- Код статьи
- S020595920000832-1-1
- DOI
- 10.31857/S020595920000832-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 39 / № 6
- Страницы
- 59-75
- Аннотация
Исследование посвящено определению критериев когнитивного и психомоторного развития 4-летних детей для выявления потенциальной зоны риска возможной задержки психического развития (ЗПР). Выборку исследования составили 628 4-летних детей из детских образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга, в том числе 575 нормативно развивающихся детей и 53 ребенка с задержкой психического развития. Для сбора данных использовались тестовые задания (123 дихотомических пункта) из методики “Многофакторное исследование развития” в составе компьютерного программного комплекса “Лонгитюд”, по направлениям: моторика, когнитивные способности, социальное развитие. На основе результатов исследования разработана структурная математическая модель, позволяющая оценивать вероятность принадлежности ребенка к группе с нормативным развитием или к группе детей с задержкой психического развития. Определено, что наибольший вклад в дифференциальную диагностику нормативного развития от задержки психического развития вносят (в порядке убывания значимости) четыре фактора (шкалы): психомоторная координация, вербально-понятийное мышление, общая осведомленность и кратковременная память. Продемонстрирована высокая точность прогноза особенностей развития ребенка с помощью представленной методики, как для всей выборки 4-леток, так и для младшей и старшей их подгрупп (не ниже 95%). Показано, что основным предиктором принадлежности ребенка к группе нормативно-развивающихся детей или к группе детей с ЗПР является фактор общих способностей G, индикаторами которого выступают выделенные четыре шкалы. Подтверждено предположение о косвенном влиянии возраста на предсказание диагноза: возраст непосредственно влияет на выделенные способности, которые, в свою очередь, являются индикаторами фактора общих способностей. При этом влияние возраста выявлено только в отношении группы нормативно-развивающихся детей, и в большей степени – в отношении ее младшей подгрупппы. Разработаны тестовые нормы развития для общей (суммарной) шкалы развития и для четырех выделенных шкал, адекватные во всем возрастном диапазоне 4-летних детей, обоснованы валидность и надежность этих шкал.
- Ключевые слова
- g-фактор, факторная структура способностей, задержка психического развития, норма, дети 4-х лет
- Дата публикации
- 22.12.2018
- Год выхода
- 2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 817
Библиография
- 1. Абуталипова Э. Н. Оптимизация путей дифференциальной диагностики нарушений психического развития детей в деятельности психолого-медико-педагогической комиссии: На материале Республики Башкортостан: дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2003.
- 2. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
- 3. Валуева Е. А., Григорьев А. А., Ушаков Д. В. Диссинхрония когнитивного развития у интеллектуально одаренных детей: структурно-динамический подход // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. C. 55–63.
- 4. Веракса А. Н., Горовая А. Е., Кисель А. В. Возможности использования знаковых и символических средств в обучении дошкольников (на примере освоения феномена радуги) // Психологическая наука и образование. 2014. № 2. С. 19–34.
- 5. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд. М., 1973.
- 6. Водопьянова Н. Е., Наследов А. Д. Стандартизированный опросник “Потери и приобретения ресурсов” для специалистов социономических профессий // Вестник ТвГУ. Серия “Педагогика и психология”. 2013. № 4. С. 8–22. С. 16–17.
- 7. Голдобина О. А., Соколов Я. В. К проблеме психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста (по результатам скринингового клинико-психологического исследования // Российский психиатрический журнал. 2004. № 3. С. 63–69.
- 8. Гончарова О. В., Соколовская Т. А., Куранов Г. В. Реабилитация детей: принципы и направления // Педиатрия, приложение к журналу “Consilium medicum”. 2015. № 2. С. 5–9.
- 9. Дмитриева Т. Б., Воложин А. И. Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. академика РАМН проф. Т. Б. Дмитриевой и проф. А. И . Воложина. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.
- 10. Злоказова М. В. Задержка психического развития (клинико-психологические, сравнительно-возрастные и реабилитационные аспекты): дис. … д-ра. медиц. наук. Санкт-Петербург, 2004.
- 11. Иванова А. Е., Мирошников С. А. Методические материалы к экспертной системе индивидуального сопровождения “Лонгитюд”. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2001.
- 12. Иванова Н. Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 260–270.
- 13. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. 2-е изд. М.: Медицина, 1995.
- 14. Корбинский Б. А. Континуум переходных состояний организма и мониторинг динамики здоровья детей. М.: Детстомиздат, 2000. С. 63.
- 15. Лубовский В. И., Коробейников И. А., Валявко С. М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. C. 50–60.
- 16. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989.
- 17. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. [Электронный ресурс]. URL: http://mkb?10.com/ (дата обращения: 17.08.2017).
- 18. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008.
- 19. Наследов А. Д. IBM SPSS20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013.
- 20. Обухова Е. Ю., Строганова Т. А., Грачев В. В. Нарушения внимания у детей с особенностями развития // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 61–70.
- 21. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство. 1996.
- 22. Психолого-педагогическая диагностика. учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной и др. М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
- 23. Салихова Н. В. Психологические аспекты социальной адаптации детей с ЗПР в условиях интегрированной группы дошкольников: дис. … канд. психол. наук. Самара, 2003.
- 24. Седокова М. Л. Возрастная анатомия и физиология: уч. пособ. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2009.
- 25. Семенова Л. К., Васильева В А., Цехмистренко ТА. Структурные преобразования коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе / Структурно функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. С. 8.
- 26. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. Балашов: Николаев, 2004.
- 27. Фарбер Д. А., Безруких М. М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 5. С. 8–16.
- 28. Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе // Физиология человека. 2005. Т. 31. № 5. С. 26–36.
- 29. Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г., Горев А. С. и др. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности // Физиология развития ребенка (Теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М. М. Безруких и Д.А Фарбер. М.: Образование от А до Я. 2000. С. 82.
- 30. Федеральная служба государственной статистики, данные на 01.01.2017 года URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 01.09.2017).
- 31. Шевченко С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. М.: Аркти, 2001.
- 32. Шмелев А. Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. М.: ООО “ИПЦ “Маска”, 2013. С. 271–273.
- 33. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder: A Handbook For Diagnosis And Treatment, Third Edition Russell A. Barkley, The Guilford Press: New York. 2006. 770 p.
- 34. Benjamini Y., & Hochberg, Y. Controlling the false discovery rate: A practical and powerful approach to multiple testing. Journal of the Royal Statistical Society. 1995. V. 57. P. 289–300.
- 35. Blackburn J., Mink J., Augustine E. Pediatric movement disorders. Neurol Clin Pract. 2012 Dec. V. 2 (4). P. 311–318.
- 36. Byrne B. M. Structural equation modeling with AMOS: Basic concepts, applications and programming. 2nd ed. (Multivariate applications series). New York: Taylor & Francis Group, 2010. 396. P. 73–84.
- 37. Dennis M., et al. Age, plasticity, and homeostasis in childhood brain disorders. Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2013. V. 37. P. 2760–2773.
- 38. Van Duijn G., et al. Vineland Screener 0–12 years research version (NL). Constructing a screening instrument to assess adaptive behavior. International Journal of Methods in Psychiatric Research. 2009. V. 18. № 2. P. 110–117. doi: 10.1002/mpr.282.
- 39. Dukette D., Stiles J. The effects of stimulus density of children’s analysis of hierarchical patterns. Developmental Science. 2001. V. 4. P. 233–251.
- 40. Engel de Abreu P., Conway A., Gathercole S. Working memory and fluid intelligence in young children. Intelligence. 2010. V. 38. № 6. P. 552–561.
- 41. Frankenburg W.K., Dobbs J. B. The Denver Developmental Screening Test. The Journal of Pediatrics. 1967. V. 71. № 2. P. 181–191. doi:10.1016/S0022-3476(67)80070-2.
- 42. Frick A., Hansen M. A., Newcombe N. S. Development of mental rotation in 3- to 5-year-old children. Cognitive Development. 2013. V. 28. № 4. P. 386–399.
- 43. Frick A., Mohring W. Mental object rotation and motor development in 8- and 10-month-old infants. Journal of Experimental Child Psychology. 2013. V. 115. P. 708–720.
- 44. Ghetti S., Bauer P. J. Origins and Development of Recollection: Perspectives from Psychology and Neuroscience. Oxford University Press. 2012. P. 147.
- 45. Ghetti S., Angelini L. The development of recollection and familiarity in childhood and adolescence: evidence from the dual-process signal detection model. Child Development. 2008. V.79. № 2. P. 339–358, doi: 10.1111/j.1467–8624.2007.01129.x.
- 46. Glidden L. M. International Review of research in mental retardation / Ed. San Diego et al. Academic Press, 2001.
- 47. Glozman J. Developmental neuropsychology (Explorations in Developmental Psychology). The UK: Routledge, 2013.
- 48. Gregg M. Macmann; David W. Barnett. Some Additional Lessons from the Wechsler Scales: A Rejoinder to Kaufman and Keith. School Psychology Quarterly. 1994. V. 9. (3). P. 223–236.
- 49. Hayne H., Imuta K. Episodic memory in 3- and 4-yearold children. Developmental Psychobioljgy. 2011. V. 53. № 3. P. 17–22, doi: 10.1002/dev.20527.
- 50. Keith T. Z., & Witta E. L. Hierarchical and cross-age confirmatory factor analysis of the WISC–III: What does it measure? School Psychology Quarterly. 1997. V. 12 (2). P. 89–107.
- 51. Lauer J. E., Lourenco S. F. Spatial Processing in Infancy Predicts Both Spatial and Mathematical Aptitude in Childhood. Psychological Science. 2016. V. 27. № 10. P. 1291–1298.
- 52. Miroshnikov S.A, Nasledov A. D., Zashchirinskaia O. V. Criterion validation of the Scale of Psychomotor Development (SPMD) in developmental delay study of preschool children. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016. V. 233. P. 220–224.
- 53. Reise, S. P. The rediscovery of bifactor measurement models. Multivariate Behavioral Research. 2012. V. 47. P. 667–696.
- 54. Riou E., et al. Global developmental delay and its relationship to cognitive skills. Developmental Medicine & Child Neurology. 2009. V. 51. P. 600–606.
- 55. Tervo R. Red flags and rules of thumb: sorting out developmental delay. A pediatric perspective. 2009. V. 18. № 2.
- 56. Watkins M. W., & Beaujean A. A. Bifactor structure of the Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence – Fourth Edition. School Psychology Quarterly. 2014. № 29 (1). P. 52–63.
- 57. Wellman H. M., Lopez-Duran S., LaBounty J., Hamilton B. Infant attention to intentional action predicts preschool theory of mind. Developmental Psychology. 2008. V. 44. P. 618–623.