ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО В РЕЧИ ЧЕЛОВЕКА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО В РЕЧИ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Рассматривается вопрос о разработке психофизиологической проблемы. Выделяется современное нейрофизиологическое и нейробиологическое направление исследований психических явлений. Отношение психического и физиологического предлагается исследовать на модели вербальных процессов, прежде всего - предречевых проявлениях младенца. Анализируются данные ранних интонационных вокализаций ребенка, его когнитивно-мотивационных достижений, форм поведения. Развивается представление о речевом поведенческом паттерне как функциональном механизме перехода от внутренних психологических состояний к внешним (голосовым) реакциям.
Ключевые слова
Психофизиологическая проблема, речевой онтогенез, младенческие вокализации, интонация, когнитивно-мотивационное развитие, речевой поведенческий паттерн
Классификатор
Дата публикации
03.05.2012
Всего подписок
1
Всего просмотров
570
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Артемов В.А. О взаимоотношениях физических свойств, воспринимаемых качеств, языковых значений и смыслового содержания речи//Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 99-105.
  2. Байаржон Р. Представления младенцев о скрытых объектах//Иностранная психология. 2000. № 12. С. 13-35.
  3. Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы//Психолингвистика/Под ред. А.М. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. С. 50-103.
  4. Белова С.С. Интенциональные явления на раннем этапе развития речи//Язык. Сознание. Культура/Под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. М.-Калуга: Эйдос, 2005. С. 99-109.
  5. Бельтюков В.И. Системный анализ онтогенеза фонемного строя языка//Теоретические и прикладные исследования психологии речи/Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.Д. Павловой, И.А. Зачесовой. М., 1988. С. 72-91.
  6. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. СПб.: СПбГУ, 1998.
  7. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития//Избранные психологические труды. М.: Институт психологии РАН, 2006. С. 126-182.
  8. Деркач М.Ф., Гумецкий Р.Я., Гура Б.М., Чабан М.Е. Динамические спектры речевых сигналов. Львов: Вища школа, 1983.
  9. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука, 1977.
  10. Кошелев А.Д. О языке психолингвистики//Разумное поведение и язык. Вып. 1. Коммуникативные системы животных и человека. Проблема происхождения языка. М.: Языки славянской культуры, 2008. С. 21-40.
  11. Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни//Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 53-60.
  12. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка/Под. ред. А.Г. Рузской. Москва-Воронеж, 1997.
  13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  14. Ломов Б.Ф., Иваницкий А.М. О взаимосвязи психологии и физиологии в исследовании восприятия//Физиология человека. 1977. Т. 3. № 6. С. 951-960.
  15. Ломов Б.Ф. Сознание, мозг и внешний мир//Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. М.: Наука, 1981. С. 218-246.
  16. Ляксо Е.Е. Вокально-речевое развитие ребенка в первый год жизни//Физиологический журнал. 2003. № 2. С. 207-218.
  17. Митькин А.А. Пути психологического поиска: претензии и возможности. М.: Институт психологии РАН, 2009.
  18. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2011.
  19. Рыбников Н.А. Язык ребенка. М.-Л.: Гос. изд., 1926.
  20. Сергиенко Е.А. Когнитивное развитие довербального ребенка//Разумное поведение и язык. Вып. 1. Коммуникативные системы животных и человека. Проблема происхождения языка. М.: Языки славянской культуры, 2008. С. 337-367.
  21. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М.: Наука, 1992.          
  22. Смит Л.Б. Обладают ли младенцы врожденными структурами знания?//Иностранная психология. 2000. № 12. С. 35-50.
  23. Соколов Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. М.: Изд-во МГУ, 2008.
  24. Соколов Е.Н. Нейроны сознания//Психология. Журнал ГУ ВШЭ. 2004. № 2. С. 2-16.
  25. Соловьев В.Д. Понимание речи ребенком в сенсомоторном периоде развития//Теоретические и прикладные исследования психологии речи/Под ред. Т.Н. Ушаковой. М.: ИП АН СССР, 1988. С. 141-156.
  26. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Латынов В.В., Цепцов В.А., Алексеев К.И. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса/Ред. Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова. СПб.: Алетейя, 2000.
  27. Томаселло М. Истоки человеческого общения: пер. с англ. М.В. Фаликман, Е.В. Печенковой, М.В. Синицыной, А.А. Кибрик, А.И. Карпухиной/Под ред. Т.В. Ахутиной. М.: Языки славянских культур, 2011.
  28. Тонкова-Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни//Вопросы психологии. 1968. № 3. С. 27.
  29. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М: ПЕР СЭ, 2004.
  30. Ушакова Т.Н. Первые детские слова, их происхождение и семантика//Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 25-35.
  31. Ушакова Т.Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики. М.: Институт психологии РАН, 2011.
  32. Ушакова Т.Н., Белова С.С., Громова О.Е. Раннее речевое развитие ребенка и его природные основания//Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 44-57.
  33. Чудинова Е.В. Развитие крика ребенка//Журнал высшей нервной деятельности. 1986. Вып. 3. С. 441-449.
  34. Швырков В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М.: Наука, 1978.
  35. Bates E., Devescovi A., Wulfeck B. Psycholinguistics: a cross-language perspective//Ann. Rev. Psychol., 2001. V. 52. P. 369-396.               
  36. Bee H., Boyd D. The developing child. 11-th ed., 2007.
  37. Fenson L., Bates E., Dale P., Goodman J. Reznick J.S. Measuring variability in early child language: Don't shoot the messenger//Child Dev. 2000. V. 71. P. 323-328.
  38. Fernald A. Intonation and communicative intent in mothers' speech to infants: Is the melody the message?//Child Dev. 1989. V. 60. P. 1497-1510.
  39. Cecchini M., Lai C., Langher V. Communication and crying in newborns//Infant Behavior and Dev. 2007. V. 27. Issue 4. P. 655-665.
  40. Cecchini M., Lai C., Langher V. Dysphonic newborn cries allow prediction of their perceived meaning//Infant Behavior and Development. 2010.V. 33. Issue 3. P. 314-320.
  41. Crystal D. Prosodic development//Language acquisition/Еds. J. Fletcher, M.A. Garman. Cambridge: CUP, 1986. P. 174-197.
  42. D'Odorico L. Non-segmental features of prelinguistic communication: an analysis of some types of infant cry and non-cry vocalizations//Journal of Child Language. 1984. V. 11. P. 17-27.
  43. D'Odorico L., Franco F. Selective production of vocalization types in different communication contexts//Journal of Child Language. 1991. V. 18. P. 475-499.
  44. Mampe B., Friederici A., Christophe A., Wermke K. Newborn's cry melody is shaped by their native language//Current Biology. Elsevier. 2009. V. 19. No. 23. P. 1994-1997.
  45. Marcos H. Communicative functions of pitch range and pitch direction in infants//Journal of Child Language. 1987. V. 14. P. 255-268.
  46. Masataka N. Relation between pitch contour of prelinguistic vocalizations and communicative functions in Japanese infants//Infant Behavior and Development. 1993. V. 16. No. 3. P. 397-401.
  47. Papaeliou C., Minadakis G., Cavouras D. Acoustic patterns of infant vocalizations expressing emotions and communicative functions//Journal of Speech, Language and Hearing Research. 2002. V. 45 (2). P. 311-317.
  48. Papaeliou C.F., Trevarthen C. Prelinguistic pitch patterns expressing "communication" and "apprehension"//Journal of Child Language. 2006. V. 33 (1). P. 163-178.
  49. Skinner B.F. Verbal Behavior//Publisher Copley Publishing Group Publication date, 1957.
  50. Slobin D. (ed.). The cross-linguistic study of language acquisition. 1985-1997. V. 1-5.
  51. Snow D., Balog H. L. Do children produce the melody before the words? A review of developmental intonation research//Lingua. 2002. V. 112. P. 1025-1058.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести