- Код статьи
- S013216250014952-0-
- DOI
- 10.31857/S013216250014952-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 9
- Страницы
- 117-131
- Аннотация
В статье рассмотрены результаты третьей волны идентификации университетов мирового класса за 2021 г. на основе авторской методики. Сравнение новых результатов с данными за 2017 и 2019 гг. дало возможность пересмотреть некоторые ментальные стереотипы геополитического и национального характера. В частности, роль системы североамериканского университетского центра снижается, однако вузы США и Канады по-прежнему являются образцами для остальных стран мира. Кажущийся очевидным «закат Европы» в отношении рынка передовых университетов не подтверждается. Более того, есть основания говорить о нарастании активности европейского геополитического центра, вузы которого идут в авангарде подготовки кадров для постиндустриального общества. Вопреки ожиданиям, азиатский рынок университетов пока далек от того, чтобы превратиться в самобытный аутентичный феномен и остается примером относительно успешной «модели копирования» западных образцов. Неожиданным оказался вывод о превосходстве передовых университетов Латинской Америки над вузами постсоветского пространства. Получены данные, указывающие на несостоятельность внутрироссийского стереотипа образцовой модели развития МГУ им. М.В. Ломоносова.
- Ключевые слова
- университеты мирового класса, глобальные рейтинги университетов, конкурентоспособность, геополитическая инверсия
- Дата публикации
- 27.09.2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 183
Библиография
- 1. Балацкий Е.В. Университетские эндаументы и конкурентоспособность российских вузов. М.: Буки Веди, 2017.
- 2. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Опыт идентификации университетов мирового класса // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. №1. С. 104–113.
- 3. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. СПб.: ИД «Нева», 2004.
- 4. Кирдина-Чэндлер С.Г. Радикальный институционализм и фейковая экономика в XXI веке // Journal of Institutional Studies. 2017. Т. 9. №4. С. 6–15.
- 5. Лебедева И.В. Фейк как социокультурное явление современного общества // Гуманитарные исследования. 2013. №2(46). С. 157–164.
- 6. Салми Д., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. №1. С. 25–68.
- 7. Степанова Т.Е., Манохина Н.В. Фейковая экономика: истина где-то рядом // Креативная экономика. 2019. Т. 13. №3. С. 433-448.
- 8. Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014.
- 9. Arrighi G. Adam Smith in Beijing: Lineages of the Twenty-First Century. London, New York: Verso, 2007.
- 10. Arrighi G. The Long Twentieth Century: Money, Power, and the Origins of Our Times. London, New York: Verso, 1994.
- 11. Balatsky E.V. Prerequisites for global geopolitical inversion // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2014. No. 2(32). P. 28–42.
- 12. Balatsky E.V., Ekimova N.A. Geopolitical Meridians of World-Class Universities // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2019. Vol. 89. No. 5. P. 468–477.
- 13. Balatsky E.V., Ekimova N.A. Global Competition of Universities in the Mirror of International Rankings // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2020. Vol. 90. No. 4. P. 417–427.
- 14. Hamdan A., Sarea А., Khamis R., Anasweh M. A causality analysis of the link between higher education and economic development: empirical evidence // Heliyon. 2020. Vol. 6. Iss. 6. Article 04046.
- 15. Kirdina-Chandler S.G. Western and non-Western economic institutional models in time and geographical space // Terra Economicus. 2019. Vol. 17. No. 1. P. 8–23.
- 16. Lundestad G. The Rise and Decline of American “Empire”. Power and its Limits in Comparative Perspective. New York, NY: Oxford University Press, 2012.
- 17. Valero A., Reenen J.V. The economic impact of universities: Evidence from across the globe // Economic of Education Review. 2019. Vol. 68. P. 53–67.