III Международная научная конференция “Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы”
III Международная научная конференция “Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы”
Аннотация
Код статьи
S020595920005283-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Прохоров А. О. 
Должность: профессор, зав. кафедрой общей психологии Института психологии и образования
Аффилиация: Институт психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета
Адрес: Российская Федерация, Казань
Выпуск
Страницы
128-131
Аннотация

  

Классификатор
Получено
27.05.2019
Дата публикации
28.05.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
754
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Третья международная научная конференция “Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы” состоялась в Казанском (Приволжском) федеральном университете 8–11 ноября 2018 г. Поддержку в организации конференции оказали Институт психологии РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ, а также Российский фонд фундаментальных исследований.
2 В конференции приняли участие более 500 исследователей из регионов России и разных стран (США, Канады, Польши, Литвы, Эстонии, Перу, Азербайджана, Молдавии, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и др.). Обсуждались теоретические проблемы соотношения сознания и психического состояния; возрастные и педагогические аспекты психических состояний; состояния в профессиональной деятельности; регуляция состояний, совладание и реабилитация; стрессовые и постстрессовые состояния; проблемы психологического здоровья, ресурсов человека, а также “трудных” и пограничных состояний.
3 Состоялись восемь пленарных докладов: Л.В. Куликов (Санкт-Петербург) “Полиморфность психических состояний: детерминанты и характеристики”; Б.А. Ясько (Краснодар) “К проблеме факторов риска развития состояний профессиональной дезадаптации”; Л.Р. Фахрутдинова (Казань) “Категория переживания в психологии состояний”; Н.Р. Салихова, А.В. Еремеева (Казань) и М. Линч (США, Университет Рочестера) “Проявление автономности студентов в психических состояниях”; М.М. Кашапов (Ярославль) “Интеллектуальные состояния как ресурс профессионализации мышления субъекта”; А.О. Прохоров “Казанская школа психологии состояний: от В.М. Бехтерева до наших дней” (Казань); Т.Л. Крюкова (Кострома) “Переживание стресса в близких отношениях: возможности индивидуального и диадического совладания”; М.Г. Юсупов (Казань) “Познавательные состояния: концептуальные и эмпирические основания”.
4 Две вечерние лекции прочли профессор Т.Л. Крюкова (Кострома) “О любви и других демонах: методы исследования любви и ненависти в отношениях” и профессор Л.В. Куликов (Санкт-Петербург) “Всё зависит от настроения!”.
5 Было проведено шесть мастер-классов. Е.Л. Афанасенкова (Южно-Сахалинск) «Использование арт-терапевтической техники “Три круга” для развития групповой рефлексии и нормализации внутригрупповых отношений»; П.Н. Афанасьев (Казань) “Трансовые состояния в психологической практике”; Я.И. Володарская (Казань) “Экология души. Восполнение ресурсного психоэмоционального состояния через стихотерапию”; А.Н. Назаров (Казань) “Саморегуляция и жизнь”; Ю.С. Прошутинский (Петрозаводск) “Технологии нейтрализации негативных эмоциональных состояний”; И.С. Якиманская (Оренбург) “Организация и проведение судебной психолого-педагогической экспертизы детей и подростков в случаях конфликтов в связи с разводом родителей”.
6 За время конференции была организована работа семи тематических секций.
7 Секция 1. Сознание и психическое состояние. Основное содержание докладов и дискуссий было связано с обсуждением соотношения категорий “состояние” и “сознание”: были предложены новые состояния сознания, показана взаимосвязь состояний и отдельных структур сознания, рассмотрена роль изменённых состояний сознания и др.
8 С докладами выступили А.Ю. Агафонов (Самара) “Квалиа как субъективное состояние присутствия”; Б.С. Алишев (Казань) «Измерение аффективного баланса в континууме “прошлое–будущее”»; М.Е. Валиуллина (Казань) “Формирование процесса рефлексии и аффективно-когнитивная сфера переживаний у школьников и студентов при восприятия новой информации”; А.В. Ермолин (Киров) “Актуализация в сознании потерпевшего психоэмоционального состояния как мотиватор дачи правильных показаний”; М.АКуцырева (Санкт-Петербург) “Влияние состояния человека на характеристики его речи”; Ю.С. Прошутинский (Петрозаводск) “Значимость измененных состояний сознания для эффективной психотерапевтической помощи”; В.К. Солондаев (Ярославль) “Интерпретация психического состояния в процессуальной логике”; А.В. Чернов (Казань) “Рефлексивные основания познавательных состояний студентов”; Л.А. Шаяхметова (Казань) “Исследование роли различных аспектов рефлексии в актуализации познавательных психических состояний при решении логических задач”; М.Б. Щевлягина (Казань) “Индивидуально-психологические особенности игровой компьютерной аддикции у пациентов с алкогольной и наркотической зависимостью”.
9 Секция 2. Стресс. Постстрессовые состояния. Совладение и реабилитация. Главные направления дискуссии состояли в анализе профилактики стрессовых состояний, переживаний стресса, совладающего поведения, травматического опыта человека, специфики проявлений синдрома эмоционального выгорания, сопряженности признаков посттравматического стресса и психопатологической симптоматики и других проблем, связанных со стрессом и копинг-стратегиями.
10 На секции выступили Г.Г. Броневицкий (Санкт-Петербург) “Психологическая подготовка неработающего населения к чрезвычайной ситуации”; С.Б. Величковская (Москва) “Особенности переживания экзаменационного стресса у студентов с повышенным уровнем личностной тревожности”; Т.ВГущина (Кострома) “Туризм как социокультурный контекст развития совладающего поведения”; Е.А. Денисова (Москва) “Отдаленные изменения состояния когнитивно-познавательной сферы у лиц с травматическим опытом”; Л.И. Кобылянская (Кишенёв, Молдова) “Смыслопорождающая мотивация совладающего поведения личности в трудных жизненных ситуациях”; И.О. Куваева (Екатеринбург) “Концептуальные репрезентации стресса у операторов контакт-центра”; Н.ВНиколаева (Санкт-Петербург) “Адаптационные характеристики и стадии профессионализации личности как факторы формирования синдрома эмоционального выгорания”; Н.Г. Терещенко (Набережные Челны) “Психологические условия преодоления стрессовых ситуаций в подростковом возрасте”; Н.Е. Харламенкова (Москва) “Сопряженность признаков посттравматического стресса и психопатологической симптоматики у больных с диагнозом менингиома”; М.В. Шулаева (Набережные Челны) “Взаимосвязь толерантности и эмоционального выгорания медицинских работников с разным стажем профессиональной деятельности”.
11 Секция 3. Возрастные и педагогические аспекты психических состояний. Обсуждались результаты исследований состояний при деструктивном поведении молодежи, роль психологической травмы ребенка, взаимосвязь агрессивности подростков и склонности к психотравматизации, отношения между культурной конгруэнтностью и состояниями в подростковом возрасте и др.
12 В работе секции приняли участие Л.Ф. Баянова, О.Г. Миняев (Казань) “Взаимосвязь культурной конгруэнтности и состояний в подростковом возрасте”; С.Б. Величковская, Т.О. Гребенникова (Москва) “Основные предикторы развития стрессовых состояний у студентов медицинских специальностей на разных этапах обучения”; В.В. Глебов (Москва) “Деструктивность в молодежной среде”; О.Ю. Гроголева (Омск) “Типологические особенности личности подростков с различной суицидальной направленностью”; Э.Б. Дунаевская, С.А. Буркова (Санкт-Петербург) “Психологические особенности младших школьников с агрессивным поведением”; И.В. Тихонова, Т.Н. Адеева (Кострома) “Межличностное восприятие и описание состояний школьников с ОВЗ сверстниками”; М.А. Филатова-Сафронова, О.Е. Иванова, В.Ш. Фахурдинова (Казань) “Взаимосвязь агрессивности подростков со склонностью к психотравматизации”; С.В. Фролова (Москва) “Особенности совладающего поведения интернет-зависимых подростков”; А.Р. Халфиева (Казань) “Мотивационные факторы динамики познавательных состояний студентов”; Г.Р. Хузеева (Москва) “Динамика изменений структуры и содержания идентчности подростков”; М.Б. Чижкова (Оренбург) “Неравновесные психические состояния студентов медицинского вуза в период экзаменационной сессии”; Т.И. Чиркова (Нижний Новгород) “Состояния неопределенности в профессиональной подготовке психологов; И.С. Якиманская (Оренбург) “Состояние и психологическая травма ребенка при разводе родителей”.
13 Секция 4. Психические состояния в профессиональной деятельности. Обсуждалась специфика состояний в профессиональной и организационной деятельности: удовлетворенность трудом, готовность к профессиональной деятельности, оптимальные состояния на переговорах, состояние неопределенности при принятии решений, вопросы диагностики функциональных состояний.
14 С докладами выступили: М.М. Абдуллаева (Москва) “Особенности удовлетворенности трудом специалистов с разными карьерными ориентациями в организациях”; Е.Л. Афанасенкова (Южно-Сахалинск) “Психическое и психологическое здоровье как условия психологической готовности личности к профессиональной деятельности”; Н.В. Ванюхина, О.В. Григорьева, Е.Ю. Пробочкин (Казань) “Психические состояния инженеров связи с различными профессиональными обязанностями”; С.Б. Гнедова (Ульяновск) “Склонность к риску в структуре мотивационно-личностных качеств пилотов”; В. Колга (Таллинн, Эстония) “Ривалитет, конкуренция и сотрудничество”; А.Н. Лобанова, А.С. Кузнецова (Москва) “Оптимальное функциональное состояние при переговорах: представления студентов-психологов”; А.Н. Моргун (Москва) “Роль состояния утомления преподавателей высшей школы в формировании альтернатив процесса принятия решений”; В.Б Никишина (Москва) “Функциональные состояния врачей как фактор принятия профессионально-диагностических решений”; А.В. Орлов, Е.Н. Башук, О.М. Орлова (Нижний Новгород) “Состояние неопределенности как фактор организационного поведения работников сферы услуг”; К.Д. Пашенцева (Москва) “Психические состояния, сопровождающие профессиональную деятельность сотрудников ППСП”; О.Ф. Природова (Москва) “Состояние неопределенности как фактор принятия организационных решений”; М.В. Прохорова (Нижний Новгород) “Особенности удовлетворённости трудом работников коммерческих организаций на разных этапах развития бизнеса”; А.Г. Рагимова, З.Я. Эфендиев (Баку, Азербайджан) “Возможности прогнозирования эффективности трудовой деятельности на основе диагностики функционального состояния”; В.Л. Ситников, М.В. Карагачева (Санкт-Петербург) “Образ пострадавшего как предиктор профессионализма спасателей”; С.Ф. Шаймухаметова (Набережные Челны) “Гендерные особенности состояния тревожности руководителей с различным стилем управления”; Г.В. Юсупова (Казань) “Детерминанты психоэмоциональных состояний сотрудников пожарной службы”.
15 Секция 5. Трудные состояния субъекта. Психологическое здоровье человека. Обсуждались проблемы, связанные с состояниями у ВИЧ- инфицированных, развитием устойчивости к психологическому выгоранию, созависимостью, фрустрацией, ранними стадиями выгорания, особенностями совладания со стрессом женщин при осложненно протекающей беременности и др.
16 В работе секции приняли участие И.Р. Абитов (Казань) “Особенности совладания со стрессом женщин при осложненно протекающей беременности”; Г.А. Адашинская (Москва) “Эмоциональные особенности пациентов с головными болями”; О.В. Александрова (Санкт-Петербург) “Родительские установки женщин в связи со спецификой трудной жизненной ситуации”; Н.Г. Артемцева, Т.В. Галкина (Москва) “Роль созависимости в представлениях личности о психологическом здоровье”; Е.И. Берилова (Краснодар) “Развитие устойчивости к психическому выгоранию как фактор повышения конкурентоспособности спортсменов”; Л.Н. Голина (Волгоград) “Организационные факторы снижения профессионального здоровья учителей вечерних школ”; О.В. Кольцова (Санкт-Петербург) “Психические состояния у ВИЧ-инфицированных пациентов перед началом антиретровирусной терапии”; О.В. Куваева, Е.Н. Агапова (Екатеринбург) “Синдром выгорания и стратегии преодоления стресса у операторов IT контакт-центра”; А.М. Луценко (Москва) “Cостояние семейной боли у родственников пациентов с алкогольной аддикцией”; М.А. Милославский (Краснодар) “Ценностно-смысловые предпосылки формирования тревожных состояний (на примере выборки клиентов психологической консультации)”; Е.А. Петраш (Курск) “Состояние фрустрации как фактор диссоциации образа Я врачей”; Е.И. Ярошенко (Саратов) “Социально-психологическая диагностика ранних стадий эмоционального выгорания как фактор сохранения психологического здоровья личности”.
17 Секция 6. Психические состояния, ресурсы и потенциал человека. Дискуссию вызвали результаты изучения динамики включенности личностных ресурсов в регулирование стрессом, эмоциональной оценки музыкальных композиций; кроме этого, обсуждались влияние когнитивных установок на устойчивость психического состояния, самоактивация и ее структура в актуализации состояний, влияние повседневных стрессоров на общее самочувствие.
18 С докладами выступили Л.А. Головей (Санкт-Петербург) “Личностные факторы восприятия стрессоров повседневной жизни”; Г.Б. Горская (Краснодар) “Психологические ресурсы устойчивости к хроническому стрессу: динамика вовлечения”; С.Т. Губина (Глазов, Удмуртия) “Динамика переживаний при восприятии музыки: оценка силы и модальности с учетом отношения ко времени”; Е.А. Евстифеева, С.И. Филиппченкова (Тверь) “Рефлексивность как начало личностного потенциала молодежи”; В.А. Зобков (Владимир) “Психическое состояние уверенности человека в себе”; О.В. Ильиных (Москва) “Уровень воздействия техногенных факторов города на психическое здоровье учащихся средней школы”; А. Кепалайте (Каунас, Литва) “Особенности переживания и получения прощения среди взрослых”; А.И. Мелёхин (Москва) “Гибкая возрастная идентичность как психологический ресурс в пожилом возрасте”; Е.Ю. Осаволюк (Москва) “Анализ структуры неравновесного психического состояния в ситуации интервью”; Н.П. Радчикова (Москва) “Методика самоактивации как инструмент определения готовности человека к самостоятельности, психологической и физической активности в различных ситуациях”; Р.Ф. Сулейманов (Казань) “Психоэмоциональные состояния при выполнении разных умственных действий”.
19 Секция 7. Регуляция (саморегуляция) психических состояний. Доклады касались регуляции состояний человека: роли образа состояния в саморегуляции, индивидуальных ресурсов саморегуляции, стилевых особенностей, личностной беспомощности и чувствительности к справедливости.
20 Выступали П.Н. Афанасьев (Казань) “Управление психическими состояниями в психологической практике”; А.А. Гайворонская, Л.Л. Дикевич (Смоленск) “Чувствительность к справедливости как одна из детерминант поведения регуляция психических состояний”; А.Н. Кимберг (Краснодар) “Образ психического состояния и феномен отношения”; С.Ю. Коробова, Ю.А. Дмитриева, В.Г. Грязева-Добшинская (Челябинск) “Динамика психоэмоционального состояния субъектов под воздействием кинофильма, транслирующего контрастные эмоции”; А.С. Кузнецова, Б.Б. Величковский, Т.А. Злоказова (Москва) “Индивидуальные ресурсы саморегуляции функциональных состояний успешных профессионалов”; М.А. Мартынова (Лесосибирск, Красноярский край) “Возможности метода биологической обратной связи в развитии навыков саморегуляции эмоциональных состояний в студенческом возрасте”; Н.Ю. Прокопьева (Якутск) “Стилевые особенности регуляции учебной деятельности”; Л.Ф. Чукмарова (Набережные Челны) “Влияние танцевальной терапии на самооценку и удовлетворенность жизнью у женщин”; Л.Ф. Чукмарова, М.В. Шулаева (Набережные Челны) “Возможности танцевальной терапии в регуляции психических состояний”; К.Ю. Эвнина (Челябинск) “Теоретический анализ регуляции психических состояний у субъекта с личностной беспомощностью”.
21 По итогам конференции были выпущены две книги: Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Сборник статей Третьей Международной научной конференции. (Казань, 8–10 ноября 2018 г.) / Отв. ред. Б.С. Алишев, А.О. Прохоров. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. 244 с.; Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы Третьей Международной научной конференции. Казань, 8–10 ноября 2018 г. / Отв. ред.: Б.С. Алишев, А.О. Прохоров, А.В. Чернов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. 628 с.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести