более конкретной постановке задачей исследования является получение неожиданных выводов, которые опровергают сложившиеся стереотипы общественного дискурса в отношении существующей мировой и российской университетской систем.
Интрига исследования состоит в двойственности периода ГПИ и, в частности, 2017–2021 гг. С одной стороны, в указанный период возникает турбулентность развития без явно выраженных трендов (они только зарождаются), с другой – обозначившиеся тенденции могут развиваться с невероятной скоростью (например, изначально несущественное расхождение в значении двух показателей за 2–3 года может стать принципиальным). Это означает, что рассматриваемый четырехлетний период несет в себе большой потенциал социальных и экономических неожиданностей, которые и предстоит идентифицировать.
Старые и новые геополитические центры рынка передовых университетов.
Сегодня на фоне активного обсуждения ослабления гегемонии США [Lundestad, 2012] в общественном сознании формируются три взаимосвязанных ментальных стереотипа: практически весь человеческий интеллектуальный потенциал сосредоточен в США6; происходит постепенное перетекание этого потенциала в Азию7; закат интеллектуальных достижений Европы либо уже состоялся, либо окончательно предрешен8.
Идентификация элементов РПУ для укрупненных регионов мира позволяет более предметно рассмотреть сформулированные выше тезисы (табл. 1). В частности, для распределения УМК по миру характерна крайняя неравномерность. Например, Африка и Ближний Восток представляют собой своеобразную научно-образовательную пустыню, которая в обозримом будущем не сможет превратиться в оазис. Еще два центра – Австралия и Новая Зеландия, Латинская Америка – не будут играть определяющей роли в силу того, что первый из них является образцовым, но неперспективным из-за удаленности от основных экономических контактов мира, а второй, будучи довольно перспективным, слишком молод, слаб и нединамичен, чтобы реализовать свой потенциал хотя бы в среднесрочной перспективе. На примере этих двух центров можно видеть высокую «чувствительность» рынка УМК: изначально невыгодное географическое положение и исторически поздний старт в развитии ставят крест на интеллектуальном доминировании тех или иных регионов мира. В связи с этим наибольший интерес представляют три геополитических центра – Северная Америка, Объединенная Европа и Азия.
Таблица 1. Геополитические центры РПУ
Страна |
2017 |
2019 |
2021 |
|||||||||
У-1 |
У-2 |
У-3 |
W |
У-1 |
У-2 |
У-3 |
W |
У-1 |
У-2 |
У-3 |
W |
|
США и Канада |
42 |
18 |
44 |
403,0 |
41 |
15 |
56 |
379,1 |
41 |
15 |
65 |
370,5 |
Европа и Россия |
37 |
22 |
118 |
205,6 |
42 |
18 |
143 |
230,6 |
41 |
14 |
159 |
230,0 |
Азия |
19 |
4 |
39 |
75.9 |
17 |
8 |
35 |
77,3 |
19 |
8 |
48 |
84,0 |
Австралия и Новая Зеландия |
8 |
0 |
25 |
33,0 |
8 |
0 |
18 |
31,7 |
8 |
0 |
21 |
31,6 |
Латинская Америка |
1 |
1 |
10 |
6,1 |
1 |
1 |
9 |
5,3 |
2 |
1 |
9 |
6,8 |
Ближний Восток |
0 |
2 |
1 |
1,6 |
0 |
1 |
2 |
1,1 |
0 |
1 |
5 |
1,5 |
Африка |
0 |
0 |
4 |
0,6 |
0 |
0 |
3 |
0,4 |
0 |
0 |
5 |
0,6 |
Таким образом, сложившиеся центры УМК весьма консервативны и не склонны быстро менять свое местоположение. Стремительное экономическое развитие азиатского региона отнюдь не предполагает быстрой смены интеллектуального центра. И хотя потенциал североамериканского рынка УМК действительно уменьшается (за 4 года на 32,5 баллов по показателю W), главным бенефициаром этого процесса является европейский университетский рынок (24,4 балла или 75% перераспределяемых бонусов), а отнюдь не азиатский (8,1 балла или 25% перераспределяемого эффекта).
Можно видеть очередную попытку Европы перехватить интеллектуальную инициативу у США. Так, если в 2017 г. Европа имела на 5 УМК меньше, чем североамериканский центр, то в 2019 г. она уже обладала преимуществом в 1 университет, а в 2021 г. потенциал двух лидеров стал равным. Разрыв в качественном потенциале университетских систем (W) двух центров сократился с 2,0 до 1,6 раза. Если же рассматривать только США (без Канады) и Европу (без России), то соотношение УМК в 2021 г. оказывается в пользу последней – 36 против 40. Число УМК Азии за 4 года осталось неизменным.
В табл. 2 приведены топ-результаты разных стран в двух направлениях – место в Рейтинге УМК и уровень научной диверсификации9. Последний момент особенно важен в связи с самим феноменом УМК: он предполагает создание учебно-исследовательского центра, в котором ведутся разработки на мировом уровне по многим научным направлениям. Оказывается, можно говорить о границе научной диверсификации в 40 позиций, превышение которой говорит о колоссальной концентрации интеллектуальных ресурсов: вхождение вузов в топ–50 по 41–46 предметным рейтингам означает успешную исследовательскую деятельность по 80–90% всего имеющегося на сегодняшний день научного спектра дисциплин (в QS в 2021 г. фигурировал 51 предметный рейтинг). Указанную границу преодолели только североамериканские и европейские университеты; азиатские вузы подошли к ней, но пока не могут превысить ее. Этот факт лишний раз доказывает догоняющую модель азиатского геополитического центра УМК.
Таблица 2. Высшие достижения национальных научных систем ведущих стран мира в 2021 г.
Страны |
Параметры высших достижений на РПУ |
|
мax число предметных рейтингов QS, в топ–50 которых входит УМК |
место лучшего вуза в Рейтинге УМК |
|
США |
43 (University of California, Los Angeles) |
2 (Harvard University) |
Канада |
46 (University of Toronto) |
21 (University of Toronto) |
Япония |
36 (University of Tokyo) |
22 (University of Tokyo) |
Китай |
34 (Peking University) |
25 (Tsinghua University) |
Сингапур |
37 (National University of Singapore) |
19 (National University of Singapore) |
Великобритания |
41 (University of Cambridge) |
1 (University of Oxford) |
Швейцария |
23 (Swiss Federal Institute of Technology in Zurich) |
12 (Swiss Federal Institute of Technology in Zurich) |
Германия |
16 (Ludwig Maximilians University of Munich) |
53 (Ludwig Maximilians University of Munich) |
Что касается авангардных позиций в Рейтинге УМК, то в топ-20 списка входили только североамериканские и европейские университеты. В 2021 г. данную границу «пробил» National University of Singapore, за последние два года переместившийся на 19-е место, однако этот вуз, как и само государство Сингапур, является британским наследием и воплощает именно западные, а не восточные университетские традиции.
Возвращаясь к исходным ментальным стереотипам, можно констатировать их несоответствие реальности: значительная часть человеческого интеллектуального потенциала по-прежнему сосредоточена в Европе и имеет тенденцию к возрастанию, а число УМК в европейских странах больше, чем в США; активного перетекания этого потенциала в Азию пока не наблюдается. Соответственно, в общественном дискурсе присутствуют искаженные представления и ожидания относительно истинного расклада интеллектуальных ресурсов ведущих геополитических центров мира.
Драматичные рокировки на азиатском рынке университетов.
Вряд ли будет большим преувеличением утверждение, что в отношении азиатского региона характерны следующие представления: интеллектуальным авангардом Азии традиционно является Япония; «китайский дракон» проснулся и его интеллектуальная мощь набирает обороты; совокупные интеллектуальные успехи Азии в недалеком будущем превзойдут таковые в Америке и Европе.
Данные табл. 3 демонстрируют важные линии развития азиатского сегмент РПУ. Во-первых, он усиливает свои позиции, однако отнюдь не так динамично, как может представляться. За 6 лет число УМК в Азии не изменилось – имеющиеся перестановки вузов происходят преимущественно внутри азиатского региона. Доля азиатского региона на немного выросшем рынке УМК с 2017 по 2021 гг. несущественно снизилась с 17,8 до 17,1%. Таким образом, интеллектуальные ресурсы пока еще не начали активной миграции на азиатский континент. Обратим внимание на то, что Дж. Арриги совершенно справедливо предсказывал перемещение центра мирового капитала в Азию [Arrighi, 1994], а С. Кирдина-Чэндлер показала на эмпирических данных «смену полюсов роста», т.е. цикла экономической активности западных стран в пользу незападных [Kirdina-Chandler, 2019]. Однако вопреки этим глобальным сдвигам увеличение концентрации интеллектуального капитала мировой университетской сферы в Азии пока не наблюдается.
Таблица 3. Сопоставление университетских систем стран Азии
Страна |
2017 |
2019 |
2021 |
|||||||||
У-1 |
У-2 |
У-3 |
W |
У-1 |
У-2 |
У-3 |
W |
У-1 |
У-2 |
У-3 |
W |
|
Китай |
9 |
1 |
16 |
31.6 |
8 |
3 |
15 |
31,9 |
10 |
2 |
20 |
39,0 |
Сингапур |
2 |
0 |
0 |
13.4 |
2 |
0 |
1 |
14,5 |
2 |
0 |
1 |
14,7 |
Япония |
5 |
2 |
2 |
18.7 |
3 |
2 |
6 |
16,4 |
3 |
2 |
4 |
14,5 |
Южная Корея |
3 |
1 |
6 |
10.8 |
3 |
2 |
6 |
10,5 |
3 |
3 |
3 |
10,8 |
Тайвань |
1 |
0 |
3 |
3.5 |
1 |
0 |
2 |
2,5 |
1 |
0 |
2 |
1,6 |
Малайзия |
0 |
0 |
4 |
1.2 |
0 |
1 |
1 |
0,9 |
0 |
1 |
5 |
1,7 |
Индия |
0 |
0 |
4 |
0.4 |
0 |
0 |
3 |
0,3 |
0 |
0 |
4 |
0,4 |
Всего |
19 |
4 |
39 |
75.9 |
17 |
8 |
35 |
77,3 |
19 |
8 |
48 |
84,0 |
Во-вторых, азиатский регион усиливает свои позиции на РПУ не глобально, а локально. Это означает, что все достижения на указанном рынке затрагивают крайне ограниченный круг стран. Если рассматривать Тайвань как часть Китая, то успехи университетской системы Азии сосредоточены в четырех государствах – Китае, Сингапуре, Японии и Южной Корее (22,6% территории континента). Остальные страны Азии пока никак не проявляют себя на данном поприще. Следовательно, масштабная диффузия знаний и человеческого капитала в Азии пока отсутствует, а сектор УМК на 77,4% территории азиатского континента пока «спит» с неопределенными перспективами подъема. В этой связи примечательно, что Дж. Арриги, говоря об азиатском центре капитала, старался избегать конкретизации [Arrighi, 2007], однако сегодня уже можно констатировать, что речь следует вести о Китае, а не об Азии вообще.
В-третьих, конкуренция стран на РПУ внутри азиатского региона принимает весьма драматичные формы. Например, Япония в 2017 г. уверенно занимала 1-е место в регионе. Однако через 4 года ситуация кардинально изменилась: Китай нарастил число УМК до 6 и осуществил окончательную интеграцию Гонконга, давшую ему еще 4 УМК, что позволило занять первую позицию и заметно оторваться от своих конкурентов. За эти годы по университетскому потенциалу W Япония пропустила вперед еще и Сингапур, с трудом сохранив небольшое преимущество перед Южной Кореей. Одновременно с этим видно «превращение» японских УМК в узкопрофильные вузы типа У-3. Тем самым традиционное мнение об абсолютном превосходстве японской университетской системы в Азии постепенно теряет свою истинность.
Япония сегодня переживает глубокий социокультурный кризис, который еще яснее проявляется при рассмотрении динамики ее места в Рейтинге национальных университетских систем10. Так, в 2017 г. она занимала 5-ю позицию, а в 2021 г. – опустилась на 10-ю, за это же время Китай переместился с 8-й на 3-ю (табл. 2). Логично предположить, что подобные рокировки для Японии драматичны.
Что касается перспектив интеллектуального лидерства Китая, то уместно вспомнить концепцию А. Зиновьева, согласно ей любая социальная система имеет нижнюю и верхнюю эволюционную границу, в рамках которых данная система сохраняет свое качественное своеобразие [Зиновьев, 2004]. Китайское общество в полной мере подчиняется данному правилу и у него есть своя верхняя эволюционная граница. Интрига состоит в ответе на вопрос: его граница выше, чем у Европы и Северной Америки, или ниже.
При этом уместно вспомнить, что коммунистический строй Поднебесной формировался при непосредственном участии и под влиянием СССР. А головокружительный технологический рывок Китай осуществил после создания Соединенными Штатами для него особого торгового режима, накачивания его экономики капиталом и современными производствами, а также после частичного копирования американских экономических институтов и заимствования иностранных технологий в результате промышленного шпионажа и масштабного нарушения патентного права. Если к сказанному добавить тот факт, что 40% нынешних китайских УМК являются наследством Гонконга, который в свою очередь представляет собой скорее англо-американское творение, то вторичность нынешней интеллектуальной традиции КНР становится очевиднее.
Возвращаясь к исходным тезисам раздела, подведем итоги: безоговорочное интеллектуальное и технологическое лидерство Япония в азиатском регионе практически закончилось и сегодня является скорее историческим воспоминанием, чем реальностью; Китай продемонстрировал впечатляющие интеллектуальные достижения, однако отсутствие аутентичных прорывных технологий не позволяет пока делать однозначные прогнозы о его дальнейшем развитии; интеллектуальные достижения высшего уровня в форме УМК характерны только для 23% территории азиатского континента, что исключает его интеллектуальную экспансию в обозримом будущем.
Разнообразие и непредсказуемость Европы.
В отношении Европы чрезвычайно стойким стереотипом является убежденность в абсолютном технологическом и интеллектуальном лидерстве Германии. На первый взгляд, такой взгляд на мир представляется вполне естественным и оправданным. Для его проверки рассмотрим данные табл. 4.
Таблица 4. Параметры университетских систем стран Европы
Страна |
2017 |
2019 |
2021 |
|||||||||
У-1 |
У-2 |
У-3 |
W |
У-1 |
У-2 |
У-3 |
W |
У-1 |
У-2 |
У-3 |
W |
|
Англия |
17 |
1 |
39 |
126,5 |
18 |
0 |
41 |
138,4 |
15 |
3 |
42 |
134,2 |
Швейцария |
2 |
3 |
9 |
16,9 |
3 |
2 |
16 |
17,9 |
3 |
2 |
17 |
21,0 |
Германия |
6 |
2 |
8 |
13,5 |
6 |
4 |
14 |
17,7 |
5 |
2 |
12 |
16,0 |
Нидерланды |
5 |
4 |
5 |
14,6 |
4 |
6 |
5 |
15,5 |
6 |
3 |
8 |
15,1 |
Франция |
0 |
2 |
10 |
5,0 |
2 |
1 |
14 |
8,2 |
2 |
1 |
15 |
10,5 |
Швеция |
2 |
3 |
6 |
7,1 |
3 |
1 |
8 |
6,9 |
4 |
1 |
8 |
7,7 |
Дания |
2 |
0 |
5 |
6,0 |
2 |
0 |
4 |
6,4 |
2 |
0 |
5 |
6,2 |
Бельгия |
1 |
1 |
2 |
3,8 |
1 |
1 |
2 |
4,6 |
1 |
1 |
1 |
4,3 |
Италия |
0 |
3 |
5 |
3,4 |
0 |
2 |
10 |
4,7 |
0 |
0 |
13 |
3,2 |
Испания |
0 |
1 |
8 |
2,2 |
0 |
1 |
9 |
2,7 |
0 |
1 |
9 |
2,8 |
Норвегия |
0 |
1 |
3 |
1,4 |
1 |
0 |
3 |
1,8 |
1 |
0 |
4 |
2,3 |
Финляндия |
1 |
0 |
4 |
1,8 |
1 |
0 |
2 |
1,8 |
1 |
0 |
5 |
2,1 |
Австрия |
0 |
0 |
3 |
0,3 |
0 |
0 |
6 |
0,8 |
0 |
0 |
6 |
1,1 |
Ирландия |
0 |
1 |
1 |
0,8 |
0 |
0 |
2 |
1,2 |
0 |
0 |
3 |
0,9 |
Португалия |
0 |
0 |
2 |
0,2 |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
2 |
0,2 |
Венгрия |
0 |
0 |
1 |
0.1 |
0 |
0 |
1 |
0,3 |
0 |
0 |
1 |
0,2 |
Греция |
0 |
0 |
1 |
0,1 |
0 |
0 |
3 |
0,3 |
0 |
0 |
1 |
0,1 |
Польша |
0 |
0 |
2 |
0,2 |
0 |
0 |
1 |
0,1 |
- |
- |
- |
- |
Россия |
1 |
0 |
4 |
1,7 |
1 |
0 |
2 |
1,3 |
1 |
0 |
7 |
2,1 |
Всего |
37 |
22 |
118 |
205,6 |
42 |
18 |
143 |
230,6 |
41 |
14 |
159 |
230,0 |
Как оказалось, положение Германии весьма неоднозначно. Например, среди стран континентальной Европы по числу УМК она была явным лидером в 2017 г. и еще больше укрепила свое положение в 2019 г. Однако в 2021 г. Германия «теряет» один УМК, а Голландия, наоборот, прибавляет 2 УМК и становится континентальным чемпионом. Обратим внимание, что по совокупному университетскому потенциалу W Германия с 4-го места в 2017 г. довольно уверенно переходит на 3-е место в 2019 г., почти сравнявшись со Швейцарией, а в 2021 г. резко отстает от нее. За период 2017–2021 гг. по показателю W Великобритания прибавила 7,7 балла, Швейцария – 4,1, Франция – 5,5, а Германия – только 2,5.
Таким образом, Германия с большой степенью условности может считаться лидером европейского сегмента РПУ. Более того, невольно напрашивается аналогия: Германия в Европе – это подобие Японии в Азии. Послевоенные ограничения в отношении этих двух стран и нынешняя глобальная геополитическая турбулентность обнажают проблемы их развития.
В целом Европа представляет собой бурлящий котел – разные государства демонстрируют различные тенденции развития и неожиданные сюрпризы. Например, Швеция за 4 года увеличила число УМК с 2 до 4. С лучшей стороны проявила себя Норвегия, Австрия, Финляндия. Вместе с тем такие страны, как Испания, Италия, Португалия и Ирландия, имеющие богатые университетские традиции, явно находятся в депрессии и никак не проявляют себя на РПУ. Такое положение дел позволяет говорить, что рынок УМК Европы находится в состоянии бифуркации – в ближайшие годы регион может с одинаковой вероятностью как резко усилиться, так и столь же резко ослабнуть.
В пользу положительного развития событий то, что в Европе имеется достаточно большое разнообразие источников роста УМК, а пассивные страны обладают культурным потенциалом, позволяющим им быстро «проснуться». Так, в Азии на сегодняшний день имеется четыре страны (Тайвань условно считаем частью Китая), поставляющие УМК на мировой рынок, тогда как в Европе таких стран 11 (включая Россию).
Таким образом, более пристальный анализ данных о рынке европейских университетов показывает, что его страновыми драйверами выступают Великобритания и Швейцария, тогда как Германия пока не способна задавать вектор развития. В целом же Европу пока рано списывать со счета из-за уникальности опыта сочетания механизмов конкуренции и сотрудничества, которые позволяют, с одной стороны, университетам всех стран региона выступать в качестве единого целого, а с другой – не превращаться в однородную массу и не терять индивидуальную активность [Balatsky, Ekimova, 2019]. Также из табл. 2 видно существенное превосходство Европы по числу университетов группы У-3. Из них 25% – это узкопрофильные университеты, специализирующиеся в области искусства, дизайна, архитектуры и туризма. Аналогичный показатель по университетам США и Канады не превышает 17%.
В эпоху формирования роботомики – экономики, основанной на массовой автоматизации и роботизации, – и сопровождающего ее роста технологической безработицы акценты в области занятости смещаются в сферу созидания и творчества. В связи с этим уже сегодня необходимо формировать новую когорту специалистов, а университетам осуществлять перенастройку и перепрофилирование в указанном направлении, поскольку в ближайшее десятилетие многие специальности могут оказаться невостребованными. Европейские университеты являются пионерами и драйверами данного процесса.
Латинская Америка и постсоветское пространство: за кем будущее?
Помимо рассмотренных трех определяющих геополитических центров УМК на карте мира есть Африка и Ближний Восток, где таких структур вообще не существует, и Латинская Америка и постсоветское пространство, где имеются единичные ростки подобного явления. В данном разделе рассмотрим эти периферийные зоны РПУ, которые имеют потенциал и могут проявить себя с совершенно неожиданной стороны.
Низкий и поздний старт стран Латинской Америки и, наоборот, относительно недавнее научно-технологическое могущество экс-СССР предопределяют то, что на второй территории сосредоточен более впечатляющий интеллектуальный потенциал, чем на первой. Для проверки этого ментального стереотипа обратимся к табл. 5.
Уже в 2017 г. РПУ на территории Латинской Америки был более развитым по сравнению с территорией постсоветского пространства, на котором только одна Россия обозначала свое присутствие. В результате после распада СССР почти 24% его территории оказались принципиально исключенными из рынка УМК. Этот факт не вызывает удивления, т.к. держателями УМК являются либо территориально крупные страны, либо небольшие государства с уникальными историческими и геополитическими преимуществами. У республик бывшего СССР (кроме России) таких начальных условий не было, в связи с чем они и превратились в научно-образовательную пустыню.
Таблица 5. Параметры университетских систем стран Латинской Америки
Страна |
2017 |
2019 |
2021 |
|||||||||
У-1 |
У-2 |
У-3 |
W |
У-1 |
У-2 |
У-3 |
W |
У-1 |
У-2 |
У-3 |
W |
|
Бразилия |
1 |
0 |
4 |
2,4 |
1 |
0 |
2 |
2,1 |
1 |
0 |
2 |
2,7 |
Мексика |
0 |
0 |
2 |
1,4 |
0 |
0 |
1 |
1,3 |
1 |
0 |
1 |
1,8 |
Аргентина |
0 |
1 |
1 |
1,1 |
0 |
1 |
1 |
1,1 |
0 |
1 |
0 |
1,2 |
Чили |
0 |
0 |
3 |
1,2 |
0 |
0 |
3 |
0,7 |
0 |
0 |
3 |
0,7 |
Колумбия |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
2 |
0,2 |
0 |
0 |
3 |
0,4 |
Итого |
1 |
1 |
10 |
6,1 |
1 |
1 |
9 |
5,3 |
2 |
1 |
9 |
6,8 |
Россия |
1 |
0 |
4 |
1,7 |
1 |
0 |
2 |
1,3 |
1 |
0 |
7 |
2,1 |
О преимуществе Латинской Америки над постсоветским пространством позволяют говорить следующие факты. Во-первых, по многим признакам перспективы рынка УМК в Латинской Америки лучше, чем на постсоветском пространстве. Например, свое присутствие в международных рейтингах университетов обозначило пять стран из первого региона и лишь одна страна из второго. При этом Колумбия, которая довольно агрессивно проявляет себя на РПУ, по численности населения больше любой страны бывшего СССР; аналогичная ситуация характерна для Аргентины. Есть основания предполагать, что в ближайшие 7–10 лет эти два латиноамериканских государства смогут создать свои УМК, чего не скажешь ни об одном постсоветском государстве (кроме России).
Во-вторых, если и есть хоть какие-то перспективы построения рынка УМК на постсоветском пространстве, то только у России. У нее для этого имеются объективные – территориальные, демографические и историко-культурные – факторы в отличие от других стран бывшего СССР, у которых нет ни необходимого человеческого капитала, ни исторических и географических предпосылок.
Рассмотрение дел изнутри позволяет понять, почему социальный штамп в отношении двух регионов устарел и требует корректировки. Для этого обратимся к данным табл. 6, в которой сравниваются ключевые характеристики УМК Бразилии, Мексики и России и используются следующие обозначения: R – число предметных рейтингов системы QS, в который вуз фигурирует в списке топ–50 (коэффициент научной диверсификации); N – порядковый номер вуза в Рейтинге УМК11.
Таблица 6. Параметры УМК Латинской Америки и России
Университет |
2017 |
2019 |
2021 |
|||
R |
N |
R |
N |
R |
N |
|
University of Sao Paulo (USP) |
9 |
74 |
9 |
79 |
13 |
67 |
National Autonomous University of Mexico (UNAM) |
12 |
– |
13 |
– |
12 |
84 |
Lomonosov Moscow State University (LMSU) |
6 |
99 |
5 |
107 |
6 |
101 |
Из приведенной табл. 6 наглядно видно следующее. Во-первых, научная диверсификация мексиканского и бразильского УМК в два раза выше, чем у российского. На территории указанных стран задача по концентрации в одном месте разнообразных научных направлений и исследователей высокого класса решается неизмеримо успешнее, чем в России. Этот вывод является не просто неприятным, но и весьма «опасным» для нашей страны. Так, «границей отсечения» в алгоритме идентификации УМК была принята отметка R=5. Исходя из этого, LMSU имеет очень слабые позиции в рассматриваемом турнирном списке и в любой момент рискует утратить свой высокий статус. Бразильский USP и мексиканский UNAM, наоборот, преодолевают границу диверсификации с большим запасом, что делает их позиции в рейтинге достаточно надежными.
Во-вторых, динамичность продвижения в Рейтинге УМК латиноамериканских USP и UNAM неизмеримо выше, чем LMSU. Например, бразильский USP сегодня находится на 67-м месте, что заключает важную симптоматику. Сравнение Рейтингов УМК за 2017, 2019 и 2021 гг. позволило весь топ-лист разделить некоей эмпирической «границей надежности» – первые 70 вузов и остальные. Первая группа университетов характеризуется относительно низкой волатильностью смены рейтинговых мест и практически гарантированно остается в Рейтинге УМК; остальные демонстрируют высокую неустойчивость своих достижений и выступают в качестве претендентов на вытеснение из списка и замещение другими вузами. На этом фоне колебания LMSU в границах 99–107 являются признаком отсутствия у него внутренних резервов для значимого продвижения в рейтинге.
В-третьих, международные ранкеры иногда дают сильно искаженные оценки, исправление которых требует значительного времени. В этой связи характерна история мексиканского UNAM, который, как видно из табл. 7, уже в 2017 г. имел уровень диверсификации больший, чем некоторые вузы первой полусотни ГРУ и, тем не менее, систематически игнорировался основными игроками рынка ранкеров. Только в 2021 г. ГРУ QS определил его на замыкающее 100-е место и тем самым дал возможность войти в разряд УМК. Сказанное показывает, что более оперативную оценку дают предметные рейтинги глобальных ранкеров, тогда как ГРУ – более консервативные маркеры. Сам случай мексиканского UNAM значим: с одной стороны, он показывает двухступенчатую стратегию вхождения вузов в число лидеров (через предметные рейтинги в ГРУ), с другой – задает прецедент и меняет отношение международного экспертного сообщества к латиноамериканскому региону. Можно рассчитывать, что при наличии заметных успехов у ведущих университетов Аргентины и Колумбии они будут признаны быстрее, чем это произошло со столичным вузом Мексики.
Акцентируем внимание, что представления об отсталости Латинской Америки и существенном превосходстве стран постсоветского пространства уже не столь неопровержимы и однозначны.
Внутрироссийские предрассудки и заблуждения.
Последний штрих, который остается внести в общую картину об РПУ, касается российской университетской системы и ее потенциала. Здесь также имеется устоявшийся стереотип, предполагающий наличие в стране скрытых возможностей, которые могут проявить себя при определенном стимулировании со стороны властей. Это представление поддерживается и инициативами российского правительства, которое запускает программы поддержки отечественных университетов (Проект 5-100, Приоритет 2030).
Для проверки указанных общественных ожиданий рассмотрим данные табл. 7. Современные УМК представляют собой объекты, в которых сконцентрирована исследовательская деятельность на самом высоком, мировом уровне по многим научным направлениям. Это свойство УМК важное и сложно выполнимое. Узкопрофильные институты, работающие на высоком уровне, имеются во многих странах, тогда как произвести интеграцию множества разнородных научных направлений в одном заведении редко удается. Стабильность позиций вуза в международных рейтингах говорит о естественности и неслучайности его успеха; в противном случае возникают вопросы о причинах сбоев в динамике. Неудивительно, что попытки создания УМК «с нуля» редко приводят к успеху, т.к. довольно трудно чем-либо компенсировать длительный процесс организации работ творческих коллективов.
Можно констатировать, что единственный УМК России – LMSU – не обладает перечисленными качествами. Стабильно вуз входит в топ–50 предметных рейтингов только по четырем направлениям – современным языкам, лингвистике, математике и физике. Остальные направления являются неустойчивыми. Например, в 2017 г. LMSU имел хорошие позиции в сфере индустрии досуга, но потом упустил их, компенсировав утрату достойным местом по философии. Аналогичным образом университет удерживал в 2017–2019 гг. неплохие позиции по информатике, но в 2021 г. вылетел по данному направлению из списка топ–50, компенсировав это попаданием в число лидеров по инженерному делу в нефтяной промышленности. Подобная смена успехов и провалов на фоне крайне узкого круга дисциплин, в которых LMSU устойчиво доминирует, делает его положение очень ненадежным. В любой момент единственный УМК страны может лишиться своего статуса, а восстановить его будет чрезвычайно трудно, учитывая настойчивость конкурентов.
Отметим и сам масштаб научной диверсификации российского УМК: в 2021 г. проигрыш в 7,7 раза канадскому University of Toronto (6 предметных рейтингов против 46) и в 2 раза мексиканскому UNAM (6 против 12).
Таблица 7. Динамика рейтинговых параметров ведущих вузов России
Университеты России (годы) |
Научные направления |
|
|||||||||||
Современные языки |
Лингвистика |
Исполнительские виды искусства |
Философия |
Инженерное дело в горной промышленности |
Инженерное дело в нефтяной промышленности |
Математика |
Физика и астрономия |
Политика и международные отношения |
Социология |
Информатика и информационные технологии |
Управление в гостиничном бизнесе и индустрии досуга |
||
Lomonosov Moscow State University (LMSU) |
|
||||||||||||
2017 |
44 |
13 |
|
51-100 |
|
- |
33 |
21 |
|
|
48 |
43 |
|
2019 |
33 |
23 |
|
51-100 |
|
- |
34 |
26 |
|
|
48 |
- |
|
2021 |
36 |
24 |
|
41 |
|
32 |
34 |
29 |
|
|
58 |
51-100 |
|
Moscow P.I. Tchaikovsky Conservatory |
|
||||||||||||
2017 |
|
|
41 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2019 |
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2021 |
|
|
34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Tomsk Polytechnic University |
|
||||||||||||
2017 |
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
2019 |
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
2021 |
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
Novosibirsk State University |
|
||||||||||||
2017 |
|
|
|
|
|
|
|
50 |
|
|
|
|
|
2019 |
|
|
|
|
|
|
|
51-100 |
|
|
|
|
|
2021 |
|
|
|
|
|
|
|
90 |
|
|
|
|
|
Moscow Institute of Physics and Technology (MIPT) |
|
||||||||||||
2017 |
|
|
|
|
|
|
|
42 |
|
|
|
|
|
2019 |
|
|
|
|
|
|
|
51-100 |
|
|
|
|
|
2021 |
|
|
|
|
|
|
|
50 |
|
|
|
|
|
National University of Science and Technology MISIS |
|
||||||||||||
2017 |
|
|
|
|
31 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2019 |
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2021 |
|
|
|
|
42 |
|
|
|
|
|
|
|
|
St.Petersburg Mining University |
|
||||||||||||
2017 |
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2019 |
|
|
|
|
42 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2021 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
HSE University |
|
||||||||||||
2017 |
|
|
|
|
|
|
|
|
51-100 |
51-100 |
|
|
|
2019 |
|
|
|
|
|
|
|
|
51-100 |
51-100 |
|
|
|
2021 |
|
|
|
|
|
|
|
|
45 |
50 |
|
|
|
MGIMO University |
|
||||||||||||
2017 |
|
|
|
|
|
|
|
|
51-100 |
|
|
|
|
2019 |
|
|
|
|
|
|
|
|
51-100 |
|
|
|
|
2021 |
|
|
|
|
|
|
|
|
41 |
|
|
|
Помимо LMSU, в России имеется еще восемь вузов, которые обозначили свое присутствие в топ-50 предметных рейтингов, однако ни один из них пока не может претендовать на роль УМК в обозримой перспективе. Из всех этих учреждений только HSE University стабильно улучшал свои позиции, попав в топ-50 по двум предметам – политологии и социологии. Однако даже этот успех пока не прошел тест на устойчивость, не говоря уже о том, что число таких предметов надо увеличить хотя бы в 3 раза.
Определенную стабильность в своих областях демонстрируют Moscow P.I. Tchaikovsky Conservatory, St.Petersburg Mining University и National University of Science and Technology MISIS, однако они изначально создавались как узкопрофильные заведения, и ожидать от них последующей диверсификации нельзя. Успех других четырех вузов не подлежит оценке на устойчивость в силу нехватки данных.
Примечательно, что до 2020 г. LSMU, HSE University и присоединившийся к ним в 2018 г. MGIMO University занимали по направлению политология места гомогенной группы 51-100. Публикация в рейтинге QS университетов, занимающих указанные места, в алфавитном порядке порождала иллюзию доминирования LSMU над своими конкурентами. Однако детальный анализ параметров рейтингования и расчет итогового балла согласно методике QS показал, что, начиная с 2018 г., HSE University не только уверенно лидировал среди трех рассматриваемых университетов, но и постоянно наращивал отрыв от своих ближайших конкурентов, что в конечном счете позволило данному вузу в 2020 г. преодолеть барьер в топ-50 и оказаться в числе мировых лидеров. В 2021 г. произошла еще одна знаковая рокировка: в число лидеров топ-50 вошел MGIMO University, заняв 41-е место и опередив закрепившегося на 45-м месте HSE University.
Таким образом, проверка российской университетской системы в рамках правительственной инициативы Проект 5–100 по критериям ГРУ показала ее чрезвычайно низкую международную конкурентоспособность. Это заставляет нас переосмыслить тезис о наличии у России серьезных научных и интеллектуальных резервов.
Заключение: к отказу от ложных стереотипов.
Рассмотренные факты относительно развития РПУ показали, что нужно пересматривать устаревшие представления о меняющемся мире. Так, североамериканские университеты США и Канады остаются эталонами научной диверсификации и продуктивности; ни одной стране мира пока не удалось превзойти лучшие вузы Северной Америки, хотя прежнее доминирование этого региона ослабевает. Пресловутый «закат Европы», который многим представляется самоочевидным, откладывается на неопределенный срок; более того, именно европейские университеты идут в авангарде подготовки кадров для постиндустриального общества. Рынок УМК Азии пока далек от того, чтобы превратиться в самобытный аутентичный феномен, будучи лишь результатом успешно реализованной «модели копирования» западных образцов, хотя отдельные достижения региона не могут не впечатлять.
Неожиданным и неприятным является вывод о превосходстве РПУ Латинской Америки над странами постсоветского пространства. Бывший СССР дал только одного игрока рынка УМК – Россию. Однако последняя находится отнюдь не на пике своих возможностей, имея лишь один признанный УМК (LMSU), не отличающийся устойчивостью своих научных достижений. Еще восемь вузов страны пока только обозначили свое присутствие в предметных рейтингах. Опыт Мексики, чей столичный университет долго не признавался международным экспертным сообществом, несмотря на его более чем впечатляющие успехи в предметных рейтингах, показывает, что даже при самых благоприятных обстоятельствах эта же участь ожидает и российские вузы, что еще больше задержит их выход в лидеры.
Несмотря на указанные обстоятельства, было бы неверным считать, что Россия потерпела полное и окончательное фиаско в борьбе за место на рынке глобальных университетов. Во-первых, нужно учитывать тот факт, что Россия позднее подключилась к мировому тренду по построению УМК, начавшемуся еще в конце прошлого века: государственное финансирование специальных программ в Канаде началось в 1989 г., в Дании – в 1991 г., Финляндии – в 1995, Китае – в 1996, Японии – в 2002, Австралии и Норвегии – в 2003, Германии – в 2006. Россия присоединилась к данной инициативе только в 2008 г. [Салми, Фрумин, 2013]. Во-вторых, несмотря на то, что цели Проекта 5-100 достигнуты не были, он позволил провести глобальную инвентаризацию российской университетской системы, пересмотреть подходы к развитию отечественных вузов, заявить о себе на международной арене. Тем самым лучшие вузы России впервые за четверть века существования страны перестали быть «невидимыми» для международного информационного пространства. В-третьих, в деле формирования УМК Россия, осознавая это или нет, следует ступенчатой стратегии, когда сначала решается задача попадания в менее претенциозный пул передовых вузов (топ–50 предметных рейтингов), а потом за счет постепенной научной диверсификации вузы перемещаются к нижней границе топ–100 ГРУ с окончательным ее прохождением и попаданием в разряд по-настоящему передовых университетов мира. Тем самым Россия пока реализует только первую часть означенного пути, подготавливая основу для дальнейших достижений. Реалистичность таковых демонстрирует Китай, который относительно быстро прошел все этапы «пути к УМК» и сегодня занимает вполне достойное место на РПУ.
Нельзя не упомянуть еще один важный аспект конкурентной гонки университетов. Мир разделился на две группы стран – те, которые включились в гонку, и те, которые по разным причинам ее игнорируют. Россия попадает в первую группу, причем традиции командной экономики приводят к тому, что все благие начинания быстро бюрократизируются и переходят в имитационный режим. В этих условиях превалирующее значение приобретают позитивные рапорты вузов и чиновников вышестоящим властям о своих выдающихся достижениях, что затрудняет диагностику истинного положения вещей, идентификацию организационных ошибок и их своевременную корректировку. При этом остается не до конца понятным реальный потенциал российских вузов – то ли он действительно крайне низок (даже по сравнению со странами Латинской Америки), то ли он не так мал, но его неумелая организация нынешней бюрократией не позволяет ему реализоваться в полной мере. На наш взгляд, у России по-прежнему остаются шансы на научный рывок, однако время работает не на нее.
Библиография
- 1. Балацкий Е.В. Университетские эндаументы и конкурентоспособность российских вузов. М.: Буки Веди, 2017.
- 2. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Опыт идентификации университетов мирового класса // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. №1. С. 104–113.
- 3. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. СПб.: ИД «Нева», 2004.
- 4. Кирдина-Чэндлер С.Г. Радикальный институционализм и фейковая экономика в XXI веке // Journal of Institutional Studies. 2017. Т. 9. №4. С. 6–15.
- 5. Лебедева И.В. Фейк как социокультурное явление современного общества // Гуманитарные исследования. 2013. №2(46). С. 157–164.
- 6. Салми Д., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. №1. С. 25–68.
- 7. Степанова Т.Е., Манохина Н.В. Фейковая экономика: истина где-то рядом // Креативная экономика. 2019. Т. 13. №3. С. 433-448.
- 8. Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014.
- 9. Arrighi G. Adam Smith in Beijing: Lineages of the Twenty-First Century. London, New York: Verso, 2007.
- 10. Arrighi G. The Long Twentieth Century: Money, Power, and the Origins of Our Times. London, New York: Verso, 1994.
- 11. Balatsky E.V. Prerequisites for global geopolitical inversion // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2014. No. 2(32). P. 28–42.
- 12. Balatsky E.V., Ekimova N.A. Geopolitical Meridians of World-Class Universities // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2019. Vol. 89. No. 5. P. 468–477.
- 13. Balatsky E.V., Ekimova N.A. Global Competition of Universities in the Mirror of International Rankings // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2020. Vol. 90. No. 4. P. 417–427.
- 14. Hamdan A., Sarea А., Khamis R., Anasweh M. A causality analysis of the link between higher education and economic development: empirical evidence // Heliyon. 2020. Vol. 6. Iss. 6. Article 04046.
- 15. Kirdina-Chandler S.G. Western and non-Western economic institutional models in time and geographical space // Terra Economicus. 2019. Vol. 17. No. 1. P. 8–23.
- 16. Lundestad G. The Rise and Decline of American “Empire”. Power and its Limits in Comparative Perspective. New York, NY: Oxford University Press, 2012.
- 17. Valero A., Reenen J.V. The economic impact of universities: Evidence from across the globe // Economic of Education Review. 2019. Vol. 68. P. 53–67.