Президиум РАНВопросы истории естествознания и техники

  • ISSN (Print) 0205-9606
  • ISSN (Online)2713-041X

С.Л. Рубинштейн и П.Я. Гальперин: сопоставление позиций по проблеме интериоризаций

Код статьи
S020595920004059-0-
DOI
10.31857/S020595920004059-0
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 40 / № 2
Страницы
94-104
Аннотация

Проведен историко-психологический анализ представлений об интериоризации ведущих советских психологов П.Я. Гальперина (1902–1988) и С.Л. Рубинштейна (1889–1960). Отправной точкой исследования выступили научно-биографические факты в деятельности ученых. Показана история развития научных взглядов П.Я. Гальперина на пути создания им теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, приведена критическая оценка понимания интериоризации П.Я. Гальпериным с точки зрения С.Л. Рубинштейна. Материалом для историко-психологического анализа послужили тексты научных публикаций ученых, в том числе статьи в отечественной научной периодике, доклады и выступления на научных конференциях и совещаниях, монографии, отдельные записи научного архива. Основным методом исследования выступило обращение к первоисточникам с последующим сравнением высказываний ученых по вопросам, имеющим отношение к проблеме интериоризации. В результате исследования определено, что С.Л. Рубинштейн и П.Я. Гальперин подходили к интериоризации с разных сторон: С.Л. Рубинштейн — с методологической, а П.Я. Гальперин — с конкретно-психологической. Сделан вывод о том, что хотя эмпирическое изучение интериоризации П.Я. Гальпериным подтвердило верность его гипотезы, остается открытым вопрос, носят ли выделенные им закономерности всеобщий характер. Таким образом, проблема интериоризации сохраняет свою дискуссионную направленность.

Ключевые слова
интериоризация, концепция С.Л. Рубинштейна, теория (ТПФ) П.Я. Гальперина, история психологии, проблема деятельности в психологии, соотношение внешней и внутренней деятельности, принцип единства сознания и деятельности
Дата публикации
25.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
833

Библиография

  1. 1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
  2. 2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  3. 3. Гальперин П.Я. Выступление в прениях на совещании по вопросам перестройки психологической науки в июле 1952 года // Известия АПН РСФСР. 1953. Вып. 45. С. 93–99.
  4. 4. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопр. психол. 1966. №6. С.25–32.
  5. 5. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом “Университет”: Высшая школа, 2002.
  6. 6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
  7. 7. Гальперин П.Я. Научный архив.
  8. 8. Гальперин П.Я. Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий // Вопр. психол. 1960. №4. С. 141–148.
  9. 9. Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Тезисы докладов философского факультета к юбилейной сессии, посвященной 200-летию университета 9–13 мая 1955 года. М., 1955. С. 29–30.
  10. 10. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии. 3–8 июля 1953 года. М., 1954. С. 188–201.
  11. 11. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “формирование умственных действий и понятий”. Доклад, обобщающий исследования П.Я. Гальперина, представленный на соискание ученой степени доктора педагогических наук (по психологии) по совокупности работ, представленных на тему этого доклада. М., 1965.
  12. 12. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. М.: Изд-во “Институт практичсекой психологии”; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998.
  13. 13. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 441–469.
  14. 14. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопр. психол. 1957. №6. С. 58–69.
  15. 15. Зинченко В.П. П.Я. Гальперин: от действия с заданными свойствами к свободной мысли // Вопр. психол. 2002. №5. С. 120–134.
  16. 16. Пантина Н.С. Зависимость формирования действия от типа ориентировки в задании (на материале письма букв). Автореферат дисс… канд. пед.наук (по психологии). М., 1958.
  17. 17. Рубинштейн С.Л. Проблема сознания и деятельности в истории советской психологии // С.Л. Рубинштейн. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. С. 249–255.
  18. 18. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Педагогика, 1976. С. 219–234.
  19. 19. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека