Президиум РАНВопросы истории естествознания и техники Voprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki

  • ISSN (Print) 0205-9606
  • ISSN (Online) 2713-041X

Вербальная семантика и ее истоки у ребенка первого года жизни

Код статьи
S020595920002248-8-1
DOI
10.31857/S020595920002248-8
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 39 / № 6
Страницы
37-46
Аннотация

Теоретический анализ проведенного эмпирического исследования и данных литературы посвящен проблеме происхождения и роли осмысленных переживаний в жизни маленького ребенка. Показано, что с опорой на врожденные способности младенца (к чувствительности, действиям и научению) осмысленность исходно формируется у ребенка на основе производимых им действий, отражающих объективно действующие законы окружающей среды. Выявлен пошаговый ход развития поведения младенца, приводящий его к переживанию осмысленности и приобретению смысловой линии его концептуальной сферы. Рассмотрен путь, по которому ребенок научается понимать слышимую речь и порождать речь, понимаемую окружающими. Обсуждается вопрос о “взаимодействии” субъективного и объективного в раннем онтогенезе ребенка. Показано, что взаимодействия как формы прямого действия одной сущности на другую не обнаруживается. Есть обеспеченный рядом поведенческих реакций переход от воздействия внешних впечатлений к семантическим переживаниям субъекта. Представленные данные понимаются как шаг в разработке так называемой “малой психофизической проблемы” в области языка.

Ключевые слова
Развитие младенца, поведенческие акты, возникновение осмысленных переживаний, отсутствие прямого взаимодействия субъективного и объективного компонентов в онтогенезе младенца
Дата публикации
22.12.2018
Год выхода
2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
766

Библиография

  1. 1. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М.: МГУ, 1980.
  2. 2. Байаржон Р. Представления младенцев о скрытых объектах // Иностр. психол. 2000. № 12. С. 13–35.
  3. 3. Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика / Под ред. А. М. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. С. 50–103.
  4. 4. Валуева Е. А., Ушаков Д. В. Сигнальная модель инсайта: от исторических предпосылок к эмпирическим предсказаниям // Современные исследования интеллекта и творчества. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. 2015. С. 15–47.
  5. 5. Воронин Л. Г. Эволюция высшей нервной деятельности. М.: Мир, 1977.
  6. 6. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М.: Наука, 1986.
  7. 7. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей // Возрастная и педагог. психология. М.: Издательство Моск. ун-та. 1997. С. 210–229.
  8. 8. Ляксо Е. Е. Вокально-речевое развитие ребенка в первый год жизни // Физиол. журн. 2003. Т. 89. № 2. С. 207–218.
  9. 9. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.
  10. 10. Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. М.: Радуга, 1983. С. 133–136.
  11. 11. Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.
  12. 12. Скиннер Б. Ф. Поведение организмов. Пер. с англ. М.: Оперант, 2016.
  13. 13. Смит Л. Представления младенцев о скрытых объектах // Иностр. психол. 2000. № 12. С. 13–35.
  14. 14. Соловьев В. Д. Понимание речи ребенком в сенсомоторном периоде развития // Теоретические и прикладные исследования психологии речи / Под ред. Т. Н. Ушаковой. М.: Изд. “Институт психологии РАН”, 1988. С. 141–156.
  15. 15. Соколов Е. Н. Очерки по психофизиологии сознания. М.: МГУ, 2010.
  16. 16. Ушакова Т. Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики. Изд. “Институт психологии РАН”. М.: 2011.
  17. 17. Ушакова Т. Н. Зарождение и развитие начатков речи у младенца в течение первых недель и месяцев его жизни (0–12) // Психология. Журнал ГУ ВШЭ. 2017. Т. 14. № 2. С. 338–355.
  18. 18. Фирсов Л. А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л.: Изд-во: Ленинградское отделение “Наука”, 1977.
  19. 19. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: МГУ, 1983.
  20. 20. Kuhl P. K. Learning and representation in speech and language // Current Opinion in Neurobiology. 1994. V. 4. P. 812–822.
  21. 21. Kuhl P. K. Early language acquisition: cracking the speech code // Nature Reviews. Neuroscience. 2004. 5(11). P. 831–843.
  22. 22. Skinner B. F. Verbal behavior. Acton, MA: Copley Publishing Group. Appleton-Century-Crofts, Inc. New York, 1957.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека