- Код статьи
- S013216250015997-9-1
- DOI
- 10.31857/S013216250015997-9
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 10
- Страницы
- 147-152
- Аннотация
Статья посвящена исследованию отношения жителей северокавказских республик к проведенной в 1990-е гг. приватизации, а также последствиям этой неоднозначной социально-экономической реформы. На основании массовых (N = 1200) и экспертных (N = 50) опросов в шести республиках СКФО авторы приходят к выводу о высоко дифференцированном отношении представителей различных этносов к итогам приватизации. Подтверждается гипотеза, что современные различия в оценке событий прошлого жителями разных регионов связаны с различиями в их социально-экономическом положении: наиболее лояльное отношение к приватизационным процессам высказали представители самых экономически развитых северокавказских республик, Дагестана и Чечни.
- Ключевые слова
- приватизация, социальная справедливость, государственная собственность, общественное мнение, межэтнические различия
- Дата публикации
- 19.10.2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 140
Приватизация как объект социологического анализа.
Одним из главных социально-экономических феноменов в постсоветской России 1990-х являлся процесс приватизации – разгосударствления собственности и передачи ее в частные руки. По мнению многих экономистов, периоду официальной приватизации предшествовал так называемый период «спонтанной» приватизации 1987–1991 гг. [Радыгин и др., 2019: 15–16].
Приватизационный процесс еще до его начала в 1992 г. получал негативную оценку общественности и экспертов. По данным «Омнибуса» ВЦИОМа за 1991 г., на вопрос о поддержке приватизации жилья положительно ответили 64% опрошенных граждан РФ (ее не одобрили 17%), однако приватизацию государственных предприятий поддержали 44% респондентов (не одобрили 34%), разрешение свободной купли-продажи земли – 54% (не одобрили 30%) [Шпилько и др., 1991: 8]. А в начале 2010-х гг., по данным различных социологических опросов, около 80% россиян считали приватизацию нелегитимной и выступали за полный или частичный пересмотр ее итогов [Алиева, 2011: 68].
Важно, что разные регионы Российской Федерации, с учетом различных условий «на входе» в приватизацию, получили различные ее последствия. Соответственно, регионально-дифференцированными должны были быть и оценки приватизации. Эксперты отмечают, что от последствий приватизационных процессов наиболее пострадали экономики таких трудоизбыточных республик, как Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Ингушетия: «были приватизированы или обанкрочены многие градообразующие предприятия в самих регионах, крупные промышленные объекты, которые по сути дела давали большое количество рабочих мест» [Ашхотов и др., 2018: 224]. Приватизация, как и другие земельные реформы, связанные с правовым регулированием пастбищ, сыграли ключевую роль в возникновении и развитии земельных конфликтов на постсоветском Северном Кавказе [Гуня, 2017].
Несмотря на принципиальную важность оценки населением итогов приватизации, до сих пор не было исследовано отношение к ней этнических групп – в частности, коренных жителей национальных республик России. Между тем вопросы «справедливости» и «легитимности» приватизации для СКФО имеют особое значение из-за «трудоизбыточности» региона, высокого уровня безработицы (включая вынужденную частичную занятость), избыточного молодого населения, а также интенсивного роста малого и среднего бизнеса [Атабаева, 2019: 188; Гасюкова, 2016: 50–53; Стариков, 2015: 163–164]. Для преодоления этого пробела – определения дифференциации отношения этнических групп населения России к реализации идеи справедливости в ходе приватизации – авторами проведено исследование, результаты которого изложены в данной статье.
Авторами исследования проверялась следующая гипотеза: поскольку большинство жителей современной России не одобряют приватизацию или одобряют ее с рядом существенных оговорок, то большинство жителей СКФО тоже будут считать приватизацию 1990-х сомнительной и недовольны ее результатами. Ожидается, что при этом будет обнаружена значительная разница в оценке событий прошлого исходя из сегодняшней экономической ситуации в конкретной республике: чем лучше современное социально-экономическое положение региона, тем выше его жителями оценивается приватизация и ее последствия, в том числе частное владение крупными предприятиями.
Для проверки этой гипотезы использованы материалы этносоциологических исследований Центра исследования приграничных регионов Юга России ИСПИ ФНИСЦ РАН и кафедры социологии Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова летом 2019 г. в шести республиках СКФО: Северная Осетия – Алания (РСО–А), Чечня (ЧР), Карачаево-Черкесская (КЧР), Ингушетия (РИ), Дагестан (РД), Кабардино-Балкарская (КБР). Объем выборки составил 1200 человек (по 200 в каждой республике)1. По месту нахождения респондентов анкетировались жители республик старше 18 лет, выборка репрезентативна по уровню образования, возрасту, полу и поселенческим характеристикам. Ошибка выборки не превышает 5%. Опрашивались также 50 экспертов (журналисты, ученые, чиновники, члены политических партий, работники культуры).
Дифференциация оценок.
Коренные жители Чечни активнее других высказывались о необходимости проведения в Российской Федерации приватизации в 1990-х гг. Именно чеченцы чаще всего (37,4%) выбирали вариант ответа «Да, приватизация была необходима…». Несколько меньшая доля чеченцев (31,3%) выбрала более критичный вариант «приватизация была необходима, но провести ее надо было по-другому», который наиболее популярен в почти всех других этнических группах. Более половины респондентов из других республик были в той или иной степени недовольны ходом приватизации (табл. 1). Наиболее критично высказывались кабардинцы и балкарцы, у которых самым популярным (его выбрали около 40%) был ответ «Нет, приватизации не должно было быть», так же часто этот ответ выбирали осетины, а вот у чеченцев он был наименее (9,1%) популярен.
Таблица 1. Мнения представителей разных этнических групп, была ли начавшаяся в 1990-е гг. приватизация необходима (%)
Мнения респондентов |
Национальность |
||||||
Русские и русско-язычные |
Кабар-динцы, балкарцы |
Карача-евцы, черкесы |
Народы Дагестана |
Ингуши |
Осетины |
Чеченцы |
|
Да, приватизация была необходима. Она должна была позволить развиваться рыночной экономике |
17,9 |
20,0 |
14,4 |
15,6 |
15,2 |
14,0 |
37,4 |
Приватизация была необходима, но провести ее надо было по-другому |
47,5 |
31,1 |
59,1 |
52,5 |
51,8 |
39,5 |
31,3 |
Нет, приватизации не должно было быть |
31,2 |
38,5 |
23,5 |
30,7 |
29,9 |
38,8 |
9,1 |
Затрудняюсь ответить |
3,4 |
10,4 |
3,0 |
1,1 |
3,0 |
7,8 |
22,2 |
Примечание. Выделены ответы, наиболее частые у конкретной этнической группы.
Доминирование критического отношения к приватизации у народов СКФО отличается от мнений экспертов, которые чаще оценивают ее положительно. Чуть более половины экспертов считают, что приватизация была необходима, хотя их позитивные ответы сопровождались в большинстве случаев уточнением типа «...была необходима, но произошла во многих случаях несправедливо, незаконно». Примерно каждый седьмой из экспертов признал пользу от приватизации «частичной»: «Политически она была необходима… Но если говорить о том, как это произошло, то во многих случаях – несправедливо, незаконно. Часто государственная собственность была приватизирована с использованием каких-то криминальных структур, “не совсем” законными способами».
Подавляющее большинство (более ¾) респондентов всех республик в той или иной степени недовольны результатами приватизации, так как она не позволила гражданам стать в равной степени владельцами принадлежащей им «общенародной» собственности. Четверо из десяти представителей народов Дагестана, каждый пятый русский и русскоязычный респондент и каждый восьмой кабардинец и балкарец сочли, что приватизация могла помочь поровну разделить государственную собственность между гражданами РФ, но отсутствие информации о возможностях использования ваучеров в доступной и понятной для всех граждан форме сделало ее несправедливой. Больше всего положительных ответов было получено от чеченцев (четверть опрошенных в данной этнической группе), хотя каждый пятый из них затруднился с ответом (табл. 2).
Таблица 2. Мнения о справедливости приватизации (%)
Мнения респондентов |
Национальность |
||||||
Русские и русско-язычные |
Кабар-динцы, балкарцы |
Карача-евцы, черкесы |
Народы Дагеста-на |
Ингуши |
Осетины |
Чеченцы |
|
Да, приватизация позволила справедливо и поровну разделить государственную собственность между гражданами РФ |
5,7 |
7,4 |
5,3 |
6,7 |
2,4 |
4,7 |
24,2 |
Да, приватизация могла позволить поровну разделить госсобственность между гражданами РФ, однако отсутствие информации о возможностях использования ваучеров в доступной и понятной для всех граждан форме сделало приватизацию несправедливой |
18,3 |
12,6 |
26,5 |
41,9 |
9,1 |
7,0 |
8,6 |
Нет, приватизация не позволила гражданам России стать в равной степени владельцами принадлежащей им собственности |
73,0 |
67,4 |
65,9 |
50,3 |
87,2 |
79,1 |
46,0 |
Затрудняюсь ответить |
3,0 |
12,6 |
2,3 |
1,1 |
1,2 |
9,3 |
21,2 |
Более 4/5 экспертов также отзывались отрицательно о ходе проведения и результатах приватизации в России: «Народ не зря это назвал “прихватизацией”. Мы знаем, что все огромные капиталы сложились на тот момент из общей народной собственности. Другое дело, надо ли сегодня это все возвращать народу и каким образом это можно сделать?». Лишь меньшинство (примерно каждый седьмой из экспертов) посчитали, что население оценивает результаты приватизации позитивно. К позитивным оценкам принадлежит, например, следующее высказывание одного из экспертов: «Такая приватизация нужна была. Поэтому приватизацию я считаю правильным способом перехода к частной собственности».
В то же время большинство, в среднем 52% по всем республикам, считают допустимым, чтобы частные лица в России владели крупными предприятиями. Чаще других допускали такую ситуацию чеченцы (65,7%), ингуши (62,2 %), кабардинцы и балкарцы (59,3%), карачаевцы и черкесы (56,9 %). Недопустимой назвали такую ситуацию в среднем 44% жителей Северокавказских республик, чаще всего – народы Дагестана (58,6%), осетины (58,3 %), а также русские и русскоязычные жители республик (54,0%) (табл. 3).
Таблица 3. Мнения о допустимости владения частными лицами в России крупными предприятиями (%)
Мнения респондентов |
Национальность |
||||||
Русские и русско-язычные |
Кабар-динцы, балкар-цы |
Карача-евцы, черкесы |
Народы Дагестана |
Ингуши |
Осетины |
Чеченцы |
|
Безусловно, допустимо |
8,4 |
17,8 |
20,5 |
7,8 |
23,8 |
13,4 |
20,2 |
Скорее, допустимо |
35,4 |
41,5 |
36,4 |
33,5 |
38,4 |
23,6 |
45,5 |
Скорее, недопустимо |
32,7 |
23,7 |
21,2 |
31,8 |
25,0 |
37,8 |
16,2 |
Безусловно, недопустимо |
21,3 |
11,1 |
20,5 |
26,8 |
12,8 |
20,5 |
6,6 |
Затрудняюсь ответить |
2,2 |
5,9 |
1,5 |
0,0 |
0,0 |
4,7 |
11,6 |
Примечание. Выделены ответы, наиболее частые у конкретной этнической группы.
Экспертное сообщество в этой части опроса разделилось на две равные группы. Первая высказывала мнение, что частные лица могут и должны владеть крупными предприятиями: так предпочли ответить более половины экспертов из РД и КБР, треть экспертов КЧР, все эксперты ЧР. Однако эксперты из РСО-А, РД, РИ и частично из КБР придерживались противоположного мнения: население их республик категорически против того, чтобы владельцами крупных предприятий являлись частные лица.
Заключение.
Как показали результаты массовых и особенно экспертных опросов, тема справедливости итогов приватизации 1990-х гг. остается очень важной для населения СКФО. Понимая важность и даже необходимость смены режима собственности после распада СССР, люди в большинстве республик крайне недовольны несправедливостью итогов приватизации.
Значительные отличия от мнения большинства кавказцев показали чеченцы, среди которых – самая высокая доля и тех, кто одобрил приватизацию, и тех, кто затруднялся ее оценить. При оценке справедливости приватизации у чеченцев тоже наиболее высока доля считающих ее вполне справедливой. Чеченцы же чаще всего говорили о допустимости частного владения крупными предприятиями (65,7%). Определенным образом также выделяются народы Дагестана, которые реже других этнических групп (кроме чеченцев) давали наиболее критическую оценку справедливости приватизации.
Такие различия в оценке событий прошлого могут быть связаны, согласно проверяемой гипотезе, с дифференциацией современного социально-экономического положения регионов. Действительно, меньше недовольства обнаружено у коренных жителей республик, занимающих 49-е (РД) и 63-е (ЧР) места во всероссийском рейтинге регионов, а большее недовольство высказано представителями титульных этносов республик, занимающих нижние строчки, – 77-ю (КБР), 79-ю (РИ), 80-ю (РСО-А) и 81-ю (КЧР) из 85 субъектов РФ2.
Сегодня многие экономисты предсказывают новую волну приватизации во всем мире (включая Россию), связанную с усилением протестов против государственной бюрократии. Это делает изучение итогов 30-летия приватизации в России особенно актуальным: опираясь на критическое осмысление опыта прошлого, есть возможность выстроить новую стратегию приватизации – с более высоким учетом мнения не только элит, но и «простых» граждан России, в том числе различий во взглядах представителей различных этнических групп.
Библиография
- 1. Алиева А.В. Процесс приватизации в России: итоги и последствия // Экономический анализ: теория и практика. 2011. Т. 10. Вып. 16. С. 66–68.
- 2. Атабиева З.А., Бетильмерзаева М.М. и др. Труд и экономическая жизнь в республиках Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. М.: ИСПИ РАН; Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2019.
- 3. Ашхотов А.М., Хашева З.М., Нагоев А.Б. К вопросу экономического положения регионов Северного Кавказа // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 6. С. 222–226.
- 4. Гасюкова Е.Н., Карачаровский В.В., Ястребов Г.А. Разный прекариат: об источниках и формах нестабильности социального статуса индивидов и групп // Общественные науки и современность. 2016. № 3. С. 48–63.
- 5. Гуня А.Н., Тенов Т.З., Чеченов А.М., Шогенов М.З. Земельные конфликты в горных районах Северного Кавказа: акторы, ресурсы, институты // Электронный журнал «Кавказология». 2017. № 1. С. 154–175. DOI: 10.31143/2542-212X-2017-1-154-175.
- 6. Радыгин А.Д. и др. Приватизация 30 лет спустя: масштабы и эффективность государственного сектора / А.Д. Радыгин, Р.М. Энтов, А.Е. Абрамов, М.И. Чернова, Г.Н. Мальгинов. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2019.
- 7. Стариков И.Г. Социальный капитал и социальная мобильность в Махачкале, или что делать, если у тебя нет влиятельных родственников? // Общественные науки и современность. 2015. № 4. С. 153–164.
- 8. Шпилько С.П., Хахулина Л.А. и др. Оценка населением социально-экономической ситуации в стране (по результатам социологических опросов 1991 г.): Научный доклад. М.: ВЦИОМ, 1991.