- Код статьи
- S020595920004601-7-
- DOI
- 10.31857/S020595920004601-7
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 40 / № 3
- Страницы
- 77-88
- Аннотация
Предлагается ресурсно-ориентированный подход к объяснению переживания акустических явлений, с опорой на понимание ресурса с позиций теории функциональных систем П.К. Анохина. Вслед за Э. Куртом недостаток ресурсов, необходимых для переживания акустических явлений, воспринимается как напряжение, тогда как их достаточный уровень – как расслабление. В поддержку описанного подхода приводятся результаты серии экспериментальных исследований. Исходя из того, что такие физические характеристики звука, как набор частот сигнала, их интенсивность и длительность влияют на восприятие совместно, остается неясно, какие именно из характеристик реального звука в большей степени влияют на его восприятие и оценивание в каждом конкретном случае. Для углубленного изучения психофизиологических механизмов восприятия звука предложен принцип изолированного варьирования отдельных параметров звука при экспериментальном контроле остальных. Представлены примеры и результаты исследований в трех направлениях: а) субъективная локализация воспринимаемых акустических стимулов в человеческом теле б) интенсивность и темп акустических стимулов в их совместном влиянии на человеческий организм в) изучение феномена тональности, поиск психофизиологических механизмов восприятия мажора и минора. Показано, что все три основные характеристики звука совместно влияют на его восприятие, однако роль каждой из них различна; описаны психофизиологические особенности восприятия при варьировании указанных характеристик. Полученные результаты обсуждаются с позиций предложенного ресурсно-ориентированного подхода.
- Ключевые слова
- психоакустика, психофизиология, телесная локализация звуков
- Дата публикации
- 25.04.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 89
- Всего просмотров
- 809
Библиография
- 1. Алмаев Н.А. Семантика звука // Вопросы психолингвистики. 2012. №2. С. 76–83.
- 2. Алмаев Н.А. Элементы психологической теории значения. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.
- 3. Афтанас, Л.И., Рева Н.В., Варламов А.А. Анализ вызванной синхронизации и десинхронизации ЭЭГ при эмоциональной активации у человека: временные и топографические характеристики // Журнал высшей нервной деятельности. 2003. Т. 53. №4. С. 485–487.
- 4. Букзайн В. Использование электрической активности кожи в качестве индикатора эмоций // Иностранная психология. 1994. Т 2. №2. С. 56–66.
- 5. Гуссерль Э. Лекции по феноменологии внутреннего сознания-времени. М.: Гнозис, 1994.
- 6. Жежелевская А.А. Точность распознавания эмоциональной экспрессии в устном иноязычном сообщении. Автореферат дисс. …канд. псих. наук. М., 2015.
- 7. Кожухова Ю.А. Восприятие эмоций по выражениям лица: роль эмоциональных характеристик наблюдателя. Автореферат дисс. …канд. псих. наук. М., 2017.
- 8. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. М.: МГК им. П.И. Чайковского, Изд-во “Институт психологии РАН”, Центр “Искусство и наука”, 2008.
- 9. Ратанова Т.А. Психологические основы индивидуальности. Москва-Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. 128 с.
- 10. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.
- 11. Холодная М.А., Ожиганова Г.В. Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования. Материалы тертьего международного симпозиума (Москва, 20–21 Откября 2016 г.). М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.
- 12. Almayev N.A., Skorik S.O., Medincev A.A., Bessonova Yu.V., Sadov V.A., Murasheva O.V. Resource-based Approach to Music Psychology // The 6th Conference of The Asia-Pacific Society for the Cognitive Sciences of Music (APSCOM 6). 2017. P. 35–41.
- 13. Almayev N. A., Skorik S.O. Expectations and tensions induced by the primitive rhythms // Ninth Triennial of the European Society of Cognitive Sciences of Music. 2015. P. 168–171.
- 14. Almayev, N. A. How meanings might be induced by the music. Sixth International Conference On Music Perception And Cognition Keele, UK // Proceedings / Edited By C. Woods, G. B. Luck, R. Brochard, F. Seddon & J. A. Sloboda. 2000 http://www.escom.org/proceedings/ICMPC2000/alpalist.htm
- 15. Gendolla, G. Comment: Emotions Are Functional – So... ? Emotion Review 6(4). 2014. P. 317–318.
- 16. Juslin P.N., Laukka P. Communication of emotion in vocal expression and music performance: different channels same code? // Psychological Bulletin. 2003. V. 129. №5. P. 770–814.
- 17. Kahneman D. Attention and effort. Prentice-hall. NJ.: 1973.
- 18. Kawakami, A., Furukawa, K., Katahira, K. & Okanoya, K. Sad music induces pleasant emotion // Frontiers in Psychology. 2013. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2013.00311
- 19. Koelsh, S. Towards a neural basis of music-evoked emotions // Trends in cognitive sciences. V14. №3. 2010. P. 131–137.
- 20. Kurth E. Musicpsychologie. Berlin, 1947.
- 21. Lerdahl F., Krumhansl S.L. Modeling tonal tension // Music perception 24(4) 329–366.
- 22. Lerdahl, F. Calculating tonal tension. Music Perception, 13(3), 319–363.