Президиум РАНВопросы истории естествознания и техники

  • ISSN (Print) 0205-9606
  • ISSN (Online)2713-041X

Репрезентация личностной проблемы и процесс её решения как предмет психологического исследования

Код статьи
S020595920004053-4-
DOI
10.31857/S020595920004053-4
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 40 / № 2
Страницы
27-37
Аннотация

Обсуждается слабо представленное в русскоязычном научном пространстве направление исследования – психология решения личностных проблем. Результаты и выводы, полученные в ближайших предметных областях – психологии решения комплексных слабоструктурированных проблем и мыслительных задач – не могут быть напрямую перенесены в область решения личностных проблем. Таким образом, демонстрируется, что понятию “личностная проблема” и механизмам ее решения, включая построение репрезентации проблемы  решающим ее субъектом, не было уделено должного внимания. Рассматриваются активно разрабатываемые подходы Т. Д’Зурилла (T.D’Zurilla) и П. Хеппнера (P. Heppner), в русле которых построены модели решения социальных и личностных проблем, выделены основные этапы этого процесса, проанализированы стили решения и показатели физического и психологического здоровья, коррелирующие со способностью к решению проблем. Формулируется рабочее определение личностной проблемы как вида комплексной проблемы, содержанием которой выступают личностно-значимые компоненты жизненной ситуации и субъективная потребность в их преобразовании при отсутствии инструментальных возможностей.С опорой на структурный и стратегический подходы предлагается авторская модель репрезентации личностной проблемы как сложной динамической системы личностно-значимых элементов, связей и взаимосвязей между ними. Подробно рассматривается содержание репрезентации исходного и целевого компонентов личностной проблемы. Предложенная модель репрезентации этапов решения личностной проблемы может быть положена в основу разработки методик ее исследования и дает возможность раскрыть новые содержательные аспекты этого вида проблем.

Ключевые слова
личностная проблема, субъективная репрезентация, решение личностной проблемы, решение задач и проблем
Дата публикации
25.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
1055

Библиография

  1. 1. Акофф Р. Структура проблемы и пути их решения // Искусство решения проблем. М., 1982. С. 14–25 (с сокр.)
  2. 2. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы // Гуманитарные исследования в психотерапии: труды по психотерапии и психологическому консультированию. Вып. 1.М.: ПИ РАО; МГППУ, 2007. С. 159–203.
  3. 3. Данина М.М., Кисельникова Н.В., Куминская Е.А., Лаврова Е.В., Голзицкая А.А. Методы исследования личностных проблем // Вопросы психологии. 2017. №3. С. 70–80.
  4. 4. Дернер Д. Логика неудачи. М.,1997.
  5. 5. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. №1. С.103–110.
  6. 6. Нардонэ Дж., Вербиц Т., Миланезе Р. В плену у еды: Краткосрочная стратегическая терапия при нарушениях пищевого поведения: булимия, анорексия, vomiting (вызванная рвота). М.: Эксмо, 2010.
  7. 7. Поддъяков А.Н. Решение комплексных проблем в неклассической парадигме // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. С. 136–156.
  8. 8. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем: Учебное пособие. М.: Генезис, 2006.
  9. 9. Almeida M.C., Denham S.A. Interpersonal Cognitive Problem-Solving: A Meta-Analysis. Annual Meeting of the Eastern Psychological Association. 1984.
  10. 10. Anderson J.R., Boyle C.B., Reiser B.J. Intelligent tutoring systems. Science. 1985. №228 (4698). P. 456–462.
  11. 11. Bower G.H.How might emotions affect learning? // The handbook of emotion and memory: Research and theory / Christianson, S.-A. (Ed.).Hillsdale, NJ.: Erlbaum, 1992. P. 3 –31.
  12. 12. Buehner M.J., Cheng P.W.Causal Learning // The Cambridge Handbook of Thinking and Reasoning / In Holyoak, K.J. & Morrison, R.G. (Eds.). Cambridge, UK: University Press, 2005. P. 143–168.
  13. 13. Chase W.G., Simon H.A. The mind’s eye in chess // Visual information processing / Chase W.G. (Ed.). NY.: Academic Press, 1973. P. 215–281.
  14. 14. Chi M.T.H., Feltovich P.J., Glaser R. Categorization and representation of physics problems by experts and novices // Cognitive Science. 2005. №5 (2). P. 121–152.
  15. 15. Chi M.T.H., Glaser R., Rees E. Expertise in Problem Solving // Advance in the psychology of human intelligence. R.J. Sternberg (Ed.). Vol. 1. Hillsdale, NJ.: Erlbaum, 1982. P. 21–33.
  16. 16. Cornelius S.W., Caspi A. Everyday problem solving in adulthood and old age // Psychology and Aging. 1987. №2. P. 144–153.
  17. 17. D’Zurilla T.J., Goldfried M.R. Problem solving and behavior modification // Journ. of Abnormal Psychology. 1971. №78. P. 107–126.
  18. 18. D’Zurilla T.J., Nezu A.M. Problem-solving therapies // The handbook of cognitive-behavioral therapies (2nd ed.) / K.S. Dobson (Ed.). NY.: The Guilford Press, 2001. P. 211–245.
  19. 19. D'Zurilla T.J., Nezu A.M. Social problem-solving in adults // Advances in cognitive-behavioral research and therapy / P.C. Kendall (Ed.). NY.: Academic Press, 1982.Vol. 1. P. 201–274.
  20. 20. D’Zurilla T.J., Nezu A.M., Maydeu-Olivares A. The social problem-solving inventory-revised (SPSI-R): technical manual. North Tonawanda, NY: MultiHealth Systems, 2002.
  21. 21. Davidson J.E., Sternberg R.J. Smart problem solving: How metacognition helps // Metacognition in educational theory and practice / D.J. Hacker, J. Dunlosky, A.C. Graesser (Eds.).Mahwah, NJ.: Lawrence Erlbaum, 1998. P. 47–68.
  22. 22. Dixon-Gordon K.L., Chapman A.L., Lovasz N., Walters K. Too Upset to Think: The Interplay of Borderline Personality Features, Negative Emotions, and Social Problem Solving in the Laboratory // Personality Disorders: Theory, Research, and Treatment. 2011. Vol. 2. №4. P. 243–260.
  23. 23. Dörner D., Kreuzig H.W., Reither F., Stäudel T. (Eds.). Lohhausen. Vom Umgangmit Unbestimmtheit und Komplexität (Lohhausen. On dealing with uncertainty and complexity). Bern: Hans Huber, 1983.
  24. 24. Dörner D., Wearing A.T. Complex Problem-Solving: Towards a (computer-simulated) Theory // In: Funke J., Frensch P. Complex Problem Solving – The European Perspective. Hillsdale, NJ.: Erlbaum, 1995. P. 65–99.
  25. 25. Frensch P., Funke J. Complex problem solving: the European perspective. Hillsdale, NJ.: Lawrence Erlbaum Associates,1995.
  26. 26. Funke J. Solving complex problems: Exploration and control of complex systems // Complex problem solving: Principles and mechanisms / R.J. Sternberg, P.A. Frensch (Eds.). Hillsdale, NJ.: Erlbaum, 1991. P. 185–222.
  27. 27. Gigerenzer G., Brighton H. Homo heuristicus: Why biased minds make better inferences // Topics in Cognitive Science. 2009. №1. P. 107–143.
  28. 28. Gonzalez C., Lebiere C. Instance-based cognitive models of decision making // Transfer of knowledge in economic decision making / D. Zizzo, A. Courakis (Eds.). NY.: Palgrave McMillan, 2005.
  29. 29. Heppner P.P., Krauskopf C.J.An information processing approach to personal problem solving // The Counseling Psychologist.1987. №15. P. 371–447.
  30. 30. Heppner P.P., Petersen C.H. The Development and Implications of A Personal Problem Solving Inventory // Journ.of Counseling Psychology. 1982. №29 (1). P. 66–75.
  31. 31. Klahr D., Dunbar K. Dual space search during scientific reasoning // Cognitive Science, 1988. №12. P. 1–48.
  32. 32. Newell A., Simon H.A. Human problem solving. Englewood Cliffs, NJ.: Prentice-Hall, 1972.
  33. 33. Rath J.F., Hennessy J.J., Diller L. Social Problem Solving and Community Integration in Postacute Rehabilitation Outpatients With Traumatic Brain Injury // Rehabilitation Psychology. 2003. Vol. 48, №3.P. 137–144.
  34. 34. Rath J.F., Hradil A.L., Litke D.R., Diller L. Clinical Applications of Problem-Solving Research in Neuropsychological Rehabilitation: Addressing the Subjective Experience of Cognitive Deficits in Outpatients With Acquired Brain Injury // Rehabilitation Psychology. 2011. Vol. 56.№4.P. 320–328.
  35. 35. Rath J.F., Simon D., Langenbahn D.M., Sherr R.L., Diller L.Group treatment of problem‐solving deficits in outpatients with traumatic brain injury: A randomised outcome study// Neuropsychological Rehabilitation. 2003.№13(4).P. 461–488.
  36. 36. Ringelband O.J., Misiak C., Kluwe R.H. Mental models and strategies in the control of a complex system//Mental models and human-computer interaction / D. Ackermann, M.J. Tauber (Eds.). Vol. 1. Amsterdam: Elsevier Science Publishers, 1990.P. 151–164.
  37. 37. Rollett W. Strategieeinsatz, erzeugte Information und Informationsnutzungbei der Exploration und SteuerungkomplexerdynamischerSysteme. Dissertationsschrift [Use of strategy, generated information and use of information when exploring and controlling complex dynamic systems].Braunschweig: TechnischeUniversitätCarolo-Wilhelmina, 2007.
  38. 38. Rubin K.H., Rose-Krasnor L. Interpersonal problem solving and social competence in children // Handbook of social development: a lifespan perspective / Van Hasselt V. and Hersen M. (Eds). NY.: Plenum Press, 1992.
  39. 39. Rusting C.L. Personality, Mood, and Cognitive Processing of Emotional Information: Three Conceptual Frameworks // Psychological Bulletin. 1998. V. 124(2). P. 165–196.
  40. 40. Shure M.B., Spivack G. Means-ends thinking, adjustment, and social class among elementary-school-aged children //Journ.of Consulting and Clinical Psychology. 1972.№38.P. 348–353.
  41. 41. Simon H.A., Lea G. Problem solving and rule induction: A unified view// Knowledge and cognition / L.W. Greff (Ed.).Hillsdale, NJ.: Erlbaum, 1974.P. 105–127.
  42. 42. Spivack G., Platt J.J., Shure M.B.The problem-solving approach to adjustment. San-Francisco:Jossey-Bass, 1976.
  43. 43. Sternberg R.J., Frensch P.A.Complex problem solving: Principles and mechanisms. Hillsdale, NJ.: Lawrence Erlbaum Associates, 1991.
  44. 44. Thorndike E.L. The psychology of problem solving // The Mathematics Teacher. 1922. Vol. 15.№4.P. 212–227.
  45. 45. Wittmann W.W., Hattrup K. The relationship between performance in dynamic systems and intelligence//SystemsResearch and Behavioral Science. 2004. №21. P. 393–409.
  46. 46. Wollburg E., Braukhaus C.Goal setting in psychotherapy: The relevance of approach and avoidance goals for treatment outcome // Psychotherapy Research. 2010.Vol. 20.Iss. 4.
  47. 47. Zeelenberg R., Bocanegra B.R., Pecher D. Emotion-induced impairments in speeded word recognition tasks // Experimental Psychology. 2011. Vol. 58. №5. P. 400–411.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека