Президиум РАНВопросы истории естествознания и техники

  • ISSN (Print) 0205-9606
  • ISSN (Online)2713-041X

Российская психология как часть универсальной науки

Код статьи
S020595920004063-5-
DOI
10.31857/S020595920004063-5
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 40 / № 2
Страницы
132-136
Аннотация

Обсуждается роль российской психологии в контексте мировой науки. Представлена позиция, в соответствии с которой российская психология рассматривается как часть глобальной науки. Утверждается, что обладание национальной спецификой может быть в некоторой степени полезно в фактологическом, феноменологическом и теоретическом аспектах науки. В то время как национальная специфика науки в методическом и методологическом аспектах характеризуется рядом существенных сложностей для развития психологической науки. Основной тезис данной работы состоит в том, что возможная тенденция к изоляции российской психологии с целью сохранения самобытности в целом является вредной. При развитии российской психологии в рамках мировой научной методологии ее национальные особенности будут проявляться естественным образом.

Ключевые слова
российская психология, наука, парадигма, глобализация, региональная наука
Дата публикации
25.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
845

Библиография

  1. 1. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Комплементарность культуроспецифичных типов познания // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2010. № 3. С. 18–35.
  2. 2. Двойнин А.М. Кризис в психологии или кризис идентичности российских психологов? // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 6. С. 94–107.
  3. 3. Головей Л.А., Журавлев А.Л., Тарабрина Н.В. Б.Г.Ананьев и междисциплинарные исследования в психологии (к 110-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 108–117.
  4. 4. Журавлев А.Л., Мироненко И.А., Юревич А.В. Психологическая наука в глобальном мире: Вызовы и перспективы // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 58–71.
  5. 5. Зуев К.Б. Культура научных публикаций в России и западных странах на примере психологии // Психологос. 2006. № 3–4. С. 57–60.
  6. 6. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2003.
  7. 7. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, 2006.
  8. 8. Проблемы субъектов в постнеклассической науке. М.: Когито-центр, 2007.
  9. 9. Спиридонов В.Ф., Лифанова С.С. Инсайт и ментальные операторы, или можно ли пошагово решить инсайтную задачу // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 54–63.
  10. 10. Степин B.C. Научное сознание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. C. 16–17.
  11. 11. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Введение // Теория и методология: постнекрассическая перспектива. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. С. 7–12.
  12. 12. Ясницкий А. Курт Коффка: “У узбеков ЕСТЬ иллюзий!”. Заочная полемика между Лурией и Коффкой // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека “Дубна”. 2013. № 3. С. 1–25.
  13. 13. Blum B. The lifespan of a lie // Medium, June 7, 2018. Режим доступа: https://medium.com/s/trustissues/the-lifespan-of-a-lie-d869212b1f62
  14. 14. Doyen S., Klein O., Pichon C.-L., Cleeremans A. Behavioral Priming: It's All in the Mind, but Whose Mind? // PLoS ONE 7(1), 2012.
  15. 15. German T.P., Barrett H.C. Functional fixedness in a technologically sparse culture // Psychological Science. 2005. № 10. P. 1–5.
  16. 16. Hambrick D.Z., Engle R.W. The Role of Working Memory in Problem Solving // The Psychology of Problem Solving Vol. 6. Cambridge University Press, 2013. P. 176–205.
  17. 17. Open Science Collaboration. Estimating the reproducibility of psychological science // Science. 2015. P. 1–8.
  18. 18. Quesada J., Kintsch W., Gomez E. Complex problem-solving: a field in search of a definition? // Theoretical Issues in Ergonomics Science. 2005. Vol.6. No.1. P. 5–33.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека