- Код статьи
- S0205-96060000616-4-
- DOI
- 10.31857/S60000616-4-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 37 / №4
- Страницы
- 668-683
- Аннотация
- В статье рассматривается история трех астролябий европейского производства, хранящихся в музеях Санкт-Петербурга, а также некоторые использованные при их создании общие принципы и их характерные конструктивные особенности. Данные инструменты представляют три разные схемы подобных устройств -классическую планисферную, разработанную еще в Древней Греции; универсальную, родом из XI в., и сравнительно редкую схему XVI в., основанную на использовании проекции Рохаса, - и принадлежат трем разным школам изготовления астролябий - немецкой, фламандской и итальянской. Таким образом, эти три астролябии дают возможность ознакомиться с тремя разными принципами проецирования сферических небесных координат и звезд на плоскость инструмента и одновременно составить представление о стандартных неизменных узлах инструмента и об эволюции конструкторской мысли на протяжении полутора тысяч лет. Все инструменты отличаются высокохудожественным оформлением и своего рода «благородным прошлым»: три-четыре века назад каждый из них побывал в руках весьма высокопоставленного владельца. Кроме того, рассказывается о действовавших в XVI в., во времена «золотого века» астролябий, немецкой, фламандской и итальянской школах производства научных инструментов. Более подробно обсуждается итальянская астролябия - она относительно недавно обнаружена в Центральном военно-морском музее и ее изготовитель пока точно не установлен.
- Ключевые слова
- история астрономии, научные инструменты, планисферная астролябия, католическая астролябия, ортографическая проекция, проекция Рохаса, Нюрнберг, Флоренция, Лёвен, Эрмитаж, Кунсткамера, Центральный военно-морской музей
- Дата публикации
- 01.10.2016
- Всего подписок
- 1
- Всего просмотров
- 1343