О смыслах обсуждения книги Б.Н. Миронова
О смыслах обсуждения книги Б.Н. Миронова
Аннотация
Код статьи
S013216250019222-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Романовский Николай Валентинович 
Должность: главный научный сотрудник; заместитель главного редактора
Аффилиация:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
журнал «Социологические исследования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
47-51
Аннотация

Труды Б.Н. Миронова по истории нашей родины привлекают внимание читателей профессиональным мастерством этого историка и его стремлением реализовывать на практике междисциплинарные возможности, в частности истории и социологии. Он постоянный автор журнала в рубрике «Историческая социология». Данная книга отличается стремлением представить читателю авторское видение социальных тенденций развития страны на протяжении нескольких столетий вплоть до сегодняшнего дня. Взгляд вглубь истории даёт читателю новые стимулы продолжать работу над пониманием истоков современных проблем страны, над уроками истории, важными для её будущего.

Ключевые слова
Б.Н. Миронов, история России, история и социология, тенденции развития страны, современные проблемы России, будущее России
Классификатор
Получено
13.01.2021
Дата публикации
28.03.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
52
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Для журнала «Социологические исследования» история – одна из реперных дисциплин, что видно, в частности, по рубрике «Историческая социология». Историк Б.Н. Миронов плодотворно сотрудничает с нами с 1980-х гг. Новая книга Миронова [Миронов, 2019] образцовая демонстрация междисциплинарных возможностей социологии, истории, социальной психологии, антропологии, социальной философии и др. Автор в самом начале пути в науке оценил потенциал социологического знания. Думается, выбор им направления своих исследований – социальная история России (начиная с XVIII в.) также формировался под влиянием социологии. Много лет формулировались и уточнялись идеи, обсужденные участниками дискуссии. Выпустив в свет в 1990-е гг. первую версию «Социальной истории России периода империи», годами Б.Н. Миронов шлифовал и создавал базы данных, подходы и идеи по вопросам истории, как наставник студентов передавал новым поколениям видение прошлого нашей страны.
2 Социальная история, наряду с историей политической, внешнеполитической, военной, экономической, близка проблемам человека, который и для социологии – центр внимания и поисков. Читать книги Миронова интересно: в них много нового, неожиданного. Труд Миронова едва ли будет превзойден в обозримое время по мастерству поиска и отточенной подаче исторического материала. Взаимодействие с социологией здесь сыграло заметную роль. Мастерство Б.Н. Миронова как историка-социолога проявилось в первую очередь на микроуровне, в поиске и находках фактов, комплексов данных о нашем общем прошлом, позволяющих уточнять данные науки. Участники состоявшейся дискуссии придирчиво подошли к приводимым автором фактам, данным. Это их профессиональный долг. Но социологический анализ историка Миронова, социологизм его подхода к истории – не только измерения, клиометрия. «Социологическое воображение» Миронова проявляется во всем и часто неожиданно. Вот его оценка «методологии» правления Екатерины II: «Для получения представления о нуждах и желаниях населения она весьма искусно использовала наказы депутатам в законодательную комиссию 1767 г. По ее распоряжению все наказы были самым тщательным образом обработаны и содержащиеся в них мнения систематизированы с таким совершенством, которого в настоящее время не всегда достигают социологи, специализирующиеся на изучении общественного мнения» [Миронов, 1999, т. 2: 252)]. Добавим и мастерское использование статистики, ценных, часто забытых социологических и протосоциологических изысков аналитиков прошлого, «раскопки», например, ушедших в прошлое социальной группы монашествующих.
3 Подход Б.Н. Миронова к социальному в истории имперской России социологичен и на теоретическом уровне. У М. Вебера взята теория бюрократии, легитимности власти, рациональности. В понимании проблем разделения общественного труда, солидарности и интеграции заметны следы идей Э. Дюркгейма. Общества нового времени движутся от «общности» к «обществу» (Ф. Теннис), и т.д. Эти идеи эвристичны и полезны.
4 Центральной для его трудов, включая обсуждаемый, стала концепция модернизации, с конца 1950-х гг. игравшая роль «большой теории» общества модерна (modern society). Вокруг модернизации Миронов выстроил оценку краха царской империи: структуры государства в поздней российской империи последовательно модернизировались и функционировали, рухнув под перегрузками Первой мировой войны. Такое решение автора понять можно: концепция позволяет исследователю (в отличие от концепций «индустриального общества», «вестернизации», «европеизации»1 или утверждений советских времен о «загнивании» царской России) организовать добытый фактический материал. Но здесь есть момент превращения истории в политику, к которому следует привлечь внимание.
1. Они в 1950-е гг. конкурировали с концепцией модернизации.
5 Конструкт западной социальной науки – теория модернизации – превратился в инструмент идеологии. Как теория она создана в 1950–1960-е гг. американским социологом Т. Парсонсом. Парсонс понятием модернизации охватил сферы социетальную, политическую, экономическую, культурную, правовую, образовательную, семейную, бытовую и т.п. Ему и социальным ученым 1950–1960-х гг. прошлого века образцом идеальной модели послужили США: свободный рынок, открытое общество, власть закона, средний класс, перспектива конвергенции с социализмом и т.д. [Парсонс, 1998 (1971)].
6 Прошу обратить внимание: «теория модернизации» за несколько лет сделалась властительницей умов. Она (1) постулировала возможность избежать термоядерного столкновения великих держав, весьма вероятного в ту пору. (2) Эксплицитно взяла у марксизма положение о ведущей роли материальных факторов развития общества – через доктрину единого индустриального общества2. (3) Она предлагала видение будущего, разрешение противоречия того времени между СССР и США, Парсонс пишет о конвергенции социализма и капитализма. Спор 1959 г. Никсона и Хрущева на выставке в Сокольниках об оснащении кухни отражал конкуренцию версий будущего, каким оно предлагалось человечеству.
2. Её вытеснила из научного и идеологического обихода теория модернизации.
7 Кризис сопровождает «модернизацию» от её истоков. О её «провалах» в 1964 г. писал Ш. Эйзенштадт [Eisenstadt, 1964]. В 1980 г. А. Гоулднер грядущий кризис западной социологии описал как кризис теории модернизации и социологии, выстроенной вокруг идей Парсонса. Адепты теории Парсонса, этнологи К. Гирц, Э. Шилз и др., столкнулись с её провалами в практике постколониальных стран, пытавшихся модернизироваться по рецептам «системы современных обществ». В 2020 г. участник парижских событий 1968 г. С. Мерль итожит: эта конструкция из тех, которые сейчас [Мерль, 2020: 115] «остаются в целом отвергнутыми»; Париж в 1968 г. бунтовал против «модернизации», как Прага – против московского диктата.
8 Сегодня теория модернизации вне теоретической социологии, требующей от ученого в каждом утверждении опираться на верифицируемые данные. Но концепт «модернизации» остается инструментом науки об обществе. Коллектив Н.И. Лапина вместе с учеными КНР построил труд о развитии российских регионов [Атлас..., 2018] вокруг модернизации каждого из них как смены технологических укладов. В нашей дискуссии модернизацию Н.С. Розов определил как совокупность «реформаторских действий (их последствий), направленных на сближение социальных и ментальных порядков, черт общества, государства, институтов либо с идеалами, идеями, принципами переустройства, либо с успешными референтными обществами/государствами». Обращаю внимание на мысль Д.В. Трубицына: «Одна из главных проблем модернизации – политический режим».
9 Судьба этой теории – урок для отечественной социологии. В 1990-е гг. заимствование теорий и концепций Запада было делом понятным и оправданным. Спор о «модернизации» в книге Миронова требует критической рефлексии пути социологии в постсоветское время. Заимствования западного опыта развития знания об обществе ценны. Осуждать следует (1) поверхностное усвоение уроков истории социологии, в ряде случаев – (2) «цепляние» за уходящие в небытие образцы, (3) пробелы представлений о западной социологии последних – минимум – 40 лет.
10 До последнего времени в среде российских социологов тема кризиса – мировой и отечественной социологии – не воспринималась с серьезностью, которой эта тема заслуживает. Запаздывают и выводы. Не в этом ли одна из причин казуса с «теорией модернизации»? Слишком долго кризис западной социологии у нас «как бы» не замечали. Ю.Н. Давыдов в пятитомной истории теоретической социологии, не переставая, напоминал о кризисе социальной мысли Запада. Но мода не внемлет аргументам разума. Увлечение западными концепциями и теориями не осталось без последствий; о них чуть ниже. Что же сетовать на «недосмотр» Миронова? В конце концов, в динамичном калейдоскопе современных социологических теорий, теорий социальных3 (с их тенденцией вырождаться в идеологические конструкты) средний российский социолог разбирается так себе.
3. Главное между ними различие – недопущение в социологии конструкций умозрительных (спекулятивных в философском смысле этого слова).
11 В социологической теории последствия такой полосы роста нашей дисциплины заметны и тревожны. В чем-то оправданная для социологии постсоветских лет, особенно в инструментально-методном плане, ориентация на импорт породила ритуал ссылок на «передовой» опыт. Наш журнал регулярно получает тексты (иногда просит авторов корректировать их), где теоретические основы авторских изысканий сведены к ссылкам на западные источники – при наличии релевантных трудов отечественных социологов, которые – сужу по некоторым поступающим в журнал рукописям – их авторам не то неизвестны, не то видятся несущественными. Увлечения западными образцами, небрежение достижениями отечественных социологов до-, советского и постсоветского времен сдерживают поиск концепций и теорий, адекватных меняющейся социальной реальности в стране и мире.
12 Дискуссия высветила несколько последствий для отечественных наук об обществе неполного усвоения в постсоветские времена достижений западной социологии.
13 1. Судя по дискуссии, социологи невнимательны к эпистемологии, к анализу, пониманию сути и специфики циркулирующих в современных науках об обществе концепций и теорий, их связей с жизненным путем ученых, с конкретным временем и местом создания, их последующих, порой кардинальных трансформаций, высказываемой по их поводу критики.
14 2. Обнаруживается отсутствие признания и применения методологического принципа «свободы от ценностей» (wertfrei, value free). В дискуссии заметны «следы» ценностных предпочтений4; отразивших нынешнюю этику сообществ ученых; по опыту последних десятилетий она различается в дисциплинарных группах. Деловую атмосферу в среде социологов надо ценить и охранять.
4. Б.Н. Миронов высказался о ситуации в среде отечественных историков [Миронов, 2014], реагируя на разгоревшиеся вокруг его работ дебаты среди историков.
15 3. Неудовлетворительны представления о содержании понятия «общественные науки», о границах внутри этого комплекса, а также – и это особенно важно для нашего журнала – недостает четкости в понимании специфики и возможностей социологической науки. Иллюстрирует эту проблему понимание и содержательное наполнение термина историческая социология. Причину вижу в фактически прекратившемся в постсоветские времена общении ученых, вузовских профессоров и преподавателей на уровне страны. В жизни социологического, в частности, сообщества дисциплинарные ассоциации – в содержательных вопросах нашей науки – практически незаметны.
16 Модернизации России один из обсуждаемых ныне путей России в будущее. Переломные этапы заставляют ученых глубже вникать в суть требуемых перемен, их характер и следствия. Ответа на вопрос: «Куда и как идти России» ясного ответа пока не получил; дискуссии ученых идут не только у нас в стране; остроты добавила пандемия. Обсуждение исходных и сопутствующих проблем только начато. Формируется «повестка дня», программа действий; началась реализация диктуемых ситуацией исследований. Если ученые не хотят, чтобы обошлись без них (с неизбежными последствиями, хорошо знакомыми нашей стране), следует продумывать и выносить на повестку дня видение комплекса проблем.
17 Модернизация со всеми высказанными в нашей дискуссии оговорками выступает как вариант пути России. Есть, конечно, и альтернативы. Некоторые из них отражены в нашем журнале, в частности, в связи с 200-летием К. Маркса, 150-летием В.И. Ленина. Заметное явление социологической мысли – (фрагментарные) концепции нео-, пост-, евро-, анти- и пр. марксистов, таких социологов, как П. Бурдье, И. Валлерстайн, Э. Гидденс, Э.О. Райт, У. Бек, А. Хоннет (продолжатель традиций Франкфуртской школы, видящий путь в будущее как обновление идеи социализма [Honneth, 2017]). Свои версии будущего предлагает религиозная мысль5 – католики и мусульмане. Важными видятся теоретические подходы к будущему с позиций роли некогда колониальных и зависимых стран, подкрепленных культурным поворотом социальных наук. Диапазон понимания этой проблемы в меру возможности пытался освещать наш журнал, дискурс этой темы будет продолжен. Российским ученым предстоит теоретически осмыслить место и собственные задачи страны в этом движении, которое только началось и, видимо, займет большую часть нынешнего столетия.
5. ., напр.: Francis, the Hole Father. Encyclical letter Fratelli Tutti of the Hole Father Francis on the Fraternity and Social Friendship - >>>> (дата обращения: 07.12.20).
18 Пока перед нами контуры не интегрированных соображений, сумма устремлений размытых, нуждающихся в прояснении. Россию травматический опыт 1917, 1929, 1941, 1968, 1991 гг. учит не превращать смутно понимаемые концепции в жесткие догмы для практик. Собственно говоря, в Российской Федерации на период 2008–2014 гг. модернизация, обновление экономики и общества нашей страны были программной целью президентства Д.А. Медведева; результатов на этом пути не было достигнуто. Это – с одной стороны.
19 С другой – мы свидетели усилий заинтересованных групп, практически открыто вбрасывающих в оборот химеры, за которые народ потом платит жизнями, а страна – демографическими провалами (и это еще не худший вариант возможного!). Крупицы того вúдения, которые предлагают публикации нашего журнала, включают гуманизм, человечность, приоритет человека, справедливость (особо важную, по-видимому, россиянам), роль науки в обществе, факторы отечественной культуры и др.
20 Кризис – который не обошел стороной науки социальные – призывает ученых осторожно обращаться с концептуальным, мировоззренческим аппаратом общественной науки, пришедшим к нам из стран, которые принято называть нашими партнерами. Их тоже затронул кризис. Надеюсь, на примере «модернизации» мы этот тезис доказали. Нужны разборчивость, рефлексия, научная критика в выборе теоретических оснований действия. К ориентации на передовые образцы социологии добавлю трудности теоретизирования перспектив движения в будущее. Тем более эти ориентации результат часто поверхностного (и идеологизированного) приятия достижений и опыта Запада, западной социальной науки.
21 Прогнозы исторического развития человеческого социума связаны с контекстами конкретных стран, народов, правительств, социального строя, культурной специфики. Трудно в этой связи переоценить значение социологического постижения уроков прошлого, контекстов современности и контуров завтрашнего дня, их понимания, объяснения, интерпретации, работы над конкретными задачами движения вперед. Наша страна слишком много потеряла в ХХ в, чтобы ошибиться в выборе пути. Received: 13.01.21. Accepted: 27.01.2022.

Библиография

1. Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы / Сост. и отв. ред. член-корр. РАН Н.И. Лапин. М.: Весь мир. 2016 [Lapin N.I. (ed.) Atlas of Modernization of Russia and Its Regions: Socio-economic and socio-cultural trends and problems. Moscow: Ves' mir. (In Russ.)]

2. Миронов Б.Н. Страсти по революции: Нравы в российской историографии в век информации М.: Весь мир, 2014. [Mironov B.N. (2014) The Passions of Revolution. Mores of Russian Historiography in the Information Age. Moscow: Ves' mir. (In Russ.)]

3. Миронов Б.Н. Российская модернизация и революция. СПб.: Дм. Буланин, 2019. [Mironov B.N. (2019) Russian Modernization and Revolution. St.-Petersburg: D. Bulanin Publ. (In Russ.)]

4. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Открытое общество, 1998 (1971) [Parsons T. (1998) The System of Modern Societies. Moscow: Otkrytoe obshchestvo (In Russ.)]

5. Романовский Н.В. О социологизме исследования истории России // Социологические исследования. 2000. № 4: 143–148. [Rоmаnоvskiy N.V. (2000) Sociological Core of Russian History Studies. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No.4: 143 – 148. (In Russ.)]

6. Eisenstadt S. Breakdowns of Modernization // Economic Development and Cultural Change. 1964. No. 12: 345–367.

7. Go J. Race, Empire, and Epistemic Exclusion: Or the Structures of Sociological Thought // Sociological Theory. 2020. No. 2: 79–100.

8. Honneth A. Die Idee des Sozialismus – Versuch einer Aktualisierung. Berlin: Suhrkamp Verlag, 2015.

9. Merl S. Modernity and the failure to maintain the peace (1918–1938): comparing the cases of the Soviet Union and the German Reich // Мир России. 2020. № 1: 103–131.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести