- Код статьи
- S020595920004059-0-
- DOI
- 10.31857/S020595920004059-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 40 / № 2
- Страницы
- 94-104
- Аннотация
Проведен историко-психологический анализ представлений об интериоризации ведущих советских психологов П.Я. Гальперина (1902–1988) и С.Л. Рубинштейна (1889–1960). Отправной точкой исследования выступили научно-биографические факты в деятельности ученых. Показана история развития научных взглядов П.Я. Гальперина на пути создания им теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, приведена критическая оценка понимания интериоризации П.Я. Гальпериным с точки зрения С.Л. Рубинштейна. Материалом для историко-психологического анализа послужили тексты научных публикаций ученых, в том числе статьи в отечественной научной периодике, доклады и выступления на научных конференциях и совещаниях, монографии, отдельные записи научного архива. Основным методом исследования выступило обращение к первоисточникам с последующим сравнением высказываний ученых по вопросам, имеющим отношение к проблеме интериоризации. В результате исследования определено, что С.Л. Рубинштейн и П.Я. Гальперин подходили к интериоризации с разных сторон: С.Л. Рубинштейн — с методологической, а П.Я. Гальперин — с конкретно-психологической. Сделан вывод о том, что хотя эмпирическое изучение интериоризации П.Я. Гальпериным подтвердило верность его гипотезы, остается открытым вопрос, носят ли выделенные им закономерности всеобщий характер. Таким образом, проблема интериоризации сохраняет свою дискуссионную направленность.
- Ключевые слова
- интериоризация, концепция С.Л. Рубинштейна, теория (ТПФ) П.Я. Гальперина, история психологии, проблема деятельности в психологии, соотношение внешней и внутренней деятельности, принцип единства сознания и деятельности
- Дата публикации
- 25.03.2019
- Всего подписок
- 89
- Всего просмотров
- 833
Библиография
- 1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
- 2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
- 3. Гальперин П.Я. Выступление в прениях на совещании по вопросам перестройки психологической науки в июле 1952 года // Известия АПН РСФСР. 1953. Вып. 45. С. 93–99.
- 4. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопр. психол. 1966. №6. С.25–32.
- 5. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом “Университет”: Высшая школа, 2002.
- 6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
- 7. Гальперин П.Я. Научный архив.
- 8. Гальперин П.Я. Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий // Вопр. психол. 1960. №4. С. 141–148.
- 9. Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Тезисы докладов философского факультета к юбилейной сессии, посвященной 200-летию университета 9–13 мая 1955 года. М., 1955. С. 29–30.
- 10. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии. 3–8 июля 1953 года. М., 1954. С. 188–201.
- 11. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “формирование умственных действий и понятий”. Доклад, обобщающий исследования П.Я. Гальперина, представленный на соискание ученой степени доктора педагогических наук (по психологии) по совокупности работ, представленных на тему этого доклада. М., 1965.
- 12. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. М.: Изд-во “Институт практичсекой психологии”; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998.
- 13. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 441–469.
- 14. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопр. психол. 1957. №6. С. 58–69.
- 15. Зинченко В.П. П.Я. Гальперин: от действия с заданными свойствами к свободной мысли // Вопр. психол. 2002. №5. С. 120–134.
- 16. Пантина Н.С. Зависимость формирования действия от типа ориентировки в задании (на материале письма букв). Автореферат дисс… канд. пед.наук (по психологии). М., 1958.
- 17. Рубинштейн С.Л. Проблема сознания и деятельности в истории советской психологии // С.Л. Рубинштейн. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. С. 249–255.
- 18. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Педагогика, 1976. С. 219–234.
- 19. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975.