Современные и традиционные семейные ценности межпоколенного взаимодействия в России и Китае
Современные и традиционные семейные ценности межпоколенного взаимодействия в России и Китае
Аннотация
Код статьи
S013216250016202-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Лю Цзэ  
Должность: аспирантка кафедры философии и социологии
Аффилиация: Юго-Западный государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Курск
Абрамов Александр Петрович
Должность: профессор кафедры философии и социологии
Аффилиация: Юго-Западный государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Курск
Выпуск
Страницы
107-116
Аннотация

Проанализированы тенденции в трансляции современных и традиционных семейных ценностей взаимодействия поколений в России и Китае. Опираясь на результаты социологических исследований, обобщен и систематизирован модальный ряд восточных и западных ценностей. В контексте трансформации всех сфер общественной жизни все народы мира, будучи изолированы в прошлом, в той или иной степени вовлекаются в процесс культурной глобализации, что приводит к ослаблению своей культурной идентичности и унификации моделей межпоколенных взаимодействий. Анализ вторичной социологической информации и результаты авторских исследований, проведенных в Китае и России фиксируют последовательную тенденцию к утрате традиционных семейных ценностей. В межпоколенных взаимодействиях начинает возрастать индивидуализм, прагматизм, материализм и либерализм. 

Ключевые слова
семейные ценности, межпоколенное взаимодействие, культура, Россия, Китай
Классификатор
Получено
16.02.2022
Дата публикации
18.03.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
74
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Постановка проблемы.

2 В последние годы усилился интерес исследователей к проблемам межпоколенных отношений. К настоящему времени в социологии можно выделить как минимум три точки зрения на различия поколений: теория разрыва поколений [How et al., 2000] обосновывает идею глобального всеобщего разрыва между поколениями, который постоянно увеличивается; теория фэнтези [Liu Yong, 1983; Li Qingshan, 1986] фиксирует, что разрыв поколений – это не более чем иллюзия, воображение, «пустые разговоры»; теория частичных различий [Hill, 1955; Hill et al., 1960] показывает, что не существует универсального разрыва между поколениями с точки зрения ценностей и выбора поведения, а возможны только односторонние или частичные отличия.
3 В научной литературе недостаточно представлены исследования, в которых комплексно рассматриваются проблемы культурного взаимодействия между поколениями в семье с учетом социокультурных факторов, которые находятся в постоянной динамике. В связи с этим наш научный интерес связан с изучением практик по разрешению межпоколенных противоречий в России и Китае, поскольку на протяжении нескольких десятилетий до начала 1990-х гг. эти страны имели схожие социокультурные модели взаимодействия разных поколений. Советский социализационный проект воспитания поколений потерпел фиаско, Китай ищет свой путь в условиях культурной глобализации и нарастающих социокультурных вызовов современности.
4 Сравнивая основные направления исследований в России и Китае, можно убедиться, что в обеих странах сформировались исследовательские подходы, отражающие исторические и культурные доминанты столь разных стран [Андреев, Гешева, 2015]. Вполне справедливо М.А. Клупт отмечает, что трансформация всех сфер социальной жизни и в России и в Китае в первую очередь отразилась на социальном институте семьи. В обеих странах фиксируется большое количество «сбоев» при попытке найти баланс индивидуальных интересов супругов и представителей разных поколений [Клупт, 2019].
5 Анализ сформировавшихся в современной науке теорий разрыва поколений позволяет определить ее социокультурные особенности: процесс смены поколений в России, в Китае и во всем мире происходит на фоне политических, техногенных, экономических и социокультурных трансформаций; заимствование элементов субкультур глобального мира, основанного на доминировании ценностей развитых западных стран имеют приоритетное значение по отношению к преемственности поколений; критическое отношение к традиционному наследию приводит к крушению авторитета старших возрастных когорт, девальвации ценностей и норм предыдущих поколений и затрудняет передачу их следующим поколениям.
6 Отметим, что формирование западных социальных ценностей происходило в течение длительного времени, например, индивидуализм, утилитаризм, прагматизм и либерализм, формируя межпоколенные отношения и ценности современной западной цивилизации. В процессе капиталистического развития эти ценности эволюционировали и прошли долгий процесс развития, постепенно улучшались и обогащались, и в конечном итоге сформировали относительно влиятельную традиционную западную систему ценностей. Теория «постматериалистических ценностей» [Ingelhart, 2016: 27] предполагает, что базовые ценности западного общества претерпевают изменения и постепенно развиваются в сторону ориентации личности на ценности принадлежности, самовыражения, индивидуализации и символической свободы.
7 Для китайского и российского обществ ценности имеют свою национальную специфику. Если обратить внимание на воспроизводство традиционных ценностей в России и в Китае, их долгая история и национальные особенности имеют важное исследовательское значение. В свое время М. Вебер изучал взаимосвязь между китайской конфуцианской этикой, фамилизмом семьи и политическим устройством страны. Он считал, что уникальные организации родства сыграли особую роль в формировании традиционной социальной структуры китайского общества. Концепция семейственности глубоко укоренилась в сердцах людей. Семья и клан обладают могуществом и контролируют все аспекты общественной жизни, в том числе и интимную личную жизнь [Вебер, 2017].
8 Каждая культура создается в своей собственной природной и социальной среде, и в процессе развития она постоянно адаптируется и трансформирует свою среду и интегрируется с ней. С самого начала культуры она неизбежно общается с другими окружающими культурами. Бесспорно, существуют большие различия между восточными и западными обществами и культурами [Yang Zihan, 2013]. Культурные паттерны Запада оказали огромное влияние на традиционное культурное наследие китайского и российского обществ, на ценностную ориентацию, жизнь и поведение людей. Вместе с тем это процесс взаимопроникновения всех культур в повседневную социальную реальность и Востока и Запада, когда трансформации подвергается не только материальная, но и духовная жизнь людей.
9 Ученые подтверждают, что ценностные характеристики людей, живущих в китайском и русском обществах в переходный период, находятся под влиянием западных традиционных ценностей.
10 Так, Ляо Сяопин и Чэн Хайин в начале ХХI в. подытожили изменения в китайских социальных ценностях после реформы и раскрыли следующие четыре трансформационных аспекта, наметившие переход в китайском обществе: от унитарной ценности к изменению взаимодействия с множеством ценностей; к слиянию целостных и индивидуальных ценностей; от идеальных ценностей к их сосуществованию со светскими ценностями; от духовных ценностей к духовным и материальным ценностям [Liao Xiaoping et al., 2005].
11 Эволюция семейных ценностей соответствует общей тенденции изменения социальных ценностей, поэтому межпоколенные взаимодействия также имеет указанные выше характеристики развития. Вполне очевидно, что дифференциация ценностей от поколения к поколению часто происходит в период культурных преобразований, особенно в период наиболее драматических социальных изменений. В настоящее время культурная трансформация происходят еще более стремительно. Конфликт стал обыденным проявлением в системе социальных ценностей молодых и старших поколений. Межпоколенческое взаимодействие также подверглось беспрецедентному давлению бесконечного потока культурных изменений [ibid: 13].
12 В Китае культурный конфликт между поколениями достиг своего пика в конце 1990-х гг. и ознаменовался победой молодежи над поколением пожилых людей [Yan Yunxiang, 2003: 23]. В традиционном китайском обществе, где доминировало самодостаточное мелкое крестьянское хозяйство, культурные изменения происходили крайне медленно, а межпоколенческий обмен шел по устоявшимся культурным правилам. Социологической интерпретации изучение межпоколенческих отношений со стороны китайских ученых подверглось сравнительно поздно. Свое концентрированное выражение они нашли в исследованиях, в том числе авторских, посвященных изучению конфликтов поколений, взглядов на рождаемость, потребление, семейных ценностей, личных жизненных стратегий различных возрастных когорт, распределения социальных ролей с учетом гендерной специфики [Лю, Абрамов, 2021].
13 Изучение современных и традиционных семейных ценностей межпоколенного взаимодействия в России и Китае связано с разрешением противоречия между объективной необходимостью сохранения лучших культурных традиций трансмиссии семейных ценностей в условиях трансформации всех сфер жизнедеятельности людей и наличием большого количества социокультурных «сбоев». Данное противоречие конкретизируется следующими обстоятельствами: богатое культурное наследие народов России и Китая и существенная трансформация межпоколенчсеких отношений, приводящая к нарушению преемственности культуры, которая ставит под угрозу существование всего общества; объективно сложившийся научный интерес к преодолению «межпоколенческого конфликта» и недостаточное количество исследований, рассматривающих межпоколенные взаимодействия в семье как социокультурный феномен.
14

Методическое обеспечение исследования.

15 Теория разрыва поколений применена для анализа последствий социальной модернизации и информационной глобализации, когда скорость культурного замещения увеличилась, постсимволизированная культурная форма, в которой доминируют пожилые люди в традиционном обществе, изменилась, а отношения между поколениями продемонстрировали характеристики контроля, взаимодействия и отчуждения. Использование теории модернизации семьи и функциональной теории в сочетании с текущим фоном социальных преобразований способствовало разработке обоснованных способов минимизации социокультурных рисков «разрыва поколений».
16 Эмпирическая база представлена результатами авторских исследований «Межпоколенная гармония в условиях социокультурных изменений», проведённых в Курской области России (N = 894, апрель – май 2021 г., выборка квотная) и в провинции Шаньси Китая (N = 907, сентябрь 2020 г. – май 2021 г., выборка квотная) в форме онлайн-анкетирования с целью сравнительного анализа трансформации культуры межпоколенных отношений в России и в Китае. Опрос проводился среди родившихся в период с 1960 по 2000 гг. Распределение выборки по поколенческим группам представлено в табл. 1. Мужчины составили 46,9% от общего числа, 80,6% респондентов находились в официальном браке.
17

Таблица 1. Распределение выборки по возрастным группам и месту жительства

Распределение поколений

 

по возрасту

(году рождения)

по месту жительства

Китай

Россия

город

сельская местность

город

сельская местность

1960-1969

116

131

116

120

1970-1979

48

124

48

121

1980-1989

219

28

220

28

1990-2000

208

33

208

33

Итого

591

316

592

302

18

Обсуждение и результаты.

19 Как показало исследование, Китай и Россия демонстрируют схожие тенденции в субъективном восприятии того, как одни и те же поколения разделяют те или иные ценности. 37,5% китайцев из числа разных возрастных когорт отметили, что их взгляды на жизнь полностью совпадают с представителями других поколений. В России подобной позиции придерживаются 13,8%. Как видим, «разрыв» поколений в России более значителен, чем в Китае. В ходе исследования мы выяснили, что между китайскими и российскими поколениями, родившимися в 1960-х и 1970-х гг. и их детьми, родившимися в 1980-е и 1990-е гг., существуют различия в ценностных предпочтениях. Однако в субъективной оценке способности поколений решать свои социальные проблемы китайские и российские респонденты в целом показали более позитивное отношение. Но поколения 1980-х и 1990-х более оптимистичны в субъективной оценке самостоятельного решения своих социальных проблем (рис. 1).
20

Рис. 1. Способность поколений самостоятельно решать социальные проблемы, в %

21

В ходе нашего исследования мы выясняли типичные способы разрешения разногласий представителей поколения, родившихся в 1960–1970-е гг. со своими детьми (рис. 2). Несмотря на наличие определенных межпоколенческих различий и противоречий, у китайских и российских родителей и их детей достаточно высока доля предпочтений в отношении компромиссных методов разрешения разногласий. Так, в России компромисс определяется в качестве главного инструмента в разрешении подобного рода противоречий (75,4%). Однако доля китайцев, придерживающихся жесткого отстаивания своего родительского мнения (40%) выше, чем в России (14%).

22

Рис. 2. Способы разрешения разногласий поколения, родившегося в 1960-1970-е годы со своими детьми, в %

23 Как показали исследования, различия в ценностях между китайским и российским обществами в переходный период отражаются в следующих аспектах:
24 Ценностное понятие «равенство и свобода мужчин и женщин». Суждения респондентов из Китая и России относительно социальных ролей и статусов мужчин и женщин демонстрируют некоторые различия по шести гендерным выборкам (рис. 3).
25

Рис. 3. Социальные роли и статусы мужчин и женщин, в %

26 С точки зрения выбора относительно проживания в семье родителей мужа в качестве основной, доля российской выборки выше, чем в китайской. В российской выборке 70,2% респондентов считают, что статус родителей ни одного из супругов не должен доминировать после брака; 22,9% полагают, что следует жить отдельно от своих старших родственников, что их собственная небольшая семья должна стать приоритетом; только 5,1% россиян считают, что семья родителей мужа должны быть основной. Напротив, только 26,8% китайцев полагают, что статус обоих родителей после брака одинаков, а 37,2% опрошенных по-прежнему признают, что семья родителей мужа должна быть опорой.
27 Анализируя выбор поколений китайцев по шести пунктам измерения статуса мужчины и женщины в семье, обнаруживается, что при выборе основной семьи после брака, суждения поколений, родившихся в 1980-х и 1990-х гг. примерно тождественны. Представители этих поколений в большинстве своем не согласны с тем, что семья мужа должна выступать в качестве основной семьи. Только 7,3% представителей поколения, рожденного в 1980-х и 13,3% поколения 1990-х считают, что мужчины должны занимать главный статус в быть основным в семье после брака. Доля тех, кто считает, что женщины должны быть финансово независимыми у поколений, родившихся в 1980-х и 1990-х гг., существенно выше, чем поколений, родившихся в предыдущие десятилетия (см. табл. 2).
28

Таблица 2. Статусные позиции мужчин и женщин в семье (суждения в %; в числителе Китай, в знаменателе Россия)

Переменная

Поколение, родившееся в:

Суждение

Ответ

1960 –1969

1970–1979

1980 –1989

1990 – 1999

Статус женщины в семье очень важен

согласен 

согласна 

58,5

90,4

37,9

94,6

98,8

93,2

99,2

91,3

Женщины должны быть финансово независимыми

согласен 

согласна

52,1

37.2

38,5

44.2

96,8

74,3

95,4

87,2

Женщины должны подчиняться мужчинам

не согласен не согласна

49,2

48,4

48,5

48,8

89,5

81,4

95,4

88,4

Для поддержки семьи сыновья важнее дочерей

не согласен не согласна

40,7

72,2

17,8

82,3

72,2

81,1

82,6

93,5

После свадьбы муж и члены его семьи – главные родственники

не согласен 

не согласна

31,8

95,9

30,8

92,7

92,7

96,6

86,7

95,7

Женщинам следует уделять больше времени для повседневной семейной жизни

согласен 

согласна

66,1

86,4

43,8

80,2

81,9

87,9

61,8

68,5

29 Полученные данные отражают динамику усиления положения женщины в китайской семье. Современное общество оказало фундаментальное влияние на традиционно доминирующее положение мужчин, особенно в сельской местности. Социальный и экономический статусы мужчин и женщин в современной социальной реальности постепенно выравниваются. Индустриализация и модернизация привели к тому, что мужчина и женщина, как две равных «половинки неба» обрели беспрецедентное чувство независимости.
30 Согласно результатам опроса экспертов из числа специалистов, в области семейных отношений (N = 10, май–июнь 2021 г., провинция Шаньси, Китай), несмотря на то, что в последнее время уделяется большое внимание правам женщин, в процессе их реального вхождения в общество и выполнения трудовых функций присутствует некоторая дискриминация в размере оплаты труда по сравнению с мужчинами. Подобная ситуация приводит к тому, что женщины вынуждены брать на себя больше домашней работы и вспомогательных обязанностей на уровне семейного экономического разделения труда, высвобождая своих мужчин для исполнения формальных трудовых функций и формальной занятости. Эксперты считают, что это связано с влиянием традиционной китайской культуры на образ жизни мужчин и женщин. Традиционные китайские добродетели бессознательно формировали уклад домашних занятий китайских женщин.
31 Сравнение ценностных суждений между поколениями россиян 1960-х, 1970-х, 1980-х и 1990-х годов рождения показывает, что наиболее ярко различия выражены по двум позициям из шести, таким как «финансовая независимость женщин» и «женщины должны подчиняться мужчинам». По остальным переменным нет существенной разницы в суждениях поколений родившихся в этот период. Другими словами, с переходом из поколения в поколение не произошло принципиальных изменений в роли женщин и их статусе в семье. Равенство статуса мужчин и женщин не является «новой концепцией», появившейся в российском обществе в переходный период.
32 Взгляд на брак стал более открытым и свободным. Сравнительный анализ суждений относительно взглядов россиян и китайцев на концепцию брака показывает, что респонденты солидарны по двум пунктам: «чувство брачной ответственности» и «важность экономической основы брака. Не столь значительно отличаются взгляды респондентов по позициям «допускают внебрачные связи» и «брак без регистрации» (в России – несколько выше). Вместе с тем в суждениях респондентов обеих стран присутствует существенная разница по одной переменной. Так, доля китайцев, согласных с чувством признания важности брака, составляет 74,9%, что намного выше, чем у 24,4% россиян, которые придерживающихся подобного мнения (см. табл. 3).
33

Таблица 3. Взгляды поколений на брак в России и в Китае (в %)

 

Переменная

 

Страна

Суждение

полностью согласен

скорее согласен

скорее не согласен

полностью не согласен

Признание важности брака

Россия

8

16,4

44

31,5

Китай

74,9

 

25,1

 

Брачная ответственность

Россия

34,1

41,8 

10,7

13,4

Китай

72,7

 

27.3

 

Допускают внебрачные связи 

Россия

20,5

15,5

19,6

44,3

Китай

29,9

 

70,1

 

Допускают брак без регистрации 

Россия

16,4

34,6

29,6

19,4

Китай

42,3

 

57,7

 

Важность экономической основы брака

Россия

8,3

37

15,7

39,1

Китай

43,3

 

56,7

 

34 Чувство ответственности и консерватизм в китайской концепции брака считаются традиционными добродетелями нации и основными ценностями, отстаиваемыми обществом. Общество укрепило признание людьми этих добродетелей через образовательные каналы в СМИ и религиозное просвещение. По сравнению с Западом и российским обществом межпоколенные отношения в традиционном китайском обществе строятся на чувстве семейной ответственности индивида, на моральной этике и контроле со стороны рода. Хотя в целом отношение китайцев к браку является относительно консервативным и традиционным, различия между поколениями все же существуют. Приведем данные сравнительного анализа межпоколенных различий между китайскими поколениями, родившимися в 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годах ХХ в. (рис. 4).
35 В ценностной риторике китайских поколений существенные различия наблюдаются по всем позициям. Целью союза мужчины и женщины в переходный период становится не просто иметь детей, передавать им свою родословную и обеспечивать чистоту отцовской линии, но также стремиться к собственному и семейному счастью. Рождение детей призвано не только продолжить свой род и наследовать семейный бизнес, но и укрепить отношения между мужем и женой, обеспечить стабильность семьи и заинтересованность в браке. Кроме того, поколение, родившееся в 90-е демонстрирует тенденцию к диверсификации ценностей с точки зрения концепции брака. Среди них 57,7% респондентов согласились с «чувством супружеской ответственности», хотя его доля была самой низкой среди всех поколений; 60,2% поколения 90-х заявили, что они могут согласиться с «внебрачными отношениями»; 72,2% допускают брак без регистрации. Вместе с тем суждение о том, что «экономическая основа важнее любви» поколения 80-х составляла 73%, а рожденных в 90-е – только 23,7%, что отражает постматериалистические характеристики современного Китая. Таким образом, для китайского общества материальные ценности в браке отходят на второй план.
36 Сравнение различий в суждениях между поколениями россиян приведены на рис. 5. Иллюстрация показывает, что важность брака в личной жизни, брачная ответственность россиян имеет тенденцию к снижению. Если 34,3% поколения 60-х признавало важность брака, то согласились с этим родившиеся в 90-е лишь 16,5% респондентов. Одобряющих суждений в отношении лояльного отношения к браку без регистрации среди россиян также стало в два раза больше. Риторика относительно важности материальных основ брака у всех поколений осталась практически неизменной. Можно заключить, что в настоящее время россияне демонстрируют современный тренд о в ценности брака, отношение людей к браку стало более свободным и открытым.
37 Концепция старости объединяет общие идеи традиций и современности. Сравнение суждений респондентов из Китая и России о пожилых людях показывает, что обе страны сосредоточены на разрешении двух вопросов: наличие независимого жизненного пространство для пожилых людей; концепция ухода за пожилыми людьми.
38 Из распределения пропорций выборки видно, что китайцы в отличие от россиян более терпимы в отношении проживания со своими пожилыми родственниками (см. табл. 4).
39

Таблица 4. Отношение к совместному проживанию с пожилыми поколениями

 

Переменная

 

Страна

Суждение

Жить самостоятельно

Жить совместно с детьми 

Другое

Жилое пространство для пожилых людей

Россия

57

33,5

9,5

Китай

23,6

76,4

 

40 Однако в контексте нерационального развития социальных услуг по уходу за пожилыми людьми поддержка детей из поколения в поколение по-прежнему является важным фактором, ограничивающим качество жизни пожилых людей в более позднем возрасте.
41 В Китае, в отличие от России, суждения имеют направленность на то, что забота о старших поколениях – это обязанность, прежде всего, членов семьи (более 80% выборов). В России в равной степени эти обязанности по мнению опрошенных должны быть распределены между государством и членами домохозяйств. Сравнивая ценностные представления китайских поколений, родившихся в 1960-х, 1970-х, 1980-х и 1990-х годах, обнаружено, что существуют некоторые различия в суждениях относительно «жизненного пространства пожилых людей» и «концепция ухода за пожилыми людьми». Респонденты, родившиеся в 60-х и 70-х гг. охотнее выбирают модель совместного проживания со своими детьми (97,5% и 93,5% выборов соответственно). В свою очередь подобной точки зрения придерживаются 69% поколения, родившегося в 1980-е гг., и лишь 51,5% поколения 1990-х.
42 Традиционная семья претерпела серьезные изменения, а вместе с этими трансформациями подверглась модификации концепция заботы о старших поколениях. Традиционная модель семьи с совместным проживанием нескольких поколений исчерпала себя. Современные поколения все более уединяются и дистанцируются от старших.
43 Семейная гармония и концепция индивидуального развития. Результаты исследования демонстрирует наличие в двух странах трех ценностных поколенческих стратегий семейных отношений: «сосредоточенность на семейной гармонии», «сосредоточенность на личностном развитии» и «баланс отношений между ними» (см. табл. 5).
44

Таблица 5. Статус-кво китайской и российской межпоколенческой семейной ценностной идентичности

Переменная

Страна

Поколения

1960 –1969

1970 –1979

1980 –1989

1990 – 1999

Сосредоточенность на семейной гармонии

Китай

60,2%

78,1%

46%

48,1%

Россия

44,6%

32,1%

27,1%

13%

Сосредоточенность на личностном развитии

Китай

2,4%

1,2%

Россия

1,4%

8,3%

5,1%

16,3%

Баланс отношений между ними

Китай

39,8

21,9

51,6

50,6

Россия

54%

59,6%

67,8%

70,7%

 

45 Очевидно, что китайцы более консервативны в семейном и личном выборе, ценят семейные интересы и следуют традиционным представлениям. Взаимодействие между поколениями в семье носит характерные черты времени.
46 Межпоколенческий дискурс не может полностью сохранить исходные традиционные культурные черты, как и не может быть полностью ниспровергнут и реконструирован. Китайская семья обеспечивает поколениям близость, защиту, стабильность и особое чувство культурной идентичности. Все поколения интегрированы в единое целое, и по-прежнему сохраняют традиционные культурные ценности межпоколенного взаимодействия, основанные на семейной гармонии. Как видим, присутствуют существенные различия по первым двум переменным, особенно эта разница ощутима у поколений, родившихся в 1990-е гг. Сосредоточенность на семейной гармонии для китайцев более значимая переменная, чем для россиян. С другой стороны, это показывает, что китайцы и россияне постепенно ослабляют свое семейное сознание, отношение людей к традиционным концепциям становится все более рациональным и разнообразным.
47 Межпоколенческие различия в семейных ценностях между Китаем и Россией в переходный период не только фиксируют изменения в семье, но и отражают общую мировую тенденцию трансформации культуры. Пожилые утрачивают свой прежний авторитетный статус. Традиционная модель уважения старших в качестве основы межпоколенных отношений низвергнута.
48

Выводы.

49 В период экономических и социальных преобразований в Китае и в России происходит смена традиционных семейных ценностей Семья становится культурно конструируемым социумом. Современное российское общество отличается большей, по сравнению с Китаем, вариативностью форм межпоколенного взаимодействия. Культурные практики китайских и российских родителей теряют авторитарность, демократизируются, в большей мере ориентируются на внешнее образование, чем на воспитание в семье.
50 Под воздействием процесса культурной глобализации произошли социокультурные изменения, приведшие к ослаблению культурной идентичности и унификации моделей межпоколенных взаимодействий. Происходящие в России и в Китае изменения в сфере семейных отношений вписаны в глобальные тренды культурной трансформации. В межпоколенных взаимодействиях начинает возрастать индивидуализм, прагматизм, материализм и либерализм. Нарастание аномии, разрушение ценностей традиционной семьи; гендерные противоречия; культурная вестернизация; отсутствие авторитетов; индивидуализм и прагматизм – определяются в качестве социокультурных рисков «разрыва поколений», существенно влияющих на наследование традиционной культуры.

Библиография

1. Андреев А.Л., Гешева Е.Г. Россия и Китай: молодежь XXI века // Социологические исследования. 2015. № 12 (380). С. 145-148.

2. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм // Пер. с нем. и предисл. О.В. Кильдюшова. СПб.: Владимир Даль, 2017.

3. Клупт М.А. Семья в России и Китае: между реформами и традицией // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 65–75.

4. Hill R. A critique of contemporary marriage and family research // Social Forces. 1955. No. 33. P. 268–277.

5. Hill R., Katz A., Simpson R. An inventory of research in marriage and family behavior // Marriage and Family Living. 1960. No. 22. P. 265–281.

6. Li Qingshan. A review of the "generation gap" research in American sociology // Youth Studies. 1986. No. 5. P. 143–151.

7. Liao Xiaoping, Cheng Haiying. On the changes in the values of Chinese society since the reform and opening up // Journal of Hunan Normal University (Social Science Edition). 2005. No. 6. P. 13–17.

8. Liu Yong. Western scholars' research on the "generation gap" // Youth Research. 1983. No. 5. P. 53–61.

9. Ingelhart R. A quiet revolution. Shanghai People's Publishing House, 2016.

10. Yan Yunxiang. Private Life under Socialism: Love, Intimacy, and Family Change in a Chinese Village, 1949–1999. Stanford University Press, 2003.

11. Yang Zihan. Analysis of Civilization Conflicts from the Perspective of Modern Western Value Communication // Jiangxi Social Sciences. 2013. No. 5. P. 227–234.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести