К теории образовательной политики
К теории образовательной политики
Аннотация
Код статьи
S013216250018498-0-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Осипов Александр Михайлович 
Должность: профессор; главный научный сотрудник
Аффилиация:
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Выпуск
Страницы
23-33
Аннотация

Автор обосновывает значимость образовательной политики и выработки соответствующей теории в современной социологии образования. Акцентируется отставание социологической разработки названных проблем в мире и России, а также нарастающая критика образовательной политики со стороны разных научных дисциплин и профессионального сознания отраслевого персонала. Такая реакция требует обобщения и решения теоретических вопросов в контексте социологии. Автор увязывает определение понятия, структуры, принципов и критериев эффективности государственной образовательной политики с базовыми идеями социологии образования, концепциями его институциональных функций и структуры как социальной системы, что, по его мнению, обеспечит не только интеграцию исследований, но и перспективу выхода государственной образовательной политики из кризиса, устойчивое предотвращение бюропатологий в российском образовании.

Ключевые слова
образование, социология образования, образовательная политика, принципы образовательной политики, теория образовательной политики
Классификатор
Получено
07.02.2022
Дата публикации
18.03.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
78
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S013216250018498-0-1 Дата внесения исправлений в статью - 07.02.2022
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Глобальная социология образования / Под ред. В.А. Ивановой, А.М. Осипова; Великий Новгород: НовГУ, 2012.

2. Алферов Ж.И. Власть без мозгов. Отделение науки от государства. М.: Родина, 2019.

3. Донских О.А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2013. № 5.

4. Куцев Г. Ф. Социология современного образования: учебник. М.: Логос, 2016.

5. Менеджмент в образовании: учебник и практикум / Под ред. С.Ю. Трапицына. М.: ЮРАЙТ, 2018.

6. Осипов А.М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. DOI: 10.7868/S0132162517080153.

7. Осипов А.М. Бюропатология и бумажный прессинг в российском образовании // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. № 4.

8. Осипов А.М. Рыночные механизмы – социальный тупик российского образования // Высшее образование в России. 2019. № 5.

9. Осипов А.М., Матвеев В.В., Матвеева Н.А., Воронцова Т.И. Школьные администраторы: агенты и жертвы бумажного прессинга // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 72–80.

10. Полутин С.В., Мананникова Ю.В. Процессы бюрократизации и дебюрократизации учительского труда и их влияние на качество профессиональной деятельности педагогов // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 1. С. 75–97. DOI 10.15507/1991-9468.098.024.202001.075-097 

11. Смолин О.Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? // Социологические исследования. 2015. № 6, 7.

12. Социология образования: учебник и практикум для вузов / под ред. А. М. Осипова. М.: ЮРАЙТ, 2019.

13. Сульдина Л. Собрать воедино // Аккредитация в образовании. 2017. 25 сентября. № 5 (97). URL: https://akvobr.ru/v_gosdume_obsudili_edinoe_obrazovatelnoye_prostranstvo.html (дата обращения 18.08.2021)

14. Трубникова Е.И. «Красные ленты» в сфере науки и образования // Высшее образование в России. 2018. № 1.

15. Тхагапсоев Х. Г., Сапунов М. Б. Российская образовательная реальность и её превращённые формы // Высшее образование в России. 2016. № 6.

16. Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании / Под ред. А. М. Осипова. Великий Новгород: Виконт, 2020.

17. Яковлева Н.Г. Социальные последствия финансиализации образования // Социологические исследования. 2019. Том 45. № 12. С. 104–114. DOI: 10.31857/S013216250007744-1

18. Ball S. J. (ed.) Governing by Numbers: Education, governance, and the tyranny of numbers. L: Routledge, 2018.

19. Ballantine J. H., F. M. Hammack, J. Stuber. The Sociology of Education: A Systematic Analysis. 8th edition. N. Y.: Routledge, 2017.

20. Cox W. F. Tyranny through Public Education. Fairfax:  Allegiance Press, 2004.

21. DOI: 10.31857/S013216250007744-1

22. Girox H. (ed.) Rethinking Higher Education in a Time of Tyranny? // Revista Cientifica RUNAE. 2017. № 02.

23. Fitzgerald T. The tyranny of bureaucracy // Educational Management Administration & Leadership. 2009. 37 (1).

24. Humes W. The “Iron Cage” of Educational Bureaucracy // British Journal of Educational Studies. 2021. 09 March. DOI: 10.1080/00071005.2021.1899129

25. Levinson D.L. et al. (eds) Education and Sociology: An Encyclopedia. N.Y.: RoutledgeFalmer, 2002.

26. Lumby J. Distributed leadership and bureaucracy // Educational Management Administration & Leadership. 2017. 47 (1).

27. Saha J.L. International Encyclopedia of the Sociology of Education. Oxford: Pergamon, 1997.

28. Wilson S., Adshead G. The Tyranny of the Bureaucrats // Philosophy, Psychiatry, & Psychology. 2008. 15 (1).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести