Президиум РАНВопросы истории естествознания и техники

  • ISSN (Print) 0205-9606
  • ISSN (Online)2713-041X

НАУЧНАЯ ШКОЛА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ: ОТ ИДЕАЛЬНОЙ МОДЕЛИ К РЕАЛЬНОМУ ОБЪЕКТУ

Код статьи
S0205-96060000616-4-1
DOI
10.31857/S60000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 30 / №4
Страницы
27-57
Аннотация
Среди исследователей, занимающихся историей и социологией научных школ, большой популярностью пользуется модель «идеальной» научной школы, предложенная в 1972 г. Дж. Морреллом и являющаяся попыткой ответить на вопрос о том, какие факторы благоприятствуют функционированию и развитию подобных объединений ученых. Со временем, однако, все более очевидной становилась ограниченность этой модели: стало ясно, что на успех или неуспех научной школы оказывает влияние гораздо большее число факторов, нежели рассмотрено Морреллом. Понимание этого факта выразил и сам автор модели, отметивший двадцать лет спустя после ее обнародования, что подчас был слишком смел в обобщениях и призвавший рассматривать ее как эвристическую. В данной статье предпринята попытка последовать этим рекомендациям и оценить влияние на развитие научных школ факторов, как упомянутых в модели Моррела, так и не упомянутых, а также показать необходимость большей аккуратности при рассмотрении истории научных школ. Слишком часто группу студентов или младших ученых, группирующихся вокруг известного исследователя, без должных на то оснований объявляют школой, не задумываясь о том, какова на самом деле природа взаимоотношений между ними. Кроме того, истории научных школ часто пишутся как «портрет главы школы в окружении верных учеников», что неявно подразумевает идиллические взаимоотношения как между учителем и учениками, так и между младшими членами школы. На примере нескольких эпизодов из истории научной школы русского (советского) биолога Михаила Михайловича Завадовского (1891-1957) ниже будет показано, что при ближайшем рассмотрении эти взаимоотношения могут оказаться далеко не столь простыми.
Ключевые слова
научные школы, концепция «идеальной» научной школы Дж. Моррелла, М. М. Завадовский, динамика развития организма, исследовательские программы, культурная революция
Дата публикации
01.10.2009
Всего подписок
0
Всего просмотров
1291

Библиография

QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека