- Код статьи
- S013216250016202-5-1
- DOI
- 10.31857/S013216250016202-5
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 2
- Страницы
- 107-116
- Аннотация
Проанализированы тенденции в трансляции современных и традиционных семейных ценностей взаимодействия поколений в России и Китае. Опираясь на результаты социологических исследований, обобщен и систематизирован модальный ряд восточных и западных ценностей. В контексте трансформации всех сфер общественной жизни все народы мира, будучи изолированы в прошлом, в той или иной степени вовлекаются в процесс культурной глобализации, что приводит к ослаблению своей культурной идентичности и унификации моделей межпоколенных взаимодействий. Анализ вторичной социологической информации и результаты авторских исследований, проведенных в Китае и России фиксируют последовательную тенденцию к утрате традиционных семейных ценностей. В межпоколенных взаимодействиях начинает возрастать индивидуализм, прагматизм, материализм и либерализм.
- Ключевые слова
- семейные ценности, межпоколенное взаимодействие, культура, Россия, Китай
- Дата публикации
- 18.03.2022
- Всего подписок
- 11
- Всего просмотров
- 133
Постановка проблемы.
В последние годы усилился интерес исследователей к проблемам межпоколенных отношений. К настоящему времени в социологии можно выделить как минимум три точки зрения на различия поколений: теория разрыва поколений [How et al., 2000] обосновывает идею глобального всеобщего разрыва между поколениями, который постоянно увеличивается; теория фэнтези [Liu Yong, 1983; Li Qingshan, 1986] фиксирует, что разрыв поколений – это не более чем иллюзия, воображение, «пустые разговоры»; теория частичных различий [Hill, 1955; Hill et al., 1960] показывает, что не существует универсального разрыва между поколениями с точки зрения ценностей и выбора поведения, а возможны только односторонние или частичные отличия.
В научной литературе недостаточно представлены исследования, в которых комплексно рассматриваются проблемы культурного взаимодействия между поколениями в семье с учетом социокультурных факторов, которые находятся в постоянной динамике. В связи с этим наш научный интерес связан с изучением практик по разрешению межпоколенных противоречий в России и Китае, поскольку на протяжении нескольких десятилетий до начала 1990-х гг. эти страны имели схожие социокультурные модели взаимодействия разных поколений. Советский социализационный проект воспитания поколений потерпел фиаско, Китай ищет свой путь в условиях культурной глобализации и нарастающих социокультурных вызовов современности.
Сравнивая основные направления исследований в России и Китае, можно убедиться, что в обеих странах сформировались исследовательские подходы, отражающие исторические и культурные доминанты столь разных стран [Андреев, Гешева, 2015]. Вполне справедливо М.А. Клупт отмечает, что трансформация всех сфер социальной жизни и в России и в Китае в первую очередь отразилась на социальном институте семьи. В обеих странах фиксируется большое количество «сбоев» при попытке найти баланс индивидуальных интересов супругов и представителей разных поколений [Клупт, 2019].
Анализ сформировавшихся в современной науке теорий разрыва поколений позволяет определить ее социокультурные особенности: процесс смены поколений в России, в Китае и во всем мире происходит на фоне политических, техногенных, экономических и социокультурных трансформаций; заимствование элементов субкультур глобального мира, основанного на доминировании ценностей развитых западных стран имеют приоритетное значение по отношению к преемственности поколений; критическое отношение к традиционному наследию приводит к крушению авторитета старших возрастных когорт, девальвации ценностей и норм предыдущих поколений и затрудняет передачу их следующим поколениям.
Отметим, что формирование западных социальных ценностей происходило в течение длительного времени, например, индивидуализм, утилитаризм, прагматизм и либерализм, формируя межпоколенные отношения и ценности современной западной цивилизации. В процессе капиталистического развития эти ценности эволюционировали и прошли долгий процесс развития, постепенно улучшались и обогащались, и в конечном итоге сформировали относительно влиятельную традиционную западную систему ценностей. Теория «постматериалистических ценностей» [Ingelhart, 2016: 27] предполагает, что базовые ценности западного общества претерпевают изменения и постепенно развиваются в сторону ориентации личности на ценности принадлежности, самовыражения, индивидуализации и символической свободы.
Для китайского и российского обществ ценности имеют свою национальную специфику. Если обратить внимание на воспроизводство традиционных ценностей в России и в Китае, их долгая история и национальные особенности имеют важное исследовательское значение. В свое время М. Вебер изучал взаимосвязь между китайской конфуцианской этикой, фамилизмом семьи и политическим устройством страны. Он считал, что уникальные организации родства сыграли особую роль в формировании традиционной социальной структуры китайского общества. Концепция семейственности глубоко укоренилась в сердцах людей. Семья и клан обладают могуществом и контролируют все аспекты общественной жизни, в том числе и интимную личную жизнь [Вебер, 2017].
Каждая культура создается в своей собственной природной и социальной среде, и в процессе развития она постоянно адаптируется и трансформирует свою среду и интегрируется с ней. С самого начала культуры она неизбежно общается с другими окружающими культурами. Бесспорно, существуют большие различия между восточными и западными обществами и культурами [Yang Zihan, 2013]. Культурные паттерны Запада оказали огромное влияние на традиционное культурное наследие китайского и российского обществ, на ценностную ориентацию, жизнь и поведение людей. Вместе с тем это процесс взаимопроникновения всех культур в повседневную социальную реальность и Востока и Запада, когда трансформации подвергается не только материальная, но и духовная жизнь людей.
Ученые подтверждают, что ценностные характеристики людей, живущих в китайском и русском обществах в переходный период, находятся под влиянием западных традиционных ценностей.
Так, Ляо Сяопин и Чэн Хайин в начале ХХI в. подытожили изменения в китайских социальных ценностях после реформы и раскрыли следующие четыре трансформационных аспекта, наметившие переход в китайском обществе: от унитарной ценности к изменению взаимодействия с множеством ценностей; к слиянию целостных и индивидуальных ценностей; от идеальных ценностей к их сосуществованию со светскими ценностями; от духовных ценностей к духовным и материальным ценностям [Liao Xiaoping et al., 2005].
Эволюция семейных ценностей соответствует общей тенденции изменения социальных ценностей, поэтому межпоколенные взаимодействия также имеет указанные выше характеристики развития. Вполне очевидно, что дифференциация ценностей от поколения к поколению часто происходит в период культурных преобразований, особенно в период наиболее драматических социальных изменений. В настоящее время культурная трансформация происходят еще более стремительно. Конфликт стал обыденным проявлением в системе социальных ценностей молодых и старших поколений. Межпоколенческое взаимодействие также подверглось беспрецедентному давлению бесконечного потока культурных изменений [ibid: 13].
В Китае культурный конфликт между поколениями достиг своего пика в конце 1990-х гг. и ознаменовался победой молодежи над поколением пожилых людей [Yan Yunxiang, 2003: 23]. В традиционном китайском обществе, где доминировало самодостаточное мелкое крестьянское хозяйство, культурные изменения происходили крайне медленно, а межпоколенческий обмен шел по устоявшимся культурным правилам. Социологической интерпретации изучение межпоколенческих отношений со стороны китайских ученых подверглось сравнительно поздно. Свое концентрированное выражение они нашли в исследованиях, в том числе авторских, посвященных изучению конфликтов поколений, взглядов на рождаемость, потребление, семейных ценностей, личных жизненных стратегий различных возрастных когорт, распределения социальных ролей с учетом гендерной специфики [Лю, Абрамов, 2021].
Изучение современных и традиционных семейных ценностей межпоколенного взаимодействия в России и Китае связано с разрешением противоречия между объективной необходимостью сохранения лучших культурных традиций трансмиссии семейных ценностей в условиях трансформации всех сфер жизнедеятельности людей и наличием большого количества социокультурных «сбоев». Данное противоречие конкретизируется следующими обстоятельствами: богатое культурное наследие народов России и Китая и существенная трансформация межпоколенчсеких отношений, приводящая к нарушению преемственности культуры, которая ставит под угрозу существование всего общества; объективно сложившийся научный интерес к преодолению «межпоколенческого конфликта» и недостаточное количество исследований, рассматривающих межпоколенные взаимодействия в семье как социокультурный феномен.
Методическое обеспечение исследования.
Теория разрыва поколений применена для анализа последствий социальной модернизации и информационной глобализации, когда скорость культурного замещения увеличилась, постсимволизированная культурная форма, в которой доминируют пожилые люди в традиционном обществе, изменилась, а отношения между поколениями продемонстрировали характеристики контроля, взаимодействия и отчуждения. Использование теории модернизации семьи и функциональной теории в сочетании с текущим фоном социальных преобразований способствовало разработке обоснованных способов минимизации социокультурных рисков «разрыва поколений».
Эмпирическая база представлена результатами авторских исследований «Межпоколенная гармония в условиях социокультурных изменений», проведённых в Курской области России (N = 894, апрель – май 2021 г., выборка квотная) и в провинции Шаньси Китая (N = 907, сентябрь 2020 г. – май 2021 г., выборка квотная) в форме онлайн-анкетирования с целью сравнительного анализа трансформации культуры межпоколенных отношений в России и в Китае. Опрос проводился среди родившихся в период с 1960 по 2000 гг. Распределение выборки по поколенческим группам представлено в табл. 1. Мужчины составили 46,9% от общего числа, 80,6% респондентов находились в официальном браке.
Таблица 1. Распределение выборки по возрастным группам и месту жительства
Распределение поколений |
||||
по возрасту (году рождения) |
по месту жительства |
|||
Китай |
Россия |
|||
город |
сельская местность |
город |
сельская местность |
|
1960-1969 |
116 |
131 |
116 |
120 |
1970-1979 |
48 |
124 |
48 |
121 |
1980-1989 |
219 |
28 |
220 |
28 |
1990-2000 |
208 |
33 |
208 |
33 |
Итого |
591 |
316 |
592 |
302 |
Обсуждение и результаты.
Как показало исследование, Китай и Россия демонстрируют схожие тенденции в субъективном восприятии того, как одни и те же поколения разделяют те или иные ценности. 37,5% китайцев из числа разных возрастных когорт отметили, что их взгляды на жизнь полностью совпадают с представителями других поколений. В России подобной позиции придерживаются 13,8%. Как видим, «разрыв» поколений в России более значителен, чем в Китае. В ходе исследования мы выяснили, что между китайскими и российскими поколениями, родившимися в 1960-х и 1970-х гг. и их детьми, родившимися в 1980-е и 1990-е гг., существуют различия в ценностных предпочтениях. Однако в субъективной оценке способности поколений решать свои социальные проблемы китайские и российские респонденты в целом показали более позитивное отношение. Но поколения 1980-х и 1990-х более оптимистичны в субъективной оценке самостоятельного решения своих социальных проблем (рис. 1).
Рис. 1. Способность поколений самостоятельно решать социальные проблемы, в %
В ходе нашего исследования мы выясняли типичные способы разрешения разногласий представителей поколения, родившихся в 1960–1970-е гг. со своими детьми (рис. 2). Несмотря на наличие определенных межпоколенческих различий и противоречий, у китайских и российских родителей и их детей достаточно высока доля предпочтений в отношении компромиссных методов разрешения разногласий. Так, в России компромисс определяется в качестве главного инструмента в разрешении подобного рода противоречий (75,4%). Однако доля китайцев, придерживающихся жесткого отстаивания своего родительского мнения (40%) выше, чем в России (14%).
Рис. 2. Способы разрешения разногласий поколения, родившегося в 1960-1970-е годы со своими детьми, в %
Как показали исследования, различия в ценностях между китайским и российским обществами в переходный период отражаются в следующих аспектах:
Ценностное понятие «равенство и свобода мужчин и женщин». Суждения респондентов из Китая и России относительно социальных ролей и статусов мужчин и женщин демонстрируют некоторые различия по шести гендерным выборкам (рис. 3).
Рис. 3. Социальные роли и статусы мужчин и женщин, в %
С точки зрения выбора относительно проживания в семье родителей мужа в качестве основной, доля российской выборки выше, чем в китайской. В российской выборке 70,2% респондентов считают, что статус родителей ни одного из супругов не должен доминировать после брака; 22,9% полагают, что следует жить отдельно от своих старших родственников, что их собственная небольшая семья должна стать приоритетом; только 5,1% россиян считают, что семья родителей мужа должны быть основной. Напротив, только 26,8% китайцев полагают, что статус обоих родителей после брака одинаков, а 37,2% опрошенных по-прежнему признают, что семья родителей мужа должна быть опорой.
Анализируя выбор поколений китайцев по шести пунктам измерения статуса мужчины и женщины в семье, обнаруживается, что при выборе основной семьи после брака, суждения поколений, родившихся в 1980-х и 1990-х гг. примерно тождественны. Представители этих поколений в большинстве своем не согласны с тем, что семья мужа должна выступать в качестве основной семьи. Только 7,3% представителей поколения, рожденного в 1980-х и 13,3% поколения 1990-х считают, что мужчины должны занимать главный статус в быть основным в семье после брака. Доля тех, кто считает, что женщины должны быть финансово независимыми у поколений, родившихся в 1980-х и 1990-х гг., существенно выше, чем поколений, родившихся в предыдущие десятилетия (см. табл. 2).
Таблица 2. Статусные позиции мужчин и женщин в семье (суждения в %; в числителе – Китай, в знаменателе – Россия)
Переменная |
Поколение, родившееся в: |
||||
Суждение |
Ответ |
1960 –1969 |
1970–1979 |
1980 –1989 |
1990 – 1999 |
Статус женщины в семье очень важен |
согласен согласна |
58,5 90,4 |
37,9 94,6 |
98,8 93,2 |
99,2 91,3 |
Женщины должны быть финансово независимыми |
согласен согласна |
52,1 37.2 |
38,5 44.2 |
96,8 74,3 |
95,4 87,2 |
Женщины должны подчиняться мужчинам |
не согласен не согласна |
49,2 48,4 |
48,5 48,8 |
89,5 81,4 |
95,4 88,4 |
Для поддержки семьи сыновья важнее дочерей |
не согласен не согласна |
40,7 72,2 |
17,8 82,3 |
72,2 81,1 |
82,6 93,5 |
После свадьбы муж и члены его семьи – главные родственники |
не согласен не согласна |
31,8 95,9 |
30,8 92,7 |
92,7 96,6 |
86,7 95,7 |
Женщинам следует уделять больше времени для повседневной семейной жизни |
согласен согласна |
66,1 86,4 |
43,8 80,2 |
81,9 87,9 |
61,8 68,5 |
Полученные данные отражают динамику усиления положения женщины в китайской семье. Современное общество оказало фундаментальное влияние на традиционно доминирующее положение мужчин, особенно в сельской местности. Социальный и экономический статусы мужчин и женщин в современной социальной реальности постепенно выравниваются. Индустриализация и модернизация привели к тому, что мужчина и женщина, как две равных «половинки неба» обрели беспрецедентное чувство независимости.
Согласно результатам опроса экспертов из числа специалистов, в области семейных отношений (N = 10, май–июнь 2021 г., провинция Шаньси, Китай), несмотря на то, что в последнее время уделяется большое внимание правам женщин, в процессе их реального вхождения в общество и выполнения трудовых функций присутствует некоторая дискриминация в размере оплаты труда по сравнению с мужчинами. Подобная ситуация приводит к тому, что женщины вынуждены брать на себя больше домашней работы и вспомогательных обязанностей на уровне семейного экономического разделения труда, высвобождая своих мужчин для исполнения формальных трудовых функций и формальной занятости. Эксперты считают, что это связано с влиянием традиционной китайской культуры на образ жизни мужчин и женщин. Традиционные китайские добродетели бессознательно формировали уклад домашних занятий китайских женщин.
Сравнение ценностных суждений между поколениями россиян 1960-х, 1970-х, 1980-х и 1990-х годов рождения показывает, что наиболее ярко различия выражены по двум позициям из шести, таким как «финансовая независимость женщин» и «женщины должны подчиняться мужчинам». По остальным переменным нет существенной разницы в суждениях поколений родившихся в этот период. Другими словами, с переходом из поколения в поколение не произошло принципиальных изменений в роли женщин и их статусе в семье. Равенство статуса мужчин и женщин не является «новой концепцией», появившейся в российском обществе в переходный период.
Взгляд на брак стал более открытым и свободным. Сравнительный анализ суждений относительно взглядов россиян и китайцев на концепцию брака показывает, что респонденты солидарны по двум пунктам: «чувство брачной ответственности» и «важность экономической основы брака. Не столь значительно отличаются взгляды респондентов по позициям «допускают внебрачные связи» и «брак без регистрации» (в России – несколько выше). Вместе с тем в суждениях респондентов обеих стран присутствует существенная разница по одной переменной. Так, доля китайцев, согласных с чувством признания важности брака, составляет 74,9%, что намного выше, чем у 24,4% россиян, которые придерживающихся подобного мнения (см. табл. 3).
Таблица 3. Взгляды поколений на брак в России и в Китае (в %)
Переменная |
Страна |
Суждение |
|||
полностью согласен |
скорее согласен |
скорее не согласен |
полностью не согласен |
||
Признание важности брака |
Россия |
8 |
16,4 |
44 |
31,5 |
Китай |
74,9 |
|
25,1 |
|
|
Брачная ответственность |
Россия |
34,1 |
41,8 |
10,7 |
13,4 |
Китай |
72,7 |
|
27.3 |
|
|
Допускают внебрачные связи |
Россия |
20,5 |
15,5 |
19,6 |
44,3 |
Китай |
29,9 |
|
70,1 |
|
|
Допускают брак без регистрации |
Россия |
16,4 |
34,6 |
29,6 |
19,4 |
Китай |
42,3 |
|
57,7 |
|
|
Важность экономической основы брака |
Россия |
8,3 |
37 |
15,7 |
39,1 |
Китай |
43,3 |
|
56,7 |
|
Чувство ответственности и консерватизм в китайской концепции брака считаются традиционными добродетелями нации и основными ценностями, отстаиваемыми обществом. Общество укрепило признание людьми этих добродетелей через образовательные каналы в СМИ и религиозное просвещение. По сравнению с Западом и российским обществом межпоколенные отношения в традиционном китайском обществе строятся на чувстве семейной ответственности индивида, на моральной этике и контроле со стороны рода. Хотя в целом отношение китайцев к браку является относительно консервативным и традиционным, различия между поколениями все же существуют. Приведем данные сравнительного анализа межпоколенных различий между китайскими поколениями, родившимися в 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годах ХХ в. (рис. 4).
В ценностной риторике китайских поколений существенные различия наблюдаются по всем позициям. Целью союза мужчины и женщины в переходный период становится не просто иметь детей, передавать им свою родословную и обеспечивать чистоту отцовской линии, но также стремиться к собственному и семейному счастью. Рождение детей призвано не только продолжить свой род и наследовать семейный бизнес, но и укрепить отношения между мужем и женой, обеспечить стабильность семьи и заинтересованность в браке. Кроме того, поколение, родившееся в 90-е демонстрирует тенденцию к диверсификации ценностей с точки зрения концепции брака. Среди них 57,7% респондентов согласились с «чувством супружеской ответственности», хотя его доля была самой низкой среди всех поколений; 60,2% поколения 90-х заявили, что они могут согласиться с «внебрачными отношениями»; 72,2% допускают брак без регистрации. Вместе с тем суждение о том, что «экономическая основа важнее любви» поколения 80-х составляла 73%, а рожденных в 90-е – только 23,7%, что отражает постматериалистические характеристики современного Китая. Таким образом, для китайского общества материальные ценности в браке отходят на второй план.
Сравнение различий в суждениях между поколениями россиян приведены на рис. 5. Иллюстрация показывает, что важность брака в личной жизни, брачная ответственность россиян имеет тенденцию к снижению. Если 34,3% поколения 60-х признавало важность брака, то согласились с этим родившиеся в 90-е лишь 16,5% респондентов. Одобряющих суждений в отношении лояльного отношения к браку без регистрации среди россиян также стало в два раза больше. Риторика относительно важности материальных основ брака у всех поколений осталась практически неизменной. Можно заключить, что в настоящее время россияне демонстрируют современный тренд о в ценности брака, отношение людей к браку стало более свободным и открытым.
Концепция старости объединяет общие идеи традиций и современности. Сравнение суждений респондентов из Китая и России о пожилых людях показывает, что обе страны сосредоточены на разрешении двух вопросов: наличие независимого жизненного пространство для пожилых людей; концепция ухода за пожилыми людьми.
Из распределения пропорций выборки видно, что китайцы в отличие от россиян более терпимы в отношении проживания со своими пожилыми родственниками (см. табл. 4).
Таблица 4. Отношение к совместному проживанию с пожилыми поколениями
Переменная |
Страна |
Суждение |
||
Жить самостоятельно |
Жить совместно с детьми |
Другое |
||
Жилое пространство для пожилых людей |
Россия |
57 |
33,5 |
9,5 |
Китай |
23,6 |
76,4 |
|
Однако в контексте нерационального развития социальных услуг по уходу за пожилыми людьми поддержка детей из поколения в поколение по-прежнему является важным фактором, ограничивающим качество жизни пожилых людей в более позднем возрасте.
В Китае, в отличие от России, суждения имеют направленность на то, что забота о старших поколениях – это обязанность, прежде всего, членов семьи (более 80% выборов). В России в равной степени эти обязанности по мнению опрошенных должны быть распределены между государством и членами домохозяйств. Сравнивая ценностные представления китайских поколений, родившихся в 1960-х, 1970-х, 1980-х и 1990-х годах, обнаружено, что существуют некоторые различия в суждениях относительно «жизненного пространства пожилых людей» и «концепция ухода за пожилыми людьми». Респонденты, родившиеся в 60-х и 70-х гг. охотнее выбирают модель совместного проживания со своими детьми (97,5% и 93,5% выборов соответственно). В свою очередь подобной точки зрения придерживаются 69% поколения, родившегося в 1980-е гг., и лишь 51,5% поколения 1990-х.
Традиционная семья претерпела серьезные изменения, а вместе с этими трансформациями подверглась модификации концепция заботы о старших поколениях. Традиционная модель семьи с совместным проживанием нескольких поколений исчерпала себя. Современные поколения все более уединяются и дистанцируются от старших.
Семейная гармония и концепция индивидуального развития. Результаты исследования демонстрирует наличие в двух странах трех ценностных поколенческих стратегий семейных отношений: «сосредоточенность на семейной гармонии», «сосредоточенность на личностном развитии» и «баланс отношений между ними» (см. табл. 5).
Таблица 5. Статус-кво китайской и российской межпоколенческой семейной ценностной идентичности
Переменная |
Страна |
Поколения |
|||
1960 –1969 |
1970 –1979 |
1980 –1989 |
1990 – 1999 |
||
Сосредоточенность на семейной гармонии |
Китай |
60,2% |
78,1% |
46% |
48,1% |
Россия |
44,6% |
32,1% |
27,1% |
13% |
|
Сосредоточенность на личностном развитии |
Китай |
– |
– |
2,4% |
1,2% |
Россия |
1,4% |
8,3% |
5,1% |
16,3% |
|
Баланс отношений между ними |
Китай |
39,8 |
21,9 |
51,6 |
50,6 |
Россия |
54% |
59,6% |
67,8% |
70,7% |
Очевидно, что китайцы более консервативны в семейном и личном выборе, ценят семейные интересы и следуют традиционным представлениям. Взаимодействие между поколениями в семье носит характерные черты времени.
Межпоколенческий дискурс не может полностью сохранить исходные традиционные культурные черты, как и не может быть полностью ниспровергнут и реконструирован. Китайская семья обеспечивает поколениям близость, защиту, стабильность и особое чувство культурной идентичности. Все поколения интегрированы в единое целое, и по-прежнему сохраняют традиционные культурные ценности межпоколенного взаимодействия, основанные на семейной гармонии. Как видим, присутствуют существенные различия по первым двум переменным, особенно эта разница ощутима у поколений, родившихся в 1990-е гг. Сосредоточенность на семейной гармонии для китайцев более значимая переменная, чем для россиян. С другой стороны, это показывает, что китайцы и россияне постепенно ослабляют свое семейное сознание, отношение людей к традиционным концепциям становится все более рациональным и разнообразным.
Межпоколенческие различия в семейных ценностях между Китаем и Россией в переходный период не только фиксируют изменения в семье, но и отражают общую мировую тенденцию трансформации культуры. Пожилые утрачивают свой прежний авторитетный статус. Традиционная модель уважения старших в качестве основы межпоколенных отношений низвергнута.
Выводы.
В период экономических и социальных преобразований в Китае и в России происходит смена традиционных семейных ценностей Семья становится культурно конструируемым социумом. Современное российское общество отличается большей, по сравнению с Китаем, вариативностью форм межпоколенного взаимодействия. Культурные практики китайских и российских родителей теряют авторитарность, демократизируются, в большей мере ориентируются на внешнее образование, чем на воспитание в семье.
Под воздействием процесса культурной глобализации произошли социокультурные изменения, приведшие к ослаблению культурной идентичности и унификации моделей межпоколенных взаимодействий. Происходящие в России и в Китае изменения в сфере семейных отношений вписаны в глобальные тренды культурной трансформации. В межпоколенных взаимодействиях начинает возрастать индивидуализм, прагматизм, материализм и либерализм. Нарастание аномии, разрушение ценностей традиционной семьи; гендерные противоречия; культурная вестернизация; отсутствие авторитетов; индивидуализм и прагматизм – определяются в качестве социокультурных рисков «разрыва поколений», существенно влияющих на наследование традиционной культуры.
Библиография
- 1. Андреев А.Л., Гешева Е.Г. Россия и Китай: молодежь XXI века // Социологические исследования. 2015. № 12 (380). С. 145-148.
- 2. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм // Пер. с нем. и предисл. О.В. Кильдюшова. СПб.: Владимир Даль, 2017.
- 3. Клупт М.А. Семья в России и Китае: между реформами и традицией // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 65–75.
- 4. Hill R. A critique of contemporary marriage and family research // Social Forces. 1955. No. 33. P. 268–277.
- 5. Hill R., Katz A., Simpson R. An inventory of research in marriage and family behavior // Marriage and Family Living. 1960. No. 22. P. 265–281.
- 6. Li Qingshan. A review of the "generation gap" research in American sociology // Youth Studies. 1986. No. 5. P. 143–151.
- 7. Liao Xiaoping, Cheng Haiying. On the changes in the values of Chinese society since the reform and opening up // Journal of Hunan Normal University (Social Science Edition). 2005. No. 6. P. 13–17.
- 8. Liu Yong. Western scholars' research on the "generation gap" // Youth Research. 1983. No. 5. P. 53–61.
- 9. Ingelhart R. A quiet revolution. Shanghai People's Publishing House, 2016.
- 10. Yan Yunxiang. Private Life under Socialism: Love, Intimacy, and Family Change in a Chinese Village, 1949–1999. Stanford University Press, 2003.
- 11. Yang Zihan. Analysis of Civilization Conflicts from the Perspective of Modern Western Value Communication // Jiangxi Social Sciences. 2013. No. 5. P. 227–234.