Единая теория психических процессов Л. М. Веккера в современной психологии (к 100-летию со дня рождения)
Единая теория психических процессов Л. М. Веккера в современной психологии (к 100-летию со дня рождения)
Аннотация
Код статьи
S020595920002257-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Логинова Н. А. 
Должность: доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Осорина М. В.
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Холодная М. А.
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Чередникова Т. В.
Аффилиация: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
102-113
Аннотация

Статья посвящена столетию со дня рождения профессора Льва Марковича Веккера (1918–2001), одного из самых крупных и глубоких российских психологов-теоретиков второй половины ХХ века. Л. М. Веккер был учеником Б. Г. Ананьева, продолжившим лучшие традиции петербургской-ленинградской психологической школы. Его отличали широкая образованность и научное мужество, позволившие ему поставить и решить грандиозную задачу обоснования единой теории психических процессов. В рамках этой теории были сформулированы базовые принципы организации психических процессов разных ступеней развития и уровней сложности. При этом выявление общих закономерностей, которым они подчиняются, дополнялось последовательным анализом специфики этих процессов. Веккер считал, что только таким образом в психологии может быть систематизировано лавинообразное нарастание массива эмпирического материала. Авторы статьи считают, что недооценка теоретического наследия Веккера может иметь драматические последствия для развития современной психологии. В статье показано, каким объяснительным ресурсом и прогностической силой обладают положения теории Веккера для решения как важнейших теоретических задач психологической науки, включая проблемы природы психики, феномена локализации ментальных образов, структуры и механизмов формирования интеллекта, психического времени как основы памяти и внимания, так и практических дифференциально-диагностических задач в клинической психологии.

Ключевые слова
Л. М. Веккер, единая теория психических процессов, петербургская психологическая школа, естественнонаучная ориентация, локализация психического образа, интеллект, понятийное мышление, психическое время, память, внимание, психологическая диагностика и коррекция
Источник финансирования
Раздел “Теоретическая психология Льва Марковича Веккера в контексте российской психологической науки” был подготовлен: при финансовой поддержке РФФИ-ОГОН. Проект № 17-06-00484 “История Петербургской психологической школы (1941–1991): архивные разыскания и изучение источников”; в рамках государственного задания ФАНО № 0159-2016-0005.
Классификатор
Получено
22.12.2018
Дата публикации
22.12.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
982
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Беломестнова Н. В., Чередникова Т. В. Теория Л. М. Веккера в научной методологии постмодернизма: проблемы мышления и философии познания // Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов / Материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера / Отв. ред. М. А. Холодная и М. В. Осорина. СПб: Изд-во С.??Петербург. ун-та, 2008. С. 6–16.

2. Вассерман Л. И., Чередникова Т. В., Логвинова И. В. Информационная теория психики Л. М. Веккера в решении концептуальных и практических проблем детской нейропсихологии внимания и коррекции когнитивного дефицита у детей // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 16. Психология. Социология. Педагогика. 2014. Вып. 2. С. 20–33.

3. Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: ЛГУ, 1964.

4. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 1. Ощущение и восприятие. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974.

5. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 2. Мышление и интеллект. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1976.

6. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1981.

7. Веккер Л. М. Психика и реальность. М.: Смысл, 1998.

8. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М.: Педагогика. С. 5–361.

9. Ждан А. Н. История психологии: от Античности до наших дней. Изд. 9-е, испр. и доп. М.: Академический проект; Трикста, 2012.

10. Либин А. В., Либина А. В. Логика изучения природных основ психической реальности: теория ментальной иерархии Л. М. Веккера // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 4. С. 101–108.

11. Осорина М. В. Научное творчество и судьба Льва Марковича Веккера (к 90-летию со дня рождения) // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. № 4. С. 85–100.

12. Осорина М. В. Ментальные пространства как психическая реальность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2017. Т. 7. № 1. С. 6–24.

13. Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов. СПб.: Издво С.??Петербургского университета, 2008.

14. Трифонова А. В. Понятийные способности как основа индивидуального интеллектуального ресурса: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2015.

15. Холодная М. А. Теоретические представления Л. М. Веккера о природе концептуальных структур в контексте исследований креативности // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 4. С. 21–31.

16. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.

17. Чередникова Т. В. Психодиагностика нарушений интеллектуального развития у детей и подростков. Методика “Цветоструктурирование”. СПб.: Речь, 2004.

18. Чередникова Т. В., Логвинова И. В. Применение графических методов в психодиагностике нарушений умственного развития и нейрокогнитивного дефицита у детей: Пособие для врачей и медицинских психологов. СПб.: Изд. Центр СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2011.

19. Чередникова Т. В. Структура и механизмы нарушений мышления при шизофрении и экзогенно-органических заболеваниях головного мозга с позиций информационной теории психики: Дисc. … д-ра психол. наук. СПб., 2016.

20. Mesulam M. M. Large-Scale neurocognitive networks and distributed processing for attention, language and memory // Annals of Neurology. 1990. V. 28. P. 597–613.

21. Posner M. I., Peterson S. E. The Attention System of the Human Brain // Annual Review of Neuroscience. 1990. V. 13. P. 25–42.

22. Fuster J. M. Cortex and Mind: Unifying cognition. New York, 2003.

23. Cotman C. W., Monaghan T. D., Ganong A. N. Excitatory amino acid neurotransmission: NMDA receptors and Hebb-type synaptic plasticity // Annual Review of Neuroscience. 1988. V. 11 (1). P. 61–80.

24. Nicoll R. A., Kauer J. A., Malenka R. C. The current excitement in long-term potentiation // Neuron. 1988. V. 1. P. 97–103.

25. Gobet F., Simon H. A. Templates in chess memory: a mechanism for recalling several boards // Cognitive Psychology. 1996. V. 31(1). P. 1–40.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести