XVI Конференция европейской ассоциации исследования подросткового возраста
XVI Конференция европейской ассоциации исследования подросткового возраста
Аннотация
Код статьи
S020595920005275-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бочавер А А 
Должность: Научный сотрудник Центра исследований современного детства
Аффилиация: Институт образования НИУ “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Хломов К. Д.
Должность: научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований
Аффилиация: ФГБОУ ВО “Российская академия народного хозяйства и государственной службы”
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
124-125
Аннотация

  

Классификатор
Получено
27.05.2019
Дата публикации
28.05.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
656
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 12–15 сентября 2018 года в Гентском университете (Гент, Бельгия) на факультете психологии и педагогических наук состоялась XVI конференция Европейской ассоциации исследования подросткового возраста (European Association for Research in Adolescence, EARA). В Ассоциацию входят исследователи из разных областей науки, которых объединяет интерес к научному и прикладному изучению подросткового возраста, включая темы социализации, подростковых рисков, развития идентичности, психического здоровья и др. Ассоциация способствует продвижению фундаментальных и прикладных исследований о подростковом возрасте в Европе, поддерживает объединяющее специалистов пространство, консультирует национальные и европейские власти по вопросам подросткового возраста, содействуя в разработке исследовательской политики и программ в отношении подростков. Регулярные встречи Ассоциации проводятся раз в два года, начиная с 1988 года. На конференции в Генте собралось около 450 специалистов в области психологии, образования, социологии из 44 стран, включая, помимо Бельгии, Нидерланды, Францию, Норвегию, Финляндию, Великобританию, Италию, Германию, Испанию, Турцию, Словакию, США, Канаду, и др.
2

Организаторами и сопредседателями конференции стали проф. Вим Бейерс (Wim Beyers), проф. Барт Соненс (Bart Soenens) и проф. Мартен Ванстеенкисте (Maarten Vansteenkistу) с кафедры возрастной психологии Гентского университета, которых объединяет научный интерес к динамике подростковой автономии, роли родительских практик в благополучии и развитии подростков и влиянии социальной среды на мотивацию.

3

Основной темой конференции стало воспитание и развитие в подростковом возрасте с фокусом на адаптивном поведении (эмоциональной саморегуляции, просоциальном поведении, личностной зрелости, социальной компетентности, резильентности) и возможностях поддержки позитивного развития подростков (родительской поддержке, конструктивных отношениях учеников с учителями, безопасных дружеских и романтических отношениях). Проф. Джудит Сметана ( Judith Smetana ) (Рочестерский университет, США) выступила на открытии конференции с лекцией, посвященной конструированию подростковой автономии в контексте детско-родительских отношений. В частности, она рассказывала о том, как поведение родителей может способствовать разному обращению подростков с информацией о себе, поддерживая у них самораскрытие, умалчивание, хранение секретов или ложь.

4

Три дня конференции были разделены по темам. Первый день был посвящен основным, фундаментальным и/или социально значимым темам: различным проблемам перехода к взрослости, роли семьи и школы в развитии подростков, а также европейскому гражданству среди молодежи и социализации беженцев. Проф. Ева Померанц (Eva Pomerantz) (Иллинойсский университет в Урбане-Шампейне, США) прочла лекцию о значении бытующих в культуре представлений о подростковом возрасте в том, как в действительности подростки переживают этот период, на примере сравнения данных Китая и США. В её исследовании, в частности, было показано, что китайские младшие подростки ведут себя более конструктивно, по сравнению с американскими сверстниками, например, в отношении учебы, что объясняется, возможно, меньшей распространенностью в Китае взгляда на подростковый период как на этап “бури и натиска”.

5

Второй день конференции был практико-ориентированным, обсуждалась работа с подростками с психопатологией, зависимым поведением, задачи предупреждения буллинга, повышения резильентности, саморегуляции у подростков, и т.п. В частности, много внимания было посвящено необходимости интеграции в общество подростков-беженцев, обсуждались сложности, связанные с тем, что имеющиеся программы в основном имеют монокультурный характер, и следует разрабатывать новые программы под актуальные задачи. Вторая половина дня была посвящена воркшопам, где в формате тренинга демонстрировались элементы работы с подростками с самоповреждающим поведением и пищевыми нарушениями, способы развития автономной мотивации и социальных навыков у подростков, а также возможности терапии семей с подростками с депрессивной симптоматикой и суицидальным поведением.

6

Третий день конференции был сфокусирован на новых направлениях в изучении подросткового возраста, например, исследованиях нарциссизма и сексуального поведения, продвижению инклюзивности, борьбе с предубеждениями и т.п. Ключевым докладчиком выступила проф. Лиса Крокетт (Lisa Crockett) (Университет Небраски-Линкольна, США). Ее лекция была посвящена биологическому, культурному и социальному контекстам в области подростковой сексуальности и обсуждению двух подходов к этой теме: “негативного”, акцентирующего связанные с сексом риски и имплицитно содержащего идею о том, что сексуальное поведение является неподходящей для подростков активностью, и “позитивного”, признающего вклад подросткового сексуального опыта в обучение саморегуляции и построению близких доверительных отношений и в дальнейшее здоровье и благополучие человека.

7

Завершалась конференция лекцией проф. Эвелин Крон (Eveline Crone) (Лейденский университет, Нидерланды) о роли развития мозга в социальном поведении подростков; так, нейронные ответы, которые ранее интерпретировались в контексте подростковой уязвимости (например, усиления рискованного поведения), могут также предоставлять возможности для социального научения — например, для быстрого приспособления к разным социальным условиям, образованию дружеских отношений и просоциального поведения.

8

Доминирующей теоретической рамкой представленных на конференции работ можно назвать теорию самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Ее перспективность и востребованность в области исследований подростков обусловлены фокусом на трех базовых психологических потребностях личности, которые состоят, согласно этой теории, в потребности в автономии, в компетентности и в отношениях с другими людьми. Все три потребности являются чрезвычайно весомыми в жизни подростков в соответствии с их возрастными задачами; кроме того, данная теория позволяет перебрасывать мосты от теории к практике и разрабатывать конкретные прикладные результаты исследований, что также повышает ценность исследований.

9

Приглашенные организаторами из разных университетов профессора председательствовали на следующих симпозиумах: “Резильентность в подростковом возрасте” — проф. Ф. Мотти-Стефаниди (F. Motti-Stefanidi) (Афинский университет, Греция); “Идентичность и депрессивная симптоматика у подростков” — проф. К. Люикс (K. Luyckx) (Католический Университет Лувена, Бельгия); “Аутентичность, ясность самооценки и условность ценностей” — проф. С. Томэс (S. Thomaes) (Утрехтский университет, Нидерланды); “Развитие личности в подростковом возрасте» — проф. Я. Дениссен (J. Denissen) (Университет Тилбурга, Нидерланды); “Взаимодействие генов и среды в подростковом возрасте” — проф. Л. Гуссенс (L. Goossens) (Католический Университет Лувена, Бельгия); “Подростки и новые медиа” — проф. Э. Менесини (E. Menesini) (Флорентийский университет, Италия); “Миграция и подростки-беженцы” — проф. И. Дерлюйн (I. Derluyn) (Гентский университет, Бельгия); “Кибербуллинг и резильентность” — проф. Х. Вандебош (H. Vandebosch) (Антверпенский университет, Бельгия); “Подростковая субъектность и переход ко взрослости” — проф. И. Шоон (I. Schoon) (Берлинский центр социальных наук, Германия).

10

Большая часть традиционных докладов проходила в рамках симпозиумов, по 9 процессов в параллели. Кроме того, каждый день проходила часовая “экспертная панель”, где обсуждались особенно неоднозначные темы. Поданные на устные выступления на секциях (paper sessions) заявки участников организаторами практически полностью были переназначены в постеры. Постерные сессии были организованы масштабно, без других проходящих параллельно мероприятий, что чрезвычайно способствовало поддержке коммуникативного пространства — дискуссий, знакомств, а также повышало “визибилити” отдельных участников.

11

Россия была представлена на конференции четырьмя докладчиками: А.А. Бочавер (НИУ ВШЭ, Москва), К.Д. Хломовым (РАНХиГС, Москва), Н.В. Горловой (СФУ, Красноярск) и К.А. Тенишевой (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург).

12

Следующая конференция Европейской ассоциации исследования подросткового возраста состоится в 2021 году в г. Порту (Португалия).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести