XLV Конференция европейского общества истории гуманитарных наук
XLV Конференция европейского общества истории гуманитарных наук
Аннотация
Код статьи
S020595920005282-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Артемьева О. А. 
Должность: профессор кафедры социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии
Аффилиация: Иркутский государственный университет
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
126-127
Аннотация

  

Классификатор
Получено
27.05.2019
Дата публикации
28.05.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
611
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 17–20 июля 2018 г. в Нидерландах прошла очередная 45 конференция Европейского общества истории гуманитарных наук (European Society for the History of the Human Sciences – ESHHS). В этом году базой проведения конференции стали Университет г. Гронингена (University of Groningen) и Открытый университет Нидерландов (Open University of the Netherlands). Традиционно основную часть докладов подготовили историки психологии.
2 Пленарные выступления были посвящены актуальным проблемам представления результатов историко-научных исследований в глобальном информационном пространстве и оценки самих исследовательских проектов. Опытом популяризации истории гуманитарных наук через Интернет-ресурс “Википедия” поделилась ее британский сотрудник, консультант по сотрудничеству с исследователями лондонского музея и библиотеки по проблемам здоровья “Wellcome Collection”, доктор Элис Вайт (Alice White). Обсуждались возможности “свободной энциклопедии” для распространения и обсуждения результатов историко-научных исследований, формирования представлений об истории гуманитарных наук, ее основных деятелях и достижениях среди пользователей сети Интернет. Доктор Э. Вайт постаралась мотивировать профессиональных исследователей для участия в подготовке и проверке информационного наполнения сайта, имеющего значительное влияние не только на непрофессионалов, но и на авторов научных изданий.
3 Пленарный доклад профессора лейденского университета Сары де Рийке (Sarah de Rijcke) был посвящен проблеме усиления наукометрической составляющей при экспертизе научно-исследовательских проектов в сфере социальных и гуманитарных наук. На примерах из исследовательской практики профессор обосновала необходимость использования не только количественных, но и качественных методов оценки проектов, “глубокой исторической и концептуальной рефлексии мира, в котором доверие научному знанию перестало быть очевидным”. Обсуждение возможностей и ограничений применения идеографического и номотетического подходов при проведении и представлении данных психологических исследований продолжилось в ходе секционной работы.
4 О важности реализации качественного подхода говорили участники двух круглых столов. Первый из них, посвященный нарративному знанию в науке, провели исследователи из Лондонской школы экономики, университетов Утрехта (Нидерланды) и Огайо (США). По итогам анализа разных случаев качественного описания психологических феноменов с конца XIX века по сегодняшний день дискутанты пришли к выводу о незаконченном, развивающемся характере современного психологического знания, допускающего применение подобных описаний при изложении эмпирических данных. Круглый стол, организованный канадскими исследователями из университетов Торонто и Гуэлфа, был посвящен истории психологии здоровья. Основное внимание выступающих было уделено осмыслению социально-исторических условий развития психологии здоровья в Канаде, связанного, как и во многих странах Европы, со спецификой национальной системы здравоохранения. Отмечалась необходимость учета теоретического и социокультурного контекста не только при проведении исследования, но и при изложении эмпирических данных в современных научных журналах по проблемам здоровья.
5 Участники секции “Развитие методологии” – с позиций как философии, так и психометрии – также отмечали продуктивность применения в психологическом исследовании качественного подхода, углубления теоретического осмысления статистических данных. К схожим выводам пришли докладчики секции “Тенденции публикации”. На ней были представлены результаты различных историко-психологических исследований с применением методов качественного и количественного анализа текстов по вопросам истории психологии: “анализа соответствий” в аннотациях научных статей, исследования публичного дискурса о психологии в газетах, а также анализа показателей цитирования в базах данных научных публикаций.
6 Одним из ключевых событий конференции стала секция “Психология в кризисе”. Ведущие профессора университетов Испании, США и Канады обсудили приметы и причины кризиса экспериментальной психологии. Были представлены результаты теоретического и исторического осмысления проблемы воспроизводимости данных. Красной нитью через все выступления прошла идея психологической и социально-политической обусловленности проблемы. Наибольшее внимание вызвал доклад профессора Уэслианского университета Миддлтауна (Weslyan University) Джил Моравски (Jill Morawski) о двух кризисах современной психологии. Если первый кризис – получения экспериментальных данных в 1960-х гг. – автор объяснила атмосферой борьбы за права человека и либерального настроя на перемены, то второй, современный кризис, связанный с анализом и интерпретацией экспериментальных данных, профессор рассмотрела в контексте глобального финансового кризиса, актуализировавшего неолиберальные ценности человеческой жизни.
7 Несколько секций были посвящены истории становления психологической науки. Секция “Размышляя о пионерах” была организована исследователями из Бельгии, Португалии и Бразилии с целью дать более полную оценку научного вклада “первопроходцев” психологии в странах Европы и Бразилии – В. Вундта, Ж. Х. Ф. Маркеса и В. Радецкого. В отдельную секцию были выделены доклады по истории психологического образования и сертификации психологов в странах Европы и Японии.
8 Впервые за многие годы была организована секция “Русская психология”. Ее возглавил руководитель Международного общества истории поведенческих и социальных наук (Cheiron), доктор Дэвид К. Робинсон (David K. Robinson). Профессор Санкт-Петербургского госуниверситета И.А. Мироненко познакомила собравшихся с этапами научного пути и системой представлений о волевых процессах выдающегося исследователя XIX века, ректора университета М.И. Владиславлева. В докладе профессора Иркутского госуниверситета О.А. Артемьевой обсуждались тенденции изоляции науки и открытости научного сообщества в российской психологии в первой половине ХХ века (гранты Президента РФ № МД-1443.2017.6, РФФИ № 17-36-01096). Презентации вызвали заинтересованные вопросы членов общества, активное обсуждение взглядов и конкретных работ российских авторов, а также практики издания книг зарубежных психологов в СССР.
9 Вопросы истории психоанализа решались на секции “Психоанализ, религия и оккультизм”. Большой интерес вызвали доклады, посвященные работам и жизни венского исследователя оккультных и мистических феноменов Г. Зильберера, а также истории отношения Католической церкви к работам З. Фрейда и К.Г. Юнга.
10 В центре внимания докладчиков секции “Изучение развития и недееспособности” были достижения психологических исследований глухоты в ХХ веке, в том числе в русле общей, дифференциальной и педагогической психологии.
11 Политический аспект детерминации психологии обсуждался на секции “Политика и идентичность”. Данные по истории австрийской психологической практики после Аншлюса и послевоенные журнальные статьи по социальной психологии в США стали материалом для представления драматического опыта использования психологии как инструмента военной индустрии нацистов и Холодной войны.
12 Кроме различных аспектов истории психологии также обсуждались вопросы развития психиатрии, педагогики, эпистемологии. Секция “Контекст психиатрии” была представлена работами, раскрывающими социально-политические условия становления психиатрической мысли и практики в Чили и Испании. На секции “Педагогика Пиаже” основное внимание было уделено реализации авторского подхода к интернациональному обучению детей. Докладчики секции “Педагогика и воспитание” представили как социальную историю воспитания и психологического сопровождения детей, так и современные тенденции исследования проблем психологии развития. На секции “Вопросы эпистемологии” обсуждались подходы Р.К. Коллигвуда, Л. Альтюссера и Т. Куна к изучению связи истории исследований научного знания и психологии.
13 Прошедшая конференция традиционно имела широкий национальный и географический охват: в работе 15 секций приняли участие ученые не только из 12 европейских стран, но также Канады, США, Бразилии, Чили и Японии. Проведение следующей конференции Европейского общества истории гуманитарных наук планируется в начале июля 2019 г. в г. Будапеште (Венгрия). Информация о предстоящем мероприятии будет доступна на сайте http://www.eshhs.eu.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести