В последние годы широкое распространение получил новый, антропологический подход к изучению истории математического знания на Руси, основанного на исследовании источников древнерусской культуры. При этом было обнаружено, что вычислительные навыки при обращении с «буквенными цифрами» и счете на абаке были укоренены в древнерусском быту, в особенности среди наиболее грамотных слоев населения: духовенства, переписчиков книг, чиновников высшего и среднего звена, воевод, ремесленников и т.п. В частности, сопоставление бытовых обстоятельств, содержащихся в математических задачниках (например, цен на скот), с реальными обстоятельствами (ценами на скот), взятыми из современных им свидетельств, не имеющим математического характера, выявляет не только дидактический характер текстов задачника, но и его предполагаемую аудиторию (тиунов и волостелей). Такая, пользуясь метафорой В. Ж. Келле, «многомерная методология изучения и сопоставления различных срезов исторического процесса» позволяет, на примере древнерусской «бытовой» математики, выявить ее культурологическое значение.
Комментарии
Сообщения не найдены