Социальная статистика в социологическом образовании
Социальная статистика в социологическом образовании
Аннотация
Код статьи
S013216250017138-4-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Зырянов Владимир Викторович 
Должность: доцент социологического факультета
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
129-141
Аннотация

Знакомство с содержанием учебных планов 86 университетов РФ, реализующих программы подготовки бакалавров социологии, показало, что за последние годы произошло частичное выдавливание из учебного процесса курса «социальная статистика». Формально это привело к разрыву между заявленными в образовательном стандарте компетенциями, опирающимися на изучение социальной статистики, и ее отсутствием в 62% образовательных программах. Фактически – к заметному расхождению содержания образования с требованиями к выпускникам, готовящимся работать в цифровом обществе. Кроме того, это объясняет критику выпускников высшей школы относительно их низкой статистической грамотности. Наконец, эта тенденция усиливает слабую способность широких слоев населения адекватно и критически воспринимать статистические данные, которыми изобилуют информационные потоки современных СМИ и социальных сетей. 

Ключевые слова
социологическое образование, компетенции, социальная статистика, математическая статистика, статистическая грамотность, цифровое общество
Классификатор
Получено
15.02.2022
Дата публикации
18.03.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
63
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S013216250017138-4-1 Дата внесения исправлений в статью - 15.02.2022
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Девятко И.Ф. Новые данные, новая статистика: от кризиса воспроизводимости к новым требованиям к анализу и представлению данных в социальных науках // Социологические исследования. 2018. № 12. С. 30-38. DOI 10.31857/S013216250003163-2

2. Заварина Е.С. Традиционные приемы и методы статистики в повышении статистической грамотности населения и чиновников // Статистические методы в гуманитарных и экономических науках. Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28–29 января 2016 г.). СПб.: Нестор-История, 2016. С. 113-114.

3. Заварина Е. С. Необходимость и возможность преподавания «статистики» в высшей школе на неэкономических факультетах и отделениях // Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова: Материалы и доклады, Орел, 01 июня – 02 2017 года / Под общей редакцией Н.А. Садовниковой. Орел: Издательский дом «Научная библиотека», 2017. С. 378-380.

4. Зырянов В.В., Ладыжец Н.С., Темнова Л.В. Социологическое образование в России: итоги 30 лет // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 152-154. DOI 10.31857/S013216250008335-1.

5. Зырянов В.В. Статистическая подготовка социологов в контексте компетентностного подхода // Статистика в стратегическом развитии России: Сборник научных трудов. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. С. 437-442.

6. Карманов М.В. Клочкова Е.Н. Статистическая грамотность как важная составляющая подготовки кадров для цифровой экономики // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 10. С. 78-83.

7. Карманов М.В. Проблемы повышения статистической грамотности в современной России // Вопросы статистики. 2016. № 5. С. 80-85.

8. Карманов М.В. Статистика глазами современного российского общества: благо или зло? // Статистика и Экономика – 2020. Т. 17. № 2. С. 4-9. DOI 10.21686/2500-3925-2020-2-4-9.

9. Климов И.А. Практики кооперации математиков и социологов в 1960–1980-е годы в СССР // Социологический журнал. 2019. Том 25. № 4. С. 142–162. DOI: 10.19181/socjour.2019.25.4.6823

10. Максимов Б.И. Рабочий класс, социология и статистика // Социологические исследования. 2003. № 1(225). С. 37-46.

11. Нестик Т.А., Седова Н.Н., Климанова Е.Г. Будущее исследовательской индустрии: от конкуренции за бюджеты к поиску партнеров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 1. С. 368 - 386. DOI 10.14515/ monitoring.2021.1.1899.

12. Проказина Н.В. Социологическое образование в современной России: новые вызовы и перспективы // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2020. № 4. С. 51-61. DOI 10.24411/2071-6141-2020-10404.

13. Скворцов Н.Г. Зырянов В.В. Социологическое образование: между стандартами и реалиями // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 30-40. DOI 10.31857/S013216250000190-2.

14. Толстова Ю.Н. О вкладе А.А. Чупрова в социологию и статистику // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 145-149. DOI 10.31857/S013216250003756-4.

15. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Из доклада: универсальные компетентности и новая грамотность // Образовательная политика. 2019. № 3(79). С. 63-72.

16. Хэнд Д. Дж Статистика: очень краткое введение / Дэвид Дж. Хэнд; пер. с англ. М.Л. Фреера; под науч. ред. М.И. Левина. – М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2017.

17. Широв А.А. Статистика в интересах экономики и общества // Проблемы прогнозирования. 2020. № 1. С. 5-9.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести