Президиум РАНВопросы истории естествознания и техники

  • ISSN (Print) 0205-9606
  • ISSN (Online)2713-041X

"GRAND TOUR" И ПОЯВЛЕНИЕ ПАРОВЫХ МАШИН В РОССИИ И В ИСПАНИИ В XVIII В.: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Код статьи
S0205-96060000616-4-1
DOI
10.31857/S60000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 30 / №3
Страницы
72-108
Аннотация
Благодаря усилиям двух иностранцев - русского Л. Ф. Сабакина и испанца А. Бетанкура - с конца 1780-х гг. информация о засекреченном изобретении Дж. Уатта - паровой машине двойного действия (универсальном двигателе) -оказалась доступна любому желающему в Санкт-Петербурге, Москве, Париже, затем в Мадриде. Однако до начала XIX в. последствия упомянутых усилий (локальная постройка нескольких машин) были несопоставимы по значимости с самим открытием. В статье рассказано, как добывались эти сведения, и сделана попытка объяснения возникшего парадокса. Причем в случае А. Бетанкура благодаря обнаружению новых документов удалось довольно детально реконструировать происходившие события. Представлены также итоги сравнительного изучения параллельных историй появления паровых машин в Испании и России - «периферийных» цивилизациях, чья политика диктовалась сходными императивами модернизации и догоняющего развития. В обоих случаях даны хроники приглашения и найма британских мастеров для строительства машин, посылки учеников в Англию, закупок машин и их моделей. Рассмотрены методы получения информации - ученичество, легальная разведка, шпионаж. В случае России особое внимание обращено на машину И.И. Ползунова и показано ее реальное место в общей истории развития паровых машин. Разобрана проблема понятия «универсальный двигатель», которое так и не вышло на терминологический уровень. Несмотря на различие ситуаций (отсутствие крепостного права в Испании, более развитое частное предпринимательство, большую динамичность администрации), усилия обеих стран по внедрению паровых машин в XVIII в. закончились глобальной неудачей. Отчасти преуспели лишь морские ведомства, которые установили несколько пароатмосферных машин для откачки воды из доков. Задачу в обеих странах удалось решить лишь на рубеже XVIII- XIX вв., причем машина Уатта пришла в Россию не через русских мастеров, обучавшихся в Англии (таковых было около 20 человек), а через Ч. Гаскойна и Ч. Берда - двух шотландцев, навсегда покинувших Британию.
Ключевые слова
паровая машина, универсальный двигатель, пароатмосферная машина, путешествия, промышленный шпионаж, ученичество, промышленная революция
Дата публикации
01.07.2009
Всего подписок
0
Всего просмотров
1347

Библиография

QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека