Отцовство в современной России: смыслы, ценности, практики и межпоколенческая трансляция
Отцовство в современной России: смыслы, ценности, практики и межпоколенческая трансляция
Аннотация
Код статьи
S013216250016970-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Безрукова Ольга Николаевна 
Должность: и.о. зав. кафедрой социологии молодежи и молодежной политики
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Самойлова Валентина Алексеевна
Должность: доцент кафедры теории и практики социальной работы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
94-106
Аннотация

В статье анализируются качество межпоколенческих отношений и родительские установки отцов и матерей, транслирующих семейный опыт и выбирающих собственный подход в воспитании детей. Показано, что для матерей характерно более зрелое понимание смыслов отцовства, для отцов – внимание на развитии собственной личности и переживание позитивных эмоций от общения с детьми. Установки матерей на организацию семейной жизни более консервативные, отцов – эгалитарные и прагматичные. По результатам факторного анализа выделены четыре типа родительских установок – «нельзя разводиться, если есть дети, воспитание детей – тяжелый труд, трудное родительство не для меня, равенство прав отцов и матерей». Разнообразие отцовских практик свидетельствует о происходящем сдвиге от традиционного к вовлеченному отцовству, но повседневная забота о детях лежит в основном на матерях. Транслирующие семейный опыт скорее повторяют родительский габитус и практики традиционного отцовства. Для имеющих собственный подход характерны противоречивые установки – на сильную эмоциональную вовлеченнось в заботу, сочетающуюся с сомнениями в родительской компетентности, с неготовностью к «трудному»» отцовству.

Ключевые слова
отцовство, дети, материнство, родительские установки, межпоколенческие отношения
Источник финансирования
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ, проект № 19-011-00543
Классификатор
Получено
16.02.2022
Дата публикации
18.03.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
76
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Отцовство складывается под влиянием многих факторов – институциональных, структурных, экономических, социокультурных, а также личного жизненного опыта, в т.ч. опыта преодоления трудностей, осознания жизненных смыслов, рефлексии семейной истории. Особая роль принадлежит характеру взаимодействий с родителями, психологическому благополучию родительской семьи. Как влияет качество межпоколенных отношений на формирование ценностей и смыслов отцовства у современных российских отцов? Какова роль родителей и собственного опыта, полученного в семье, в реализации модели вовлеченного отцовства? Влияет ли благополучие/неблагополучие родительской семьи на реализацию практик нового отцовства? Эти вопросы стали ключевыми для исследования.
2

Методология исследования.

3 В качестве теоретической основы исследования мы рассматриваем отцовство (fatherhood) как социальный институт, систему прав, обязанностей, социальных ожиданий и требований, предъявляемых к мужчине как родителю и коренящихся в нормативной системе культуры, и как индивидуальную и рефлексивную социальную практику (fathering), [Кон, 2009 и др.]. Полагаем, что существуют противоречивые тенденции в динамике установок и практик отцовства: от кормильца, обеспечивающего семью и занятого в профессиональной сфере, до «нового» отца, стремящегося реализовать равную с матерью заботу о детях, от отсутствующего, избегающего обязательств до ответственного и вовлеченного отца [LaRossa, 1997; Andreasson, Johansson, 2019; Авдеева, 2012; Шевченко, 2019; Безрукова, Самойлова, 2019 и др.].Опираемся на понимание габитуса как инкорпорированного способа практического познания, действия, структурирования поведения [Бурдье, 1994], вместе с тем не исключающего способности к трансформации в результате осознания, рефлексии и практического опыта. Исходя из этого, становление родительского габитуса активного вовлеченного отцовства происходит через осознание и выбор, проявляющийся в переходе от традиционных и привычных моделей к новым, формируется через проблематизацию и рефлексию не во всем успешного опыта отношений со своим отцом, работу над собой, значительные личные усилия и самоопределение на основе потребности изменить качество собственного родительства.
4 Цель исследования состоит в сравнительном анализе установок и практик отцовства у родителей, транслирующих семейный опыт и выбирающих собственный подход в воспитании детей. Основные исследовательские задачи включали изучение различий в представлениях о мужественности и отцовстве, семейных ценностных ориентациях, специфики ресурсов их родительских семей. В качестве гипотезы выступало предположение о том, что ценности и практики отцовства в значительной степени взаимосвязаны с качеством межпоколенческих отношений в родительской семье.
5 Эмпирической основой статьи выступают данные опроса родителей в 2020 г. в Санкт-Петербурге. Выборка целевая – родители в возрасте до 50 лет, имеющие детей от 0 до 18 лет, квотировалась по полу и возрасту. Опрошено 1036 родителей из 18 районов Санкт-Петербурга, 58% матерей и 42% отцов, имеющих одного ребенка – 53,0 %, двоих – 33,8%, трех и более детей – 13,02.1
1. Опрос проведен на базе Ресурсного центра СПбГУ «Центр социологических и Интернет-исследований»
6 Критерием для дифференциации различий между группами был выбор респондентами ответов на вопрос «В отношениях со своим ребенком/детьми вы стремитесь повторить опыт отношений со своими родителями?» Распределение ответов показало, что стремятся повторить отношения с матерью 45,3% мужчин и 44,8% женщин, реализуют свой подход в воспитании 46,1% и 46,3% соответственно, не было матери у 1,6% мужчин и 0,6% женщин, остальные затруднились ответить.
7 Несколько меньше доля тех, кто стремится повторить свои отношения с отцом: 40,2% мужчин и 41,1% женщин, собственный сценарий воспитания реализуют 41,8% и 38,5%соответственно, у 9,8% мужчин и 10,3% женщин отцов не было, остальные затруднились ответить.
8

Транслирующие семейный опыт и имеющие собственный подход в воспитании детей.

9 Анализ полученных данных свидетельствует о том, что родительские семьи мужчин, транслирующих опыт родителей и выбирающих собственный сценарий воспитания детей, имеют существенные различия в структурных, психологических и экономических ресурсах. Чаще воспитывались в полных семьях транслирующие опыт матерей (93,7 против 83,2%) и опыт отцов (88,5 против 71,0%); имеющие собственный сценарий отцовства чаще жили в семьях без отца (11,2 и 21,6% соответственно) и сводных семьях (6,5 и 5,0%).
10 Доля респондентов, отметивших благополучие родительской семьи в своем детстве, где все члены семьи любят, уважают друг друга, понимают и поддерживают в любых ситуациях, наиболее высока у мужчин, ориентированных на повторение опыта воспитания родителей (матери – 99,3% и отца – 97,4% против 76,4 и 77,8% во второй группе). Среди выбирающих свой подход доля отрицательных ответов составляет пятую часть (20,5 и 19,9%).
11 Большинство транслирующих опыт воспитания характеризуют отношение отца и матери к себе в детстве как теплое и душевное (98,6 и 100%), родители в большинстве случаев оказывали помощь и поддержку: отец – в 71,3% случаях, мать – в 80,8%; оказывали помощь только когда их просили об этом (17,9 и 14,1% соответственно); никогда (7,7 и 1,9%).Ориентированные на собственный подход отмечают такую помощь значительно реже: всегда получали ее от отца – 24,2%, от матери – 35,8% респондентов, только когда их просили об этом – 37,9 и 37,5%, никогда – 33,5 и 20,5%. Значительно меньше и доля ответов о теплом отношении к ним матери и отца (78,4 и 67,1%). Напротив, оничаще отмечали, что родители относились к ним безразлично или как к обузе – 21,7% со стороны отца, 15,9% – со стороны матери. В группе повторяющих родительский опыт таких нет.
12 В группе транслирующих сравнительно больше выходцев из семей с высоким (23,1 против 3,3%) и выше среднего достатком (12,5 против 6,0%). В обеих группах равная доля респондентов из семей со средним достатком (54,8 и 57,5%). Среди ориентированных на собственный подход четверть респондентов выросли в семьях с достатком ниже среднего (25,2 против 7,3%) и с низким достатком (8,0 против 3,3%).
13 Таким образом, в группе отцов, транслирующих опыт воспитания, чаще встречаются лица, выросшие в полных семьях, обеспеченных – с высоким достатком или выше среднего. Они чаще отмечают благополучие своей родительской семьи, теплое и душевное отношение родителей к ним в детстве, вспоминают заботу, поддержку и помощь в трудных ситуациях. Выбирающие собственный подход по сравнению с первыми, чаще не имели отцов и жили в сводных семьях. Треть респондентов выросли в семьях с достатком ниже среднего или с низким достатком. Характеризуют отношение к ним как безразличное или негативное со стороны отцов каждый пятый и со стороны матери каждый шестой. В этих семьях родители значительно реже оказывали поддержку своим детям: только в трети случаях, когда дети сами просили об этом, а еще треть родителей помощь не оказывали совсем. Неблагополучие родительской семьи отмечает пятая часть респондентов в этой группе.
14 Реализация отцовской роли в существенной степени зависит от личностных характеристик мужчины, степени его зрелости, способности справляться с трудностями. Респондентам предложено оценить выраженность у себя ряда качеств от 1 – «совсем на меня не похоже» до 7 – «очень похоже». Межгрупповое сравнение показало, что отцы с установками на собственный подход по всем качествам оценивают себя выше, чем транслирующие опыт родителей. Различия значимы на 1% уровне (коэфф. Крамера от 0,28 до 0,36). Наибольшие различия – выше 15%– проявились по таким качествам, как «проявляют заботу о близких, умеют это делать» (93,8% выборов от 5 до 7 баллов в группе отцов, имеющих собственный подход, против 74,2% транслирующих, «способны учиться на собственном опыте» (88,8 против 71,4%), «в трудных ситуациях не опускают руки» (85,1 против 69,3%), «ответственны и на них всегда можно положиться» (91,3 против 76,3%).
15 Атмосфера в семьях транслирующих отцов была более благоприятной, однако в целом уровень самооценок у ищущих собственный путь в воспитании детей, оказался выше: они предстают как более самостоятельные, ответственные, надежные, заботливые, энергичные, способные адаптироваться в трудных обстоятельствах и др. Можно предположить, что негативный детский опыт выступает значимым фактором стремления воспитывать детей иначе и не повторять ошибок своих родителей, повышает жизнестойкость человека. В то же время более высокий общий уровень оценок, по всему представленному перечню характеристик, весьма вероятно отражает наличие у них склонности к завышенной самооценке, имеющей компенсаторный характер. Напротив, отцы, повторяющие семейный опыт, видят не только свои достоинства, но и спокойнее относятся к недостаткам, уровень их самопринятия и психологического комфорта выше. Представляется, что это важный фактор построения теплых, принимающих отношений со своими детьми.
16

Смыслы отцовства и представления о настоящем мужчине в семье.

17 Для 60,4% опрошенных быть настоящим мужчиной – это обеспечивать семью; чуть более половины видят мужчину как защитника семьи и пример для ребенка (по 51,2%); по мнению 39,2% мужчина должен быть главой семьи, принимать решения; активность мужчины в роли воспитателя отметили 35,6%. Значительно менее важным атрибутом мужественности в семейной жизни, по данным опроса, выступает способность поддерживать дисциплину, контролировать жену и детей – 14,1% (табл. 1).
18

Таблица 1. Представления о настоящем мужчине в семье в зависимости от установок на трансляцию опыта воспитания или собственный подход (в % от числа ответивших)

 


Суждения

В целом 

по выборке

Транслирующие опыт родителей 

Собственный подход 

 

м

ж

м

ж

 

отношения с: отцом

матерью

отцом

матерью

отцом

матерью

отцом

матерью

 

В
целом

м

ж

 

Обеспечивать семью

60,4

61,3

59,8

55,2

57,1

53,4

56,9

63,4

63,1

69,5

66,9

 

Защищать семью от угроз и рисков

51,2

51,6

50,9

48,3

47,4

52,4

56,0

54,7

53,4

50,8

46,8

 

Быть примером для ребенка

51,2

44,9

55,7

55,9

57,1

41,7

43,1

55,9

54,0

49,2

49,2

 

Быть главой семьи, принимать решения

39,2

40,2

38,5

39,9

34,0

37,9

34,5

37,9

43,2

40,7

46,8

 

Воспитывать ребенка, объяснять, учить

35,6

37,5

34,2

35,7

37,2

33,0

31,9

34,2

29,5

39,8

38,7

 

Поддерживать дисциплину, контролировать жену и детей

14,1

16,8

12,1

11,9

11,5

16,5

18,1

13,7

12,5

17,8

16,9

 
19 Видение отцами и матерями роли настоящего мужчины в семье в целом совпадает, различия показывают, что отцы чаще акцентируют внимание на контролирующих и дисциплинирующих функциях (16,8 против 12,1%), а женщины – на поведенческих характеристиках и проявлениях мужественности как нормативных образцах для ребенка (55,7 против 44,9%). Отцы, ориентированные на собственный сценарий отцовства по сравнению с транслирующими опыт отношений, чаще видят роль мужчины в выраженных традиционных значениях– обеспечении семьи (63,4 против 55,2%) и защите от внешних угроз (54,7 против 48,3%). Стремящиеся реализовать собственный подход по сравнению с тем, как их воспитывала мать, кроме обеспечения и защиты чаще отмечают способность мужчины быть руководителем семьи, принимать ответственные решения (43,2 против 34,0%).
20 Похожие тенденции более выраженного внимания к экономической, лидерской, дисциплинирующей и воспитательной функциям настоящего мужчины в семье характерны и для матерей, стремящихся к собственному подходу по сравнению с теми, кто повторяет семейный опыт воспитания детей. Полученные результаты, по-видимому, объясняются дефицитом нормативного мужского начала в родительских семьях, что мотивирует к наделению образа «настоящего мужчины» характеристиками, которые ассоциируются у них с мужской ролью и которых недоставало в отношениях со своим отцом.
21 Жизненные смыслы раскрываются в ключевых целях, способствующих реализации планов, выборе стратегии жизни. Именно такие смыслы отцовства, воплощающие предназначение мужчины в роли отца, предлагались для анализа (табл. 2). Наиболее значимым смыслом большинство респондентов считает любовь к ребенку, стремление делать все для его развития и благополучия (59,8%) и только на втором месте – обеспечивать ребенка (53,1%). Эти утверждения не представляют собой дихотомию, материальное обеспечение является частью заботы отца о благополучии ребенка, в то же время высокий рейтинг первого утверждения отражает более широкое видение смысла отцовства с акцентом на любви к ребенку.
22 Быть наставником, проводником по жизни, передавать свой опыт, воспитывать – считают значимым более половины опрошенных – 52,3%, близкий уровень оценки способности быть опорой своим детям – 46,0%. Видят смысл отцовства в том, чтобы получать удовольствие от общения и любви ребенка 40,6%, приобретать жизненный опыт, взрослеть – 37,9%. Взросление, социализация в родительской роли, полноценное, счастливое проживание времени активного отцовства, удовольствие от процесса реализации отцовских функций – все это отражает личностные потребности современных мужчин. По уровню выраженности они сопоставимы с необходимостью быть ответственным, соответствовать долгу отца перед детьми – 38,7%. Смысл отцовства в том, чтобы защищать детей от трудностей жизни видят 25,5%. Сравнительно невысокое значение может отражать стремление воспитывать самостоятельную личность с хорошим адаптационным потенциалом, в то же время быть опорой ребенку – это, в определенном смысле, и быть его защитником.
23

Таблица 2. Смысл роли отца в семье в зависимости от установок на трансляцию опыта воспитания или собственный подход (в % от числа ответивших)


Суждения

В целом 

по выборке

Транслирующие опыт родителей 

Собственный подход 

 

м

ж

м

ж

 

отношения с: отцом

матерью

отцом

матерью

отцом

матерью

отцом

матерью

 

В
целом

м

ж

 

Любить своего ребенка, делать все для его развития и благополучия

59,8

53,5

64,4

53,1

57,1

43,7

50,9

76,4

71,6

60,2

60,5

 

Обеспечивать ребенка

53,1

52,7

53,4

44,1

48,1

39,8

45,7

60,9

59,1

61,9

62,9

 

Быть наставником, проводником по жизни, передавать свой опыт, воспитывать

52,3

48,0

54,0

53,1

51,3

41,7

43,1

52,2

55,7

55,1

56,5

 

Быть опорой своему ребенку

46,0

42,6

48,6

44,1

41,0

33,0

39,7

54,0

54,5

50,8

45,2

 

Получать удовольствие от общения и любви ребенка

40,6

43,0

38,8

31,5

30,8

37,9

41,4

42,9

45,5

48,3

47,6

 

Быть ответственным, соответствовать долгу отца перед детьми 

38,7

36,5

43,2

33,6

35,3

31,1

36,2

46,6

44,9

42,4

40,3

 

Приобретать жизненный опыт, взрослеть

37,9

40,6

35,9

27,3

31,4

34,0

37,1

45,3

40,3

48,3

47,6

 

Защищать от трудностей жизни

25,5

27,3

24,1

25,2

24,4

25,2

24,1

24,2

23,9

28,8

29,8

 
24 Для матерей, по сравнению с отцами, смысловые оттенки отцовства чаще окрашены деятельной эмоциональной заботой – любить ребенка, делать все для его развития и благополучия (64 против 53%). Женщины также акцентируют внимание на нормативных значениях отцовства, отражающих направленность на ребенка – быть наставником, проводником по жизни, передавать опыт, воспитывать (54,0 против 48,0%), быть ответственным, соответствовать долгу отца перед детьми (43,2 против 36,5%), быть опорой своим детям (48,6 против 42,6%). Отцы чаще отмечают смыслы отцовства, отражающие фокус на развитии собственной личности и переживании позитивных эмоций – приобретать жизненный опыт (40,6 против 35,7%), получать удовольствие от общения и любви ребенка (43,0 против 38,8%).
25 Отцы с собственным сценарием отцовства по сравнению с теми, кто стремится воспроизвести отношения со своим отцом, отличаются значительно более интенсивными оценками таких смыслов отцовства, как любовь к детям (76,4 против 53,1%); материальный вклад в обеспечение ребенка (60,9 и 44,1%); поддержка и опора (54,0 и 44,1%); ответственность (46,6 и 33,6%); взросление (45,3 и 27,3%); радость от общения и любви ребенка (42,9 и 31,5%). Аналогичные тенденции характерны для восприятия отцовства у матерей, стремящихся к реализации собственного подхода, что, по-видимому, объясняется осознанием и женщинами и мужчинами проблемных зон в отношениях со своими отцами, ревизией смыслов и пересмотром оценок и ценностей.
26

Семейные ориентации и родительские установки.

27 Индивидуальные стратегии родительства формируются под влиянием как личного опыта воспитания в родительской семье, так и более широкого социокультурного контекста. В анкету включен перечень таких общих социокультурных установок (табл. 3).
28 Большинство считает, что хороший отец тот, кто заботится о ребенке наравне с матерью (66,4 согласны, еще 21,0% скорее согласны), а также поддерживает отцовский отпуск по уходу за ребенком как правильную меру (49,7 и 18,2% соответственно). Не сомневаются, что один отец (без матери) сможет вырастить ребенка 52% и скорее согласны 19,4. Хотя больше половины (51,2%) не считают нормальной практику рождения суррогатными матерями детей для одиноких мужчин, треть респондентов поддерживает их право стать отцами. Таким образом, признание значимости отцовства и вклада отцов в заботу и воспитание детей становится все более заметным.
29 В то же время критическое восприятие отцов выражено у половины опрошенных: согласны с утверждением, что многие современные отцы безответственные и инфантильные 28,0% и скорее согласны 22% против трети (35,4%) скорее или в полной мере несогласных. Достаточно определенные требования к современному отцу связаны с его образом жизни – нетерпимость к выпивке у 65,1% и скорее – 14,1%, а считают, что нет ничего страшного в том, что отец выпивает в сумме – 13,4%.
30 Типичным для современного общества является ценностное отношение к детям, «радостям родительства», не согласны, что воспитание детей – это тяжелый и неблагодарный труд три четверти опрошенных (65,1% полностью, 14,1 скорее), а согласны в сумме 12,9%. Однако ценности «нетипичного» родительства далеко не так однозначны. Хотя считают, что смогли бы быть хорошими родителями для приемного ребенка больше половины респондентов (44,5 определенно и 15,2% скорее), думают, что нет – 16,4% и еще четверть (23,8%) затруднились с ответом. Еще больше сомнений вызывает родительство, если ребенок инвалид: считают, что растить такого ребенка им не под силу более трети (21,0 и 14,6%), четвертая часть опрошенных затруднились с ответом, а полагают, что справятся также более трети (25,2 и 13,2%), но по сравнению с ситуацией приемных детей такое родительство воспринимается как гораздо более трудное.
31 Наиболее приемлемый вариант семейной жизни предполагает наличие детей, так думают больше половины респондентов – 52,2% (39,9 и 12,3%), в то же время немало и тех, кто считает, что семейная жизнь может быть счастливой без детей – 40,9% (27,5 и 13,4%).
32 Несмотря на многофакторную обусловленность разводов, более «спокойное» их восприятие и отношение к ним, как к обыденному явлению, проявлению естественной динамики семейной жизни вносит, по-видимому, свой вклад в высокий уровень расторжения браков. Большинство респондентов не считают препятствием для развода наличие в семье детей – 67,2% (полностью согласны 53,6, скорее – 13,6%). Тех, кто считают развод недопустимым, если в семье есть дети, только четверть опрошенных – 24,5% (16,7 и 7,8% соответственно). Развод обостряет проблему гендерного равенства при решении вопросов заботы о будущем ребенка. Разделяют положение о том, что оба родителя должны платить алименты ребенку на его счет 44,9% (32,6полностью, 12,6% – скорее) против 35,3% несогласных (24,2 и 11,1%).
33 Вопрос гендерных прав встает и в ситуации, когда женщина не хочет рожать ребенка. Чуть больше половины респондентов исходит из того, что это право самой женщины – решить прервать беременность (41,4 полностью уверены, 9,1% – скорее), но немало и тех, кто думает, что женщина может прерывать беременность только с согласия отца ребенка – 30,2% (20,9 и 9,3%).
34 Мужчины чаще женщин оценивают современных отцов как инфантильных и безответственных (52,3 против 46,8%), согласны, что быть отцом ребенка-инвалида – непосильная нагрузка для них (40,8 и 28,5%), признаются в своем незнании как правильно воспитывать детей (33,4 и 27,4%). Они более солидарны в том, что семейная жизнь может быть вполне счастливой и без детей (45,4 и 34,8%), а половина из них требуют соблюдения равенства прав родителей при назначении алиментов ребенку после развода (48,3 и 40,3%).
35 Женщины демонстрируют более противоречивые взгляды на роль отцов в воспитании детей по сравнению с мужчинами. С одной стороны, для них чаще характерны традиционные установки по отношению к отцовству и правам отцов. Так, почти половина матерей согласна с тем, что женщина может прервать беременность только с согласия отца ребенка (44,1 против 19,8%отцов), уверены в недопустимости развода в семьях, имеющих детей, 37,5% (14,9). С другой – значительная часть матерей не доверяют отцам воспитание детей: более четверти матерей не верят в возможность одинокого отца вырастить ребенка без матери (26,6% и 18,9). В то же время каждая пятая женщина лояльно относится к мужскому пьянству в семье (19,5% и 8,9).
36 В целом матери чаще демонстрируют более консервативные взгляды по отношению к разводу в семьях с детьми, наделяют отцов правом принимать решение о прерывании беременности, не доверяют воспитание детей одиноким отцам, терпимы к мужскому пьянству. Отцы отличаются эгалитарностью и прагматичностью установок, признают инфантильность современных мужчин, сомневаются в своей компетентности как родителей, «не видят» у себя ресурсов для воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья (табл. 3).
37

Таблица 3. Родительские установки в зависимости от установок на трансляцию опыта воспитания или собственный подход (ответы «согласны» + «скорее согласны») в % от числа ответивших


Суждения

В целом 

по выборке

Транслирующие опыт родителей 

Собственный подход 

 

м

ж

м

ж

 

отношения с: отцом

матерью

отцом

матерью

отцом

матерью

отцом

матерью

 

В
целом

м

ж

 

Хороший отец тот, кто заботится о ребенке наравне с матерью

87,4

87,6

87,1

91,7

91,7

91,2

90,7

86,9

84,7

84,8

86,3

 

Отцовский отпуск по уходу за ребенком – правильная мера для каждой семьи

67,9

66,9

69,2

72,0

69,8

62,1

64,6

63,4

66,5

71,2

74,2

 

Многие современные отцы безответственные и инфантильные

50,0

52,3

46,8

51,8

53,9

39,8

44,0

52,8

53,4

50,8

47,6

 

При разводе оба родителя должны платить алименты ребенку на его счет

44,9

48,3

40,3

53,9

52,6

36,9

37,1

42,3

43,8

44,1

43,0

 

Семья может быть вполне счастливой и без детей

40,9

45,4

34,8

44,8

44,9

25,3

23,2

45,9

47,1

44,1

45,9

 

Растить ребенка инвалида – это непосильный труд для меня

35,6

40,8

28,5

36,4

32,7

19,4

25,0

46,0

47,7

37,3

30,8

 

Часто я не знаю как правильно воспитывать детей

30,8

33,4

27,4

23,8

21,8

18,4

23,3

40,4

44,4

37,3

32,5

 

Рождение ребенка суррогатной матерью для одинокого мужчины – это нормально

30,5

31,3

29,3

30,8

28,2

26,2

27,6

31,1

34,7

33,9

32,4

 

Женщина может прерывать беременность только с согласия отца ребенка 

30,2

19,8

44,1

20,3

20,5

41,8

42,3

18,6

19,9

43,3

46,8

 

Нельзя допустить развод, если в семье есть дети

24,5

14,9

37,5

20,3

20,5

46,7

43,9

12,4

11,4

27,9

28,3

 

Не может один отец вырастить ребенка без матери

22,2

18,9

26,6

23,1

19,2

31,1

33,6

17,4

19,9

23,7

21,0

 

Я не смог(ла) бы быть хорошим/ей отцом/ матерью для приемного ребенка 

16,4

17,8

14,4

9,8

10,9

7,7

10,3

23,0

24,4

22,0

20,4

 

 Ничего страшного, если отец выпивает

13,4

8,9

19,5

7,7

11,5

17,5

19,8

9,9

7,4

12,9

20,2

 

 Воспитание детей – тяжелый и неблагодарный труд

12,9

13,0

12,9

11,2

11,6

9,7

12,1

14,9

15,4

12,7

12,3

 
38 Сравнительный анализ установок по разным аспектам родительства показывает, что отцы, выбирающие свой подход по сравнению с транслирующими, чаще оценивают себя не только как менее компетентных в воспитании детей, но и как менее готовых быть родителем для ребенка с ограниченными возможностями здоровья или приемного ребенка. Так, среди них более 40% согласны с утверждением «часто я не знаю, как правильно воспитывать детей», среди транслирующих более 20%; что «растить ребенка инвалида – это непосильный труд для меня» согласны около половины из них, среди транслирующих более трети; считает, что «не смог бы быть хорошим отцом для приемного ребенка» каждый пятый из них, из числа транслирующих каждый десятый.
39 Те же тенденции характерны и для межгрупповых различий в женской подгруппе. Матери, ориентированные на собственный подход в воспитании детей, имеют более либеральные установки на организацию семейной жизни по сравнению с транслирующими опыт родителей. В первой группе чаще согласны, что «отцовский отпуск – правильная мера для каждой семьи», «при разводе оба родителя должны платить алименты ребенку на его счет». В этой группе также почти в два раза выше доля матерей, согласных с утверждением о том, что «семья может быть вполне счастливой и без детей», а треть считает нормальным рождение ребенка суррогатной матерью для одинокого мужчины.
40 Матери, транслирующие опыт отношений со своими родителями, отличаются более выраженным ценностным отношением к сохранению семьи и нетерпимостью к разводу, особенно если в семье есть дети. Для них характерны и более солидарные установки на равенство отцов с матерями в заботе о детях, а треть в этой группе не уверены в том, что один отец может вырастить ребенка без матери.
41 В результате факторного анализа (факторная матрица ротирована методом Varimaxraw) выделены четыре фактора, представляющие родительские установки об организации семейной жизни и объединяющие несколько ключевых мнений с наибольшим факторным весом.
42 Первый фактор (нельзя разводиться, если есть дети) объединяет комплекс установок о значении семьи для благополучия детей (нельзя допустить развод, если в семье есть дети, не может один отец вырастить ребенка без матери); в большей степени проявляется у женщин по сравнению с мужчинами, у транслирующихпо сравнению с имеющими собственный подход.
43 Второй фактор (воспитание детей – тяжелый труд) отражает фокус на восприятии себя как некомпетентного родителя, на трудностях родительства и объединяет следующие суждения респондентов (часто я не знаю, как правильно воспитывать детей, воспитание детей – тяжелый и неблагодарный труд); чаще проявляется у мужчин по сравнению с женщинами, у имеющих собственный подход по сравнению с транслирующими.
44 Третий фактор (трудное родительство не для меня) акцентирует внимание на символическом отказе от нетипичного родительства (я не смог(ла) бы быть хорошим/ей отцом/матерью для приемного ребенка, растить ребенка инвалида – это непосильный труд для меня); характерен для мужчин и имеющих собственный подход по сравнению с транслирующими опыт родителей.
45 Четвертый фактор (равенство прав отцов и матерей) отражает взгляды о необходимости отцам иметь равные права с матерями в заботе о детях (рождение ребенка суррогатной матерью для одинокого мужчины – это нормально, хороший отец тот, кто заботится о ребенке наравне с матерью, при разводе оба родителя должны платить алименты ребенку на его счет, отцовский отпуск по уходу за ребенком – правильная мера для каждой семьи). Такие представления чаще отличают мужчин по сравнению с женщинами, имеющих собственный подход по сравнению с транслирующими опыт родителей.
46 Таким образом, полученные различия фокусируют внимание на воспроизводстве семейных ценностей в группе транслирующих; выбирающим собственный подход в воспитании детей присущи более либеральные взгляды на организацию семейной жизни.
47

Родительские практики отцов и матерей.

48 Родительские практики раскрывались при ответе на вопрос о том, какие обязанности по отношению к ребенку/детям в семье чаще выполняет мать, а какие отец (табл.4). Некоторые из обязанностей, касающихся ухода за маленькими детьми, оказались для части респондентов уже не актуальны. По всем позициям сделаны выборы варианта «затрудняюсь ответить», что можно интерпретировать как отсутствие видимой разницы в том, кто чаще – мать или отец – выполняют эти обязанности в повседневной жизни, или иными словами, что это делают оба родителя. Наиболее часто этот вариант выбирали в отношении таких родительских обязанностей, как поддержание дисциплины– 37,1%, развитие ребенка, занятия – 35,1%, игры – 34,9%, затруднилось с выбором по пункту «брать больничный, лечить больного ребенка» – 13,9%.
49 Вместе с тем сравнение оценок вклада матерей и отцов показывает значительно более высокую активность матерей. Все обязанности, связанные с заботой о детях и их воспитанием, чаще выполняют матери. Наибольшие различия касаются функций ухода за детьми, которые традиционно считаются материнскими – одевать, пеленать, менять памперсы; кормить; готовить; лечить, брать больничный; водить к врачу – по этим позициям матери отмечены в 9–15 раз чаще, чем отцы. Они это тоже делают, но гораздо реже. Так, 6,2% отметили, что в их семьях чаще для ребенка готовит отец, а 71,1% – что мать; одевают, пеленают, меняют памперсы – 2,8% – чаще отец и 44,6% – чаще мать и т.д.
50 По большинству (12 из 16) обязанностей из предъявленного для оценки перечня различия выражены сравнительно меньше, матери заняты разными делами, связанными с детьми, в 2,5 – 5 раз чаще. Так, гуляет с детьми чаще мать – 47,4, отец – 11,8%, отводят в школу, д/с – 35,7 и 14,3% соответственно, играют – 36,9 и 13,3%, ходят на родительские собрания в д/с или школу 57,6 и 11,4% и т.д. По сравнению с функциями ухода (особенно за маленьким ребенком), все, что связано с социализацией, обучением, развитием, досугом детей активностью отцов поддержано в большей мере. Эти функции отнюдь не всегда сопровождаются весельем, удовольствием, часто они рутинны и требуют от отцов большого терпения. По данным опроса, отцы участвуют и в таких активностях, как купание ребенка (13,9% отцов, матерей 42,2%), укладывают детей спать (9,8% отцов, матерей 46,4%).
51

Таблица 4. Родительские обязанности в зависимости от установок на трансляцию опыта воспитания или собственный подход (в % от числа ответивших отцов)

 


Обязанности

В целом 

по выборке

Транслирующие опыт родителей 

Собственный подход 

 

Отношения с матерью

с отцом

Отношения с матерью

с отцом

 

Чаще обяз-сть жены

мужа

 жены

мужа

 жены

мужа

 жены

мужа

 

Чаще обяз-сть жены

 

 

 

мужа 

Затруд-няюсь отве-тить

 

Наказывать, поддерживать дисциплину

29,5

21,5

37,1

38,9

33,8

39,1

34,8

40,1

25,3

41,7

24,0

 

Отводить и приводить в д/с или школу

35,7

14,3

26,7

46,0

18,3

46,1

21,2

46,7

21,7

48,0

14,7

 

Купать 

42,2

13,9

22,9

48,4

23,9

50,4

22,7

48,9

18,1

45,7

16,0

 

Отводить в кружки, бассейн и т.д.

39,0

13,3

27,3

56,3

9,9

60,9

12,1

52,6

18,1

49,6

14,7

 

Играть 

36,9

13,3

34,9

46,0

16,9

47,0

18,2

44,5

26,5

43,3

25,3

 

Гулять 

47,4

11,8

25,9

57,9

11,3

56,5

18,2

58,4

18,1

59,8

12,0

 

Ходить на родительские собрания в д/с или школу

57,6

11,4

18,9

69,0

16,9

68,7

15,2

73,0

6,0

70,9

9,3

 

Читать книжки

44,8

11,4

26,1

60,3

5,6

59,1

6,1

59,1

13,3

57,5

14,7

 

Помогать с учебой

40,2

11,0

27,1

47,6

11,3

53,0

10,6

56,2

14,5

50,4

10,7

 

Укладывать спать

46,4

9,8

25,1

53,2

16,9

54,8

19,7

57,7

10,8

52,0

9,3

 

Развивать, заниматься

48,8

9,6

35,1

65,9

7,0

64,3

12,1

62,8

12,0

61,4

8,0

 

Водить к врачу 

63.3

7,6

22,3

77,0

5,6

76,5

7,6

79,6

4,8

79,5

2,7

 

Готовить ребенку

71,1

6,2

17,1

79,4

8,5

79,1

4,5

79,6

7,2

77,2

12,0

 

Кормить 

53,2

4,2

23,5

65,9

69,8

56,9

7,2

51,2

6,7

 

Брать больничный, лечить больного ребенка

65,9

4,0

13,9

66,7

9,9

70,4

7,6

71,5

6,0

68,5

8,0

 

Одевать, пеленать, менять памперсы 

44,6

2,8

19,3

51,6

2,8

54,8

3,0

49,6

2,4

42,5

2,7

 
52 Сравнение мнений отцов, транслирующих опыт воспитания или ищущих собственный подход, показывает, что проявились межгрупповые различия: так отцы первой группы сравнительно чаще дисциплинируют и наказывают детей (34,8 против 25,3%), посещают родительские собрания (16,9 и 9,3%), но чаще купают (23,9 и 18,1%) и укладывают детей спать (19,7 и 10,8%). Отцы с собственными взглядами на воспитание сравнительно больше времени посвящают развитию детей: играют (26,5 и18,2%), читают книжки (14,7 и 6,1%), помогают с учебой (14,5 и 11,3%), отводят в кружки, бассейн и т.д. (18,1 и 12, 1%), но могут и приготовить (12,0 и 8,5%) и накормить ребенка (7,2 и 0%). Гуляют с детьми, отводят в детский сад или школу отцы обеих групп примерно одинаково часто, при этом для транслирующих особенно значимым оказался пример собственного отца. Соотнося полученные данные с моделями отцовства, можно сделать вывод о том, что традиционное отцовство (в частности, функция контроля и поддержания дисциплины) проявляется в практиках мужчин, которые довольны тем, как их воспитывали, и готовы следовать этому опыту в своей семейной жизни. Вместе с тем их отцовство более гибкое, адаптивное, включающее отцовские обязанности, как правило, соотносящиеся с моделью нового, вовлеченного отцовства. Еще большей открытостью к новым практикам характеризуются отцы, которые критически оценивают опыт воспитания в родительской семье.
53 Ответы на вопрос, какое участие в воспитании ребенка принимает отец, полученные отдельно от мужчин и женщин, показывают, что, согласно мнению отцов, 63,3% из них заботятся о ребенке и регулярно занимаются с ним; 30,5% – время от времени; лишь 3,9% не уделяют или мало времени и внимания уделяют ребенку/детям, хотя живут вместе с ними; еще 1,2% мужчин не видят своих детей после развода. Матери оценивают участие отцов скромнее: их регулярное участие в воспитании отметили 55,2%, 31,2% – время от времени, 2,9% матерей считают, что отец не уделяет внимания ребенку, 7,8% – отцы не видят своих детей после развода, в том числе, некоторые из них интересуются его развитием, передают игрушки, звонят (2,6%), а по мнению 4,9% матерей – отец о ребенке забыл.
54

Заключение.

55 Подводя итог, отметим, что видение отцами и матерями роли настоящего мужчины в семье в целом совпадает, различия показывают, что те и другие обращают внимание на функции традиционного отцовства: отцы – контроля и поддержания дисциплины, матери –нормативного образца для ребенка. Для матерей характерно более зрелое понимание смыслов отцовства – любви, вовлеченности, наставничества, ответственности, долга по отношению к детям. Отцы же, чаще соглашаясь с мнением об инфантильности и безответственности современных отцов, больше сосредоточены на собственной личности и воспринимают отцовство как возможность своего взросления, личностного роста, получения радости и удовольствий, любви ребенка.
56 Анализ родительских обязанностей показывает, что, хотя повседневная забота о детях по-прежнему лежит на матерях, можно отметить разнообразие отцовских практик, что свидетельствует о происходящих сдвигах в сторону вовлеченного отцовства.
57 Подтвердилась гипотеза о том, что качество межпоколенных отношений, благополучие родительской семьи влияют на формирование ценностей и смыслов отцовства. Доли транслирующих отношения со своими отцами и выбирающих собственный подход в воспитании детей примерно равны и составляют 40%, у каждого десятого в выборке отца не было. При этом число респондентов, стремящихся повторить отношения со своими отцами, статистически меньше, чем с матерями, что фокусирует внимание на недостатке времени, проведенном вместе или непростых взаимодействиях отцов со своими детьми, сохранившимися в воспоминаниях респондентов.
58 Транслирующие опыт родителей скорее повторяют родительский габитус своих отцов: представления о роли настоящего мужчины и смыслах отцовства в значительно большей степени взаимосвязаны с проявлениями традиционного отцовства. В целом, эти отцы, по-видимому, более пассивные и нерефлексирующие (это касается и понимания собственной личности: почти каждый пятый затруднился с оценкой своих качеств), чем ищущие собственный подход в воспитании детей. Последние, испытав дефицит любви, заботы и поддержки в своих отношениях с отцами, более требовательны к ожиданиям воплощения в образе настоящего мужчины архетипических социокультурных характеристик мужественности. Более того, смысл отцовства для них значительно более интенсивно окрашен любовью и заботой о своих детях, проявляющихся в эмоциональной близости, радости повседневного общения. Они включены в новые актуальные практики заботы и воспитания, что характеризует их как вовлеченных и любящих отцов. При этом чаще сомневаются в своей родительской компетентности, не готовы быть отцами «трудных» детей – приемных или инвалидов, отмечают тяготы родительства, отстаивают равные права отцов и матерей. По-видимому, проблематизация отношений с родителями повлияла на их стремление пересмотреть сценарий отношений со своими детьми, отрефлексировать проблемные зоны, способствовала осознанию смыслов отцовства. Но означает ли это, что они более заботливые отцы?
59 Полученные результаты показывают наличие неоднозначных, подчас противоречивых, тенденций в социокультурных установках и практиках родителей, отражающих сложную динамику изменений в сфере семейных отношений. Данные выводы актуализируют разработку программ социальной поддержки отцов и собственно «отцовских» услуг, которые, прежде всего, должны быть сосредоточены на развитии идентичности вовлеченного отца, рефлексии родительских смыслов, обретении личной и социальной зрелости.

Библиография

1. Авдеева А.В. «Вовлеченное отцовство» в современной России: стратегии участия в уходе за детьми // Социологические исследования. 2012. № 11. С. 95–104.

2. Безрукова О.Н., Самойлова В.А. «Папы по любви» и «папы поневоле», или почему российские отцы не идут в отпуск по уходу за ребенком? // Социологические исследования. 2019. №.7. С. 90–100. DOI: 10.31857/S013216250005796-8

3. Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994.

4. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009.

5. Шевченко И.О. Отцы и отцовство в современной России: социологический анализ. Научная монография. М.: Тровант, 2019.

6. Andreasson J., Johansson T. Becoming a half-time parent: Fatherhood after divorce. Journal of Family Studies.2019. Vol. 25:1. P. 2–17. DOI: 10.1080/13229400.2016.1195277

7. LaRossa R. The Modernization of Fatherhood: A Social and Political History. Chicago: University of Chicago Press,1997.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести