- Код статьи
- S020595920002245-5-1
- DOI
- 10.31857/S020595920002245-5
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 39 / № 6
- Страницы
- 5-15
- Аннотация
Рассмотрены основные причины обращения Я. А. Пономарева к исследованию проблемы коллективного творчества. Показано, что в соответствии с основными положениями философско-психологической теории Пономарева, изучение психологического механизма коллективного творчества возможно только через выделение его ядра, т. е. того главного, что должен осуществлять коллектив для успешного решения творческой задачи, а именно: нахождение и преобразование неосознаваемого побочного продукта в прямой, осознаваемый. Раскрывается, что данный механизм лежит в основе как индивидуального, так и коллективного творчества, но в последнем случае складывается качественно иная – коллективная – форма преобразования побочного продукта. Анализируется роль непосредственного общения в решении творческих задач, изучавшаяся Пономаревым с позиции его представлений о структурных уровнях организации системы, плавно переходящих один в другой и превращающихся в ситуациях рассмотрения творческих задач в функциональные ступени их решения. Показано, что в исследованиях Пономарева и его учеников, выполненных на примере таких форм совместного творчества, как коллективное изобретательство и групповое решение творческих задач, доказаны преимущества совместного творчества, а также то, что распределение и согласование ролей повышает его эффективность. При этом сама ролевая структура динамична и мера ее структурирования различна на разных этапах творческого процесса решения. Делается вывод о том, что представления Пономарева о психологическом механизме коллективного творчества и основной стратегии его комплексного системного изучения получили свою реализацию во многих современных исследованиях, вносящих вклад в общую теорию психологии и имеющих выраженное практическое значение.
- Ключевые слова
- психологический механизм коллективного творчества, общение, взаимодействие, этапы развития, структурные уровни организации, функциональные ступени решения, интуиция, логика, рефлексия, побочный продукт, типы научного знания
- Дата публикации
- 22.12.2018
- Год выхода
- 2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 1020
Библиография
- 1. Александров И. О., Максимова Н. Е. Эволюционная эпистемология Я. А. Пономарева // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 6. С. 12–23.
- 2. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
- 3. Воронин А. Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004.
- 4. Гаджиев Ч. М. Социально-психологические проблемы коллективного творчества. Баку, 1982.
- 5. Галкина Т. В. О некоторых возможностях экстраполяции научных взглядов Я. А. Пономарева // Современные исследования интеллекта и творчества. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. С. 410–427.
- 6. Галкина Т. В., Журавлев А. Л. Развитие научного творчества Я. А. Пономарева // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 1. С. 16–25.
- 7. Грязева-Добшинская В. Г. Синергия взаимодействия субъектов в совместной творческой деятельности как механизм творческого лидерства // Психология интеллекта и творчества. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010. С. 298–308.
- 8. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.
- 9. Журавлев А. Л., Галкина Т. В. Философско-психологическая система научных представлений Я. А. Пономарева: истоки, основные положения, перспективы // История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, содержание концепций. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. 2016. С. 264–279.
- 10. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 3–21.
- 11. Кольцова В. А. Разработка проблемы общения в научной школе Б. Ф. Ломова // Познание в деятельности и общении: от теории и практики к эксперименту. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011. С. 68–76.
- 12. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
- 13. Методология комплексного человекознания и современная психология. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008.
- 14. Найденов М. И. От “первичной модели” группового субъекта творчества – к “побочному продукту” групп-рефлексивной услуги // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. С. 455–481.
- 15. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Формы организации и стимулирования совместного творчества в современных компаниях // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 190–196.
- 16. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Педагогика, 1967.
- 17. Пономарев Я. А. Развитие проблем научного творчества в советской психологии // Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971. С. 46–150.
- 18. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
- 19. Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решениях задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 79–91.
- 20. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
- 21. Пономарев Я. А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990. С. 13–37.
- 22. Пономарев Я. А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. С. 145–276.
- 23. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии. М.: ООО «ТИД “Арис”», 2010.
- 24. Пономарев Я. А., Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. С. 279–295.
- 25. Пономарев Я. А., Гаджиев Ч. М. Закономерности общения в творческом коллективе // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990. С. 92–103.
- 26. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова. М.: ИФ АН СССР, 1988.
- 27. Растяников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: Пер Сэ, 2002.
- 28. Растяников А. В., Степанов С. Ю. Методы активизации творческого потенциала // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011. С. 468–499.
- 29. Семенов И. Н. Современные исследования творческого мышления и креативности личности в научной школе рефлексивной психологии // Человек и мир. Институт психологии РАН. 2017. Т. 1. № 1. С. 121–150.
- 30. Степанов С. Ю. Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. С. 482–511.
- 31. Ушаков Д. В. Современные исследования творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 53–56.
- 32. Юревич А. В. Социальная психология науки. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.