Президиум РАНВопросы истории естествознания и техники Voprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki

  • ISSN (Print) 0205-9606
  • ISSN (Online) 2713-041X

Эмоциональная составляющая российской идентичности: позитивный и негативный контексты

Код статьи
S013216250019609-2-
DOI
10.31857/S013216250019609-2
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 4
Страницы
21-32
Аннотация

В статье на основе концептуальных подходов теории социальной идентичности и социологии эмоций изучается эмоциональная составляющая российской идентичности. Описываются результаты анализа представленности моральных эмоций – «гордость за Россию», «вера в Россию», «стыд за Россию» – в сообщениях СМИ и медиапространстве за 2019–2020 гг.: позитивные эмоции в них широко представлены, тогда как негативная эмоция стыда, представляющая угрозу позитивной российской идентичности, не упоминается, хотя присутствует в массовых настроениях россиян. На данных всероссийских социологических опросов 2015 и 2020 гг. анализируется динамика чувств к России среди населения. Отмечается, что в структуре российской идентичности преобладают позитивные эмоции – любовь, гордость и уважение к своей стране. Возмущение, обида и стыд также вовлекаются в формирование российской идентичности, однако не носят массового характера. Наблюдается снижение уровня позитивных и повышение уровня негативных эмоций по отношению к стране в 2020 гг. Выявляется взаимозависимость эмоциональной составляющей российской идентичности и ряда показателей субъективного благополучия – удовлетворенности работой, оплатой труда и жизнью в целом.

Ключевые слова
национально-гражданская идентичность, российская идентичность, эмоции и чувства к России, моральные эмоции, социология эмоций
Дата публикации
18.04.2022
Год выхода
2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
185

Библиография

  1. 1. Горшков М.К. К вопросу о социологии массовидных духовных образований (теоретико-методологический аспект) // Социологические исследования. 2021. № 2. С. 3–14. DOI: 10.31857/S013216250012674-4.
  2. 2. Гудков Л.Д. Рессентиментный национализм // Политическая концептология. 2015. № 4. С. 102–187.
  3. 3. Дробижева Л.М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 37–50. DOI: 10.31857/S013216250009460-9.
  4. 4. Ильин В.И. «Чувства» и «эмоции» как социологические категории // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2016. № 4. С. 28–40. DOI: 10.21638/11701/spbu12.2016.402.
  5. 5. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социологические исследования. 2006. № 8. С. 67–76.
  6. 6. Семененко И.С. Национальная идентичность // Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание / Отв. ред. И.С. Семененко. М.: Весь мир, 2017. С. 405–413.
  7. 7. Симонова О.А. Базовые принципы социологии эмоций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2016. № 4. С. 12–27. DOI: 10.21638/11701/spbu12.2016.401.
  8. 8. Симонова О.А. Социология эмоций и социология морали: моральные эмоции в современном обществе // Социологический ежегодник, 2013–2014. М.: ИНИОН РАН, 2014. С. 148–187.
  9. 9. Тишков В.А. Национальная идентичность (о смысле дебатов) // Вестник российской нации. Спецвыпуск 2008–2016. № 51. С. 33–43.
  10. 10. Хокшилд А. Управляемое сердце: коммерциализация чувств / Пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. В. Данилова. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2019.
  11. 11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
  12. 12. Barbalet J.M. Emotion, Social Theory and Social Structure: A Macrosociological Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
  13. 13. Collins R. Stratification, Emotional Energy, and the Transient Emotions // Research Agendas in the Sociology of Emotions / Ed. by T.D. Kemper. New York: State University of New York Press, 1990. P. 27–57.
  14. 14. Scheff T.J. Shame and the Social Bond: A Sociological Theory // Sociological Theory. 2000. Vol. 18. No. 1. P. 84–99.
  15. 15. Tajfel H., Turner J. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Psychology of Intergroup Relations / Ed. by S. Worchel, V.G. Austin. Chicago: Nelson-Hall, 1986. P. 7–24.
  16. 16. Turner J.H. The Stratification of Emotions: Some Preliminary Generalizations // Sociological Inquiry. 2010. Vol. 80. No. 2. P. 168–199.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека