- Код статьи
- S020595920004554-5-
- DOI
- 10.31857/S020595920004554-5
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 40 / № 3
- Страницы
- 53-63
- Аннотация
Attachment Disorder Сhecklist). Результаты свидетельствуют о том, что для групп здоровых детей и детей с ОВЗ в замещающих семьях значения негативных проявлений поведения привязанности после прохождения ими программы психологического сопровождения уменьшаются при максимальной и средней степени участия семьи в программе. Среднегрупповые значения негативных проявлений поведения привязанности у приемных детей, прошедших программу психологического сопровождения, выше, чем у детей в биологических семьях, как в группе здоровых детей (по общей оценке), так и у детей с ОВЗ (по общему баллу, оценкам социальных и эмоциональных аспектов поведения). С увеличением объема участия семей в психологическом сопровождении различия между детьми в замещающих и биологических семьях снижаются. Результаты обсуждаются с позиции представлений о влиянии на поведение детей с опытом институционализации психологического сопровождения, направленного на формирование их взаимодействия и отношений с замещающими родителями.
- Ключевые слова
- дети, здоровье, ограниченные возможности здоровья, опыт институционализации, замещающая семья, поведение привязанности, программа психологического сопровождения
- Дата публикации
- 25.04.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 89
- Всего просмотров
- 930
Библиография
- 1. Агаркова В. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Особенности наблюдаемого поведения детей в возрасте 5 – 8 лет с опытом и без опыта институционализации // Психология — наука будущего: Материалы VII Международной конференции молодых ученых. 14–15 ноября 2017 года, Москва / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017. С. 20–24.
- 2. Арчакова Т.О. Экологический подход к работе с замещающими семьями в США и Европе // Современная зарубежная психология, 2012. № 3. С. 86–97.
- 3. Захарова Ж.А. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка из учреждения государственного попечения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 21. С. 216–220.
- 4. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В. Роль ресурсности семьи при отборе кандидатов в замещающие родители // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 108–122.
- 5. Ослон В.Н. Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7. № 2. С. 1–13.
- 6. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 39–52.
- 7. Попова И.Н. Актуальные проблемы профессионального сопровождения замещающей семейной заботы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 26. С. 107–111.
- 8. Ханова Н.А., Аверьянова Н.И., Минаева Н.В., Шипулина И.А., Журавлева Ю.В. Опыт медико-социального сопровождения детей из замещающих семей // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 62–69.
- 9. Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: методические рекомендации. М.: ИИУ МГОУ, 2015.
- 10. Шустова Л.П. Система психолого-педагогического сопровождения замещающих семей // Методист. 2013. № 7. С. 61–63.
- 11. Ainsworth M.D.S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // American Psychologist, 1991. V. 46. № 4. P. 333–341.
- 12. Brown J.D., Rodger S. Children with disabilities: Problems faced by foster parents // Children and Youth Services Review. 2009. V. 31. P. 40–46.
- 13. Chaffin M., Hanson R., Saunders B.E., Nichols T., Barnett D., Zeanah Ch., Berliner L., Egeland B., Newman E., Lyon T., LeTourneau E., Miller-Perrin C. Report of the APSAC Task Force on Attachment Therapy, Reactive Attachment Disorder, and Attachment Problems // Child Maltreatment, 2006. V. 11. № 1. P. 76–89.
- 14. Dozier M., Peloso E., Lindhiem O., Gordon M.K., Manni M., Sepulveda S., Ackerman J., Bernier A., Levine S. Developing evidence based interventions for foster children: An example of a randomized clinical trial with infants and toddlers // Journal of Social Issues, 2006. V. 62. P.767–785.
- 15. Kaminski J.W., Claussen A.H. Evidence base update for psychosocial treatments for disruptive behaviors in children // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2017. V. 46. P. 1–23.
- 16. Muhamedrahimov R.J., Agarkova V.V., Vershnina E.A., Palmov O.I., Nikiforova N. V., McCall R.B., Groark C.J. Behavior problems in children transferred from a socioemotionally depriving institution to St. Petersburg (Russian Federation) families // Infant Mental Health Journal, 2014. V. 35. № 2. P. 111–122.
- 17. Nelson Ch.A., Fox N.A., Zeanah Ch.H. Romania's Abandoned Children: Deprivation, Brain Development, and the Struggle for Recovery. Cambridge, MA, USA: Harvard University Press, 2014.
- 18. Nowak C., Heinrichs N.A comprehensive meta-analysis of Triple P-Positive Parenting Program using hierarchical linear modeling: Effectiveness and moderating variables // Clinical Child and Family Psychology Review. 2008. V. 11. P. 114–144.
- 19. Reber K. Children at Risk for Reactive Attachment Disorder: Assessment, Diagnosis and Treatment // Progress: Family Systems Research and Therapy, 1996. V. 5. P. 83–98.
- 20. Rutter M., Beckett C., Castle J., Colvert E., Kreppner J., Mehta M., et al. Effects of profound early institutional deprivation: An overview of findings from a UK longitudinal study of Romanian adoptees // Wrobel G., Neil B. (eds.) International advances in adoption research for practice. Chichester, UK: John Wiley & Sons, 2009. P. 147–168.
- 21. Smyke, A. T., Zeanah, C. H., Fox, N. A., Nelson, C. A., & Guthrie, D. Placement in foster care enhances quality of attachment among young institutionalized children // Child Development, 2010. V. 81. P. 212–223.
- 22. Stern D.N. The interpersonal world of the infant: A view from psychoanalysis and developmental psychology. NY: Basic Books, 1985.
- 23. The St. Petersburg–USA Orphanage Research Team. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. V. 73. №3. Serial № 291. St. Petersburg, Blackwell Publishing Ltd, 2009.
- 24. Tully L.A., Hunt C. Brief parenting interventions for children at risk of externalizing behavior problems: A systematic review // Journal of Child and Family Study. 2017. V. 25. P. 705–719.
- 25. Van Ijzendoorn M.H., Juffer F. Adoption as intervention: Meta-analytic evidence for massive catch-up and plasticity in physical, socio-emotional and cognitive development // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2006. V. 47. P. 1228–1245.