Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Архив
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Номер 3
>
Šubrt J. The Sociology of Time: A Critical Overview. Cham: Palgrave Macmillan / Springer, 2021. 283 p.
Šubrt J. The Sociology of Time: A Critical Overview. Cham: Palgrave Macmillan / Springer, 2021. 283 p.
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
Šubrt J. The Sociology of Time: A Critical Overview. Cham: Palgrave Macmillan / Springer, 2021. 283 p.
3
Šubrt J. The Sociology of Time: A Critical Overview. Cham: Palgrave Macmillan / Springer, 2021. 283 p.
Ирина Шульц
Аннотация
Код статьи
S013216250018756-4-1
DOI
10.31857/S013216250018756-4
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шульц Ирина
Связаться с автором
ORCID:
https://orcid.org/0
Должность: Докторантка программы Историческая социология, факультет Гуманитарных исследований, Карлов университет
Аффилиация:
Факультет Гуманитарных исследований, Карлов университет
Адрес: Чехия, Прага
Выпуск
Номер 3
Страницы
160-163
Аннотация
Классификатор
Получено
28.03.2022
Дата публикации
28.03.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
63
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
ГОСТ
Шульц И. Šubrt J. The Sociology of Time: A Critical Overview. Cham: Palgrave Macmillan / Springer, 2021. 283 p. // Социологические исследования. – 2022. – Номер 3 C. 160-163 . URL: https://socisras.ru/1-ru-399/?version_id=94619. DOI: 10.31857/S013216250018756-4
MLA
Sulc, Irina "Šubrt J. The Sociology of Time: A Critical Overview. Cham: Palgrave Macmillan / Springer, 2021. 283 p.."
Sotsialogicheski issledovania.
3 (2022).:160-163. DOI: 10.31857/S013216250018756-4
APA
Sulc I. (2022). Šubrt J. The Sociology of Time: A Critical Overview. Cham: Palgrave Macmillan / Springer, 2021. 283 p..
Sotsialogicheski issledovania.
no. 3, pp.160-163 DOI: 10.31857/S013216250018756-4
Содержание публикации
1
Книга известного чешского социолога И. Шубрта «Социология времени: критический обзор» обобщает предыдущие теоретические осмысления и публикации автора
1
и критически освещает подходы, концепции и теории ключевых западных социологов, для которых время является всепроникающей категорией или вплетено в другие теоретические построения. Автор как специалист в области исторической социологии не мог не включить в монографию историко-социологическую перспективу с выходом на уровень междисциплинарных исследований. На наш взгляд, именно это позволяет учёному переместить «социологию времени» c периферии общей социологической теории в более широкую дискурсивную рамку. Соединение темпорализованной социологии с исторической социологией и с концепцией долгосрочных социальных процессов – ключевой момент книги.
1.
Книга известного чешского социолога И. Шубрта «Социология времени: критический обзор» обобщает предыдущие теоретические осмысления и публикации автора<sup>1</sup> и критически освещает подходы, концепции и теории ключевых западных социологов, для которых время является всепроникающей категорией или вплетено в другие теоретические построения. Автор как специалист в области исторической социологии не мог не включить в монографию историко-социологическую перспективу с выходом на уровень междисциплинарных исследований. На наш взгляд, именно это позволяет учёному переместить «социологию времени» c периферии общей социологической теории в более широкую дискурсивную рамку. Соединение темпорализованной социологии с исторической социологией и с концепцией долгосрочных социальных процессов – ключевой момент книги.
Книга известного чешского социолога И. Шубрта «Социология времени: критический обзор» обобщает предыдущие теоретические осмысления и публикации автора<sup>1</sup> и критически освещает подходы, концепции и теории ключевых западных социологов, для которых время является всепроникающей категорией или вплетено в другие теоретические построения. Автор как специалист в области исторической социологии не мог не включить в монографию историко-социологическую перспективу с выходом на уровень междисциплинарных исследований. На наш взгляд, именно это позволяет учёному переместить «социологию времени» c периферии общей социологической теории в более широкую дискурсивную рамку. Соединение темпорализованной социологии с исторической социологией и с концепцией долгосрочных социальных процессов – ключевой момент книги.
1.
2
Для автора «социология времени» – собирательный термин всех областей социологического исследования времени, в той или иной степени связанных с эмпирическими исследованиями. В основном это исследование временных ориентаций и перспектив, исследование графика жизни общества и временных структур его подсистем, а термин
темпорализованная
социолог
ия
касается применения времени в социологической теории. Однако название книги не должно вводить читателя в заблуждение и создавать впечатление, что она посвящена только времени. Социология конструирует социальный мир как пространство (упорядоченность) – время (изменчивость), где время определяет параметры упорядоченности. Для автора, судя по всему, пространственно-темпоральный характер социологического познания настолько естественен, что он не посчитал необходимым ввести категорию пространства в название книги, однако придерживался этой рамки в логике своих размышлений на протяжении всего исследования.
Для автора «социология времени» – собирательный термин всех областей социологического исследования времени, в той или иной степени связанных с эмпирическими исследованиями. В основном это исследование временных ориентаций и перспектив, исследование графика жизни общества и временных структур его подсистем, а термин <em>темпорализованная</em><em> социолог</em><em>ия</em> касается применения времени в социологической теории. Однако название книги не должно вводить читателя в заблуждение и создавать впечатление, что она посвящена только времени. Социология конструирует социальный мир как пространство (упорядоченность) – время (изменчивость), где время определяет параметры упорядоченности. Для автора, судя по всему, пространственно-темпоральный характер социологического познания настолько естественен, что он не посчитал необходимым ввести категорию пространства в название книги, однако придерживался этой рамки в логике своих размышлений на протяжении всего исследования.
Для автора «социология времени» – собирательный термин всех областей социологического исследования времени, в той или иной степени связанных с эмпирическими исследованиями. В основном это исследование временных ориентаций и перспектив, исследование графика жизни общества и временных структур его подсистем, а термин <em>темпорализованная</em><em> социолог</em><em>ия</em> касается применения времени в социологической теории. Однако название книги не должно вводить читателя в заблуждение и создавать впечатление, что она посвящена только времени. Социология конструирует социальный мир как пространство (упорядоченность) – время (изменчивость), где время определяет параметры упорядоченности. Для автора, судя по всему, пространственно-темпоральный характер социологического познания настолько естественен, что он не посчитал необходимым ввести категорию пространства в название книги, однако придерживался этой рамки в логике своих размышлений на протяжении всего исследования.
3
Книга состоит из нескольких концептуальных блоков, оформленных посредством десяти глав. Во вступительной главе автор объясняет, как происходила проблематизация времени в социологии, в результате которой возник запутанный лабиринт (или, по словам Б. Адам, «лабиринт концептуального хаоса»), и как в нём можно ориентироваться. Выход из сложившегося положения автор видит в решении трёх вопросов: (а) конституирование времени как социальной категории, (б) функционирование временных структур на разных уровнях социальных систем и (c) определение места и роли времени в общей социологической теории. В дальнейших главах автор объясняет, как решались выявленные им проблемы в социологическом теоретизировании. Категория времени рассматривается в цивилизационном процессе и как социальная категория в соотношении с человеческими действиями и как ключ к анализу реальности. В главе, посвященной роли времени в теоретических системах социологии в конце XX в., конкретного внимания удостаиваются Н. Луман и Э. Гидденс. Для Лумана проблема темпорализации связана с одной из основных тенденций социальных систем – уменьшением сложности. Для Гидденса эта проблема связана с разными типами темпоральности, относящимися к разным уровням структурирования. Оба автора отвергают телеологическую концепцию развития, которая была характерна для прежнего образа мышления, и вместо этого предлагают идею открытого будущего. Также автор совершает экскурс в область астрофизики, термодинамики и в теорию хаоса, где подчёркивает значение термодинамики, разработанной И. Пригожиным и его Брюссельской школой, для понимания времени и рассказывает о «стрелах времени». В дальнейшем автор будет использовать эти теории в их приложении к социологии. Интересен и критический разбор некоторых теорий. На наш взгляд, особый интерес представляет последняя глава, где учёный излагает свои представления о дальнейших перспективах исследования категории времени, выходящих за рамки социологических наук.
Книга состоит из нескольких концептуальных блоков, оформленных посредством десяти глав. Во вступительной главе автор объясняет, как происходила проблематизация времени в социологии, в результате которой возник запутанный лабиринт (или, по словам Б. Адам, «лабиринт концептуального хаоса»), и как в нём можно ориентироваться. Выход из сложившегося положения автор видит в решении трёх вопросов: (а) конституирование времени как социальной категории, (б) функционирование временных структур на разных уровнях социальных систем и (c) определение места и роли времени в общей социологической теории. В дальнейших главах автор объясняет, как решались выявленные им проблемы в социологическом теоретизировании. Категория времени рассматривается в цивилизационном процессе и как социальная категория в соотношении с человеческими действиями и как ключ к анализу реальности. В главе, посвященной роли времени в теоретических системах социологии в конце XX в., конкретного внимания удостаиваются Н. Луман и Э. Гидденс. Для Лумана проблема темпорализации связана с одной из основных тенденций социальных систем – уменьшением сложности. Для Гидденса эта проблема связана с разными типами темпоральности, относящимися к разным уровням структурирования. Оба автора отвергают телеологическую концепцию развития, которая была характерна для прежнего образа мышления, и вместо этого предлагают идею открытого будущего. Также автор совершает экскурс в область астрофизики, термодинамики и в теорию хаоса, где подчёркивает значение термодинамики, разработанной И. Пригожиным и его Брюссельской школой, для понимания времени и рассказывает о «стрелах времени». В дальнейшем автор будет использовать эти теории в их приложении к социологии. Интересен и критический разбор некоторых теорий. На наш взгляд, особый интерес представляет последняя глава, где учёный излагает свои представления о дальнейших перспективах исследования категории времени, выходящих за рамки социологических наук.
Книга состоит из нескольких концептуальных блоков, оформленных посредством десяти глав. Во вступительной главе автор объясняет, как происходила проблематизация времени в социологии, в результате которой возник запутанный лабиринт (или, по словам Б. Адам, «лабиринт концептуального хаоса»), и как в нём можно ориентироваться. Выход из сложившегося положения автор видит в решении трёх вопросов: (а) конституирование времени как социальной категории, (б) функционирование временных структур на разных уровнях социальных систем и (c) определение места и роли времени в общей социологической теории. В дальнейших главах автор объясняет, как решались выявленные им проблемы в социологическом теоретизировании. Категория времени рассматривается в цивилизационном процессе и как социальная категория в соотношении с человеческими действиями и как ключ к анализу реальности. В главе, посвященной роли времени в теоретических системах социологии в конце XX в., конкретного внимания удостаиваются Н. Луман и Э. Гидденс. Для Лумана проблема темпорализации связана с одной из основных тенденций социальных систем – уменьшением сложности. Для Гидденса эта проблема связана с разными типами темпоральности, относящимися к разным уровням структурирования. Оба автора отвергают телеологическую концепцию развития, которая была характерна для прежнего образа мышления, и вместо этого предлагают идею открытого будущего. Также автор совершает экскурс в область астрофизики, термодинамики и в теорию хаоса, где подчёркивает значение термодинамики, разработанной И. Пригожиным и его Брюссельской школой, для понимания времени и рассказывает о «стрелах времени». В дальнейшем автор будет использовать эти теории в их приложении к социологии. Интересен и критический разбор некоторых теорий. На наш взгляд, особый интерес представляет последняя глава, где учёный излагает свои представления о дальнейших перспективах исследования категории времени, выходящих за рамки социологических наук.
4
В целом, книга, полифоничная по структуре, строится на конфронтации двух подходов к пониманию времени: концепция времени как социальной конструкции, по мнению автора, игнорирует тот факт, что движение к концу, проявляющееся в так называемой «стреле (стрелах) времени», существует во многих формах совершенно объективно.
В целом, книга, полифоничная по структуре, строится на конфронтации двух подходов к пониманию времени: концепция времени как социальной конструкции, по мнению автора, игнорирует тот факт, что движение к концу, проявляющееся в так называемой «стреле (стрелах) времени», существует во многих формах совершенно объективно.
В целом, книга, полифоничная по структуре, строится на конфронтации двух подходов к пониманию времени: концепция времени как социальной конструкции, по мнению автора, игнорирует тот факт, что движение к концу, проявляющееся в так называемой «стреле (стрелах) времени», существует во многих формах совершенно объективно.
5
Свой анализ автор начинает с времени в исследованиях проблемы долгосрочного исторического развития. Так, в главе «Время и цивилизационный процесс» автор обращается к Н. Элиасу, который рассматривал проблему времени в контексте цивилизационного процесса. Эта перспектива позволяет наблюдать, как человеческое понимание времени и истории, его измерение и управление им менялись на протяжении веков. Читателю, безусловно, будет интересно узнать, почему Л. Мамфорд считает часы, а не паровой двигатель «ключевой машиной индустриальной эпохи», о роли средневековых монастырей в проблематике времени, о М. Вебере и его взглядах на влияние протестантской этики на развитие капитализма, а также о политической экономии Маркса, в которой расходование времени (рабочей силы) становится важнейшим экономическим законом.
Свой анализ автор начинает с времени в исследованиях проблемы долгосрочного исторического развития. Так, в главе «Время и цивилизационный процесс» автор обращается к Н. Элиасу, который рассматривал проблему времени в контексте цивилизационного процесса. Эта перспектива позволяет наблюдать, как человеческое понимание времени и истории, его измерение и управление им менялись на протяжении веков. Читателю, безусловно, будет интересно узнать, почему Л. Мамфорд считает часы, а не паровой двигатель «ключевой машиной индустриальной эпохи», о роли средневековых монастырей в проблематике времени, о М. Вебере и его взглядах на влияние протестантской этики на развитие капитализма, а также о политической экономии Маркса, в которой расходование времени (рабочей силы) становится важнейшим экономическим законом.
Свой анализ автор начинает с времени в исследованиях проблемы долгосрочного исторического развития. Так, в главе «Время и цивилизационный процесс» автор обращается к Н. Элиасу, который рассматривал проблему времени в контексте цивилизационного процесса. Эта перспектива позволяет наблюдать, как человеческое понимание времени и истории, его измерение и управление им менялись на протяжении веков. Читателю, безусловно, будет интересно узнать, почему Л. Мамфорд считает часы, а не паровой двигатель «ключевой машиной индустриальной эпохи», о роли средневековых монастырей в проблематике времени, о М. Вебере и его взглядах на влияние протестантской этики на развитие капитализма, а также о политической экономии Маркса, в которой расходование времени (рабочей силы) становится важнейшим экономическим законом.
6
Время – величина в первую очередь философская. Каким образом она может быть конституирована как социальная категория? Первым социологом, обратившимся к категории времени, автор считает Э. Дюркгейма (и его школу), который установил, что первичные формы классификации, включая абстрактные размышления о времени и пространстве, имеют социальное происхождение и зависят от конкретной формы общества. Время у Дюркгейма, пишет автор, было прежде всего выражением ритмов общественной жизни, а точнее ритмов коллективной деятельности и их повторения. Однако, отмечает автор, Дюркгейм оставил в стороне вопрос темпоральности человеческого существования, его конечности. Несмотря на это, концепция Дюркгейма стала отправной точкой дальнейших размышлений на смежные темы, таких как вопрос периодизации исторического времени и теория коллективной памяти М. Хальбвакса. Дюркгейм повлиял на структурализм, в рамках которого Ф. Бродель сформулировал тезис о существовании в исторических исследованиях трёх временных планов: времени короткой продолжительности, времени социальных циклов и longue durée – времени большой протяженности. Позднее это послужило основой концепции американского социолога И. Валлерстайна о различных типах пространства-времени, с которыми можно работать в исторической социологии. Валлерстайн считал, что настоящее определяется прошлым в гораздо большей степени, чем социология, зацикленная на настоящем, была готова признать.
Время – величина в первую очередь философская. Каким образом она может быть конституирована как социальная категория? Первым социологом, обратившимся к категории времени, автор считает Э. Дюркгейма (и его школу), который установил, что первичные формы классификации, включая абстрактные размышления о времени и пространстве, имеют социальное происхождение и зависят от конкретной формы общества. Время у Дюркгейма, пишет автор, было прежде всего выражением ритмов общественной жизни, а точнее ритмов коллективной деятельности и их повторения. Однако, отмечает автор, Дюркгейм оставил в стороне вопрос темпоральности человеческого существования, его конечности. Несмотря на это, концепция Дюркгейма стала отправной точкой дальнейших размышлений на смежные темы, таких как вопрос периодизации исторического времени и теория коллективной памяти М. Хальбвакса. Дюркгейм повлиял на структурализм, в рамках которого Ф. Бродель сформулировал тезис о существовании в исторических исследованиях трёх временных планов: времени короткой продолжительности, времени социальных циклов и longue durée – времени большой протяженности. Позднее это послужило основой концепции американского социолога И. Валлерстайна о различных типах пространства-времени, с которыми можно работать в исторической социологии. Валлерстайн считал, что настоящее определяется прошлым в гораздо большей степени, чем социология, зацикленная на настоящем, была готова признать.
Время – величина в первую очередь философская. Каким образом она может быть конституирована как социальная категория? Первым социологом, обратившимся к категории времени, автор считает Э. Дюркгейма (и его школу), который установил, что первичные формы классификации, включая абстрактные размышления о времени и пространстве, имеют социальное происхождение и зависят от конкретной формы общества. Время у Дюркгейма, пишет автор, было прежде всего выражением ритмов общественной жизни, а точнее ритмов коллективной деятельности и их повторения. Однако, отмечает автор, Дюркгейм оставил в стороне вопрос темпоральности человеческого существования, его конечности. Несмотря на это, концепция Дюркгейма стала отправной точкой дальнейших размышлений на смежные темы, таких как вопрос периодизации исторического времени и теория коллективной памяти М. Хальбвакса. Дюркгейм повлиял на структурализм, в рамках которого Ф. Бродель сформулировал тезис о существовании в исторических исследованиях трёх временных планов: времени короткой продолжительности, времени социальных циклов и longue durée – времени большой протяженности. Позднее это послужило основой концепции американского социолога И. Валлерстайна о различных типах пространства-времени, с которыми можно работать в исторической социологии. Валлерстайн считал, что настоящее определяется прошлым в гораздо большей степени, чем социология, зацикленная на настоящем, была готова признать.
7
Автор исследует, как вопрос времени уловили и разработали последователи Дюркгейма, в частности, в культурной антропологии, где К. Леви-Стросс обозначил различия между «холодными» и «горячими» обществами по критерию того, как люди относятся к историческому времени. Современные «горячие» общества в своем мышлении подчеркивают течение исторического времени и связанные с ним изменения. С другой стороны, «холодные» общества склонны игнорировать этот поток и даже аннулировать его посредством определенных ритуалов. Своеобразный рывок в исследовании времени совершил П. Сорокин (в сотрудничестве с Р.К. Мертоном), который попытался ввести в социологию понятие «социального времени», отличного от других времен, таких как биологическое, психологическое или экономическое. Впоследствии Сорокин назовёт это время «социокультурным». По сути, это качественное время, которое не течёт равномерно, а прерывается критическими событиями. Г. Гурвич в этом отношении пошёл дальше, заявив, что о «социальном времени» нельзя говорить в единственном числе, необходимо использовать множественное число. Согласно Гурвичу, существует большое количество социальных периодов, которые действуют на разных уровнях социальной реальности и различаются своим течением. Автор рецензируемой книги занимает критическую позицию по отношению к идее множественности времен, так как, по его мнению, время путают с движением, происходящим во времени.
Автор исследует, как вопрос времени уловили и разработали последователи Дюркгейма, в частности, в культурной антропологии, где К. Леви-Стросс обозначил различия между «холодными» и «горячими» обществами по критерию того, как люди относятся к историческому времени. Современные «горячие» общества в своем мышлении подчеркивают течение исторического времени и связанные с ним изменения. С другой стороны, «холодные» общества склонны игнорировать этот поток и даже аннулировать его посредством определенных ритуалов. Своеобразный рывок в исследовании времени совершил П. Сорокин (в сотрудничестве с Р.К. Мертоном), который попытался ввести в социологию понятие «социального времени», отличного от других времен, таких как биологическое, психологическое или экономическое. Впоследствии Сорокин назовёт это время «социокультурным». По сути, это качественное время, которое не течёт равномерно, а прерывается критическими событиями. Г. Гурвич в этом отношении пошёл дальше, заявив, что о «социальном времени» нельзя говорить в единственном числе, необходимо использовать множественное число. Согласно Гурвичу, существует большое количество социальных периодов, которые действуют на разных уровнях социальной реальности и различаются своим течением. Автор рецензируемой книги занимает критическую позицию по отношению к идее множественности времен, так как, по его мнению, время путают с движением, происходящим во времени.
Автор исследует, как вопрос времени уловили и разработали последователи Дюркгейма, в частности, в культурной антропологии, где К. Леви-Стросс обозначил различия между «холодными» и «горячими» обществами по критерию того, как люди относятся к историческому времени. Современные «горячие» общества в своем мышлении подчеркивают течение исторического времени и связанные с ним изменения. С другой стороны, «холодные» общества склонны игнорировать этот поток и даже аннулировать его посредством определенных ритуалов. Своеобразный рывок в исследовании времени совершил П. Сорокин (в сотрудничестве с Р.К. Мертоном), который попытался ввести в социологию понятие «социального времени», отличного от других времен, таких как биологическое, психологическое или экономическое. Впоследствии Сорокин назовёт это время «социокультурным». По сути, это качественное время, которое не течёт равномерно, а прерывается критическими событиями. Г. Гурвич в этом отношении пошёл дальше, заявив, что о «социальном времени» нельзя говорить в единственном числе, необходимо использовать множественное число. Согласно Гурвичу, существует большое количество социальных периодов, которые действуют на разных уровнях социальной реальности и различаются своим течением. Автор рецензируемой книги занимает критическую позицию по отношению к идее множественности времен, так как, по его мнению, время путают с движением, происходящим во времени.
8
Также в фокусе внимания автора оказываются интерпретирующая социология и связанная с ней теория действия в концепциях Дж. Герберта Мида и А. Шюца. Мид обращает внимание на тот факт, что в реальности постоянно возникают новые события, которые заставляют нас каждый раз создавать на основе каждого из них наши представления о прошлом, предшествовавшем этому событию, и в то же время мы создаем новые идеи о будущем, которое должно последовать. Феноменологическая социология Шюца основана на связи теории действия Вебера с феноменологией Гуссерля. С этой точки зрения делается ряд заключений о положении человека в обществе и о связи его действий со временем.
Также в фокусе внимания автора оказываются интерпретирующая социология и связанная с ней теория действия в концепциях Дж. Герберта Мида и А. Шюца. Мид обращает внимание на тот факт, что в реальности постоянно возникают новые события, которые заставляют нас каждый раз создавать на основе каждого из них наши представления о прошлом, предшествовавшем этому событию, и в то же время мы создаем новые идеи о будущем, которое должно последовать. Феноменологическая социология Шюца основана на связи теории действия Вебера с феноменологией Гуссерля. С этой точки зрения делается ряд заключений о положении человека в обществе и о связи его действий со временем.
Также в фокусе внимания автора оказываются интерпретирующая социология и связанная с ней теория действия в концепциях Дж. Герберта Мида и А. Шюца. Мид обращает внимание на тот факт, что в реальности постоянно возникают новые события, которые заставляют нас каждый раз создавать на основе каждого из них наши представления о прошлом, предшествовавшем этому событию, и в то же время мы создаем новые идеи о будущем, которое должно последовать. Феноменологическая социология Шюца основана на связи теории действия Вебера с феноменологией Гуссерля. С этой точки зрения делается ряд заключений о положении человека в обществе и о связи его действий со временем.
9
В финальных главах «Баланс и перспективы» и «Эпиолог» излагаются темы, которые автор считает проблемными и заслуживающими критики в исследуемой области. Он выступает против представлений о качественной природе социального времени и множественности различных типов времен и утверждает, что эти концепции основаны на ошибочных выводах о самой природе времени из изменений во временных структурах, которые вызваны изменением движения, в них происходящего. Он формулирует свои идеи об основах, на которых должны базироваться дальнейшие исследования времени в социологии. Он считает принципиальным признание временной необратимости. Можно констатировать, что выводы книги выходят за рамки историко-социологической перспективы, которая акцентирована в отдельных главах, и могут служить отправной точкой междисциплинарных исследований.
В финальных главах «Баланс и перспективы» и «Эпиолог» излагаются темы, которые автор считает проблемными и заслуживающими критики в исследуемой области. Он выступает против представлений о качественной природе социального времени и множественности различных типов времен и утверждает, что эти концепции основаны на ошибочных выводах о самой природе времени из изменений во временных структурах, которые вызваны изменением движения, в них происходящего. Он формулирует свои идеи об основах, на которых должны базироваться дальнейшие исследования времени в социологии. Он считает принципиальным признание временной необратимости. Можно констатировать, что выводы книги выходят за рамки историко-социологической перспективы, которая акцентирована в отдельных главах, и могут служить отправной точкой междисциплинарных исследований.
В финальных главах «Баланс и перспективы» и «Эпиолог» излагаются темы, которые автор считает проблемными и заслуживающими критики в исследуемой области. Он выступает против представлений о качественной природе социального времени и множественности различных типов времен и утверждает, что эти концепции основаны на ошибочных выводах о самой природе времени из изменений во временных структурах, которые вызваны изменением движения, в них происходящего. Он формулирует свои идеи об основах, на которых должны базироваться дальнейшие исследования времени в социологии. Он считает принципиальным признание временной необратимости. Можно констатировать, что выводы книги выходят за рамки историко-социологической перспективы, которая акцентирована в отдельных главах, и могут служить отправной точкой междисциплинарных исследований.
10
В целом, книгу можно охарактеризовать как удачную попытку обобщения накопленного западного социально-философского опыта осмысления категории времени. Однако, поскольку автор видит перспективу исследования времени в междисциплинарности, можно заметить, что он упускает из внимания концепцию пространства-времени, разработанную российскими мыслителями с мировым именем и оказавшую влияние на западную мысль – например, введённый физиологом А.A. Ухтомским термин «хронотоп», впоследствии перенесённый М.М. Бахтиным в гуманитарную сферу.
В целом, книгу можно охарактеризовать как удачную попытку обобщения накопленного западного социально-философского опыта осмысления категории времени. Однако, поскольку автор видит перспективу исследования времени в междисциплинарности, можно заметить, что он упускает из внимания концепцию пространства-времени, разработанную российскими мыслителями с мировым именем и оказавшую влияние на западную мысль – например, введённый физиологом А.A. Ухтомским термин «хронотоп», впоследствии перенесённый М.М. Бахтиным в гуманитарную сферу.
В целом, книгу можно охарактеризовать как удачную попытку обобщения накопленного западного социально-философского опыта осмысления категории времени. Однако, поскольку автор видит перспективу исследования времени в междисциплинарности, можно заметить, что он упускает из внимания концепцию пространства-времени, разработанную российскими мыслителями с мировым именем и оказавшую влияние на западную мысль – например, введённый физиологом А.A. Ухтомским термин «хронотоп», впоследствии перенесённый М.М. Бахтиным в гуманитарную сферу.
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены