Рецензия на книгу В.Д. Шадрикова “Совесть и ее воспитание”. М.: Университетская книга, 2017. 112 с.
Рецензия на книгу В.Д. Шадрикова “Совесть и ее воспитание”. М.: Университетская книга, 2017. 112 с.
Аннотация
Код статьи
S020595920006421-9-1
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Черемошкина Л. В. 
Должность: Профессор ФГБОУ ВО МПГУ, профессор ГОУ ВО МО ГГТУ
Аффилиация:
ФГБОУ ВО МПГУ
ГОУ ВО МО ГГТУ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Осинина Т. Н.
Должность: Доцент ГОУ ВО МО ГГТУ
Аффилиация: ГОУ ВО МО ГГТУ
Адрес: Российская Федерация, Орехово-Зуево
Выпуск
Страницы
142-144
Аннотация

  

Классификатор
Получено
04.09.2019
Дата публикации
04.09.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
671
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Книга В.Д. Шадрикова посвящена анализу одной из фундаментальных категорий, раскрывающих сущность человека, — совести. Актуальность изучения категории “совесть” обусловлена необходимостью перехода психологии к описанию истинно человеческих качеств, которые определяют нашу жизнь.
2 Совесть понимается автором как духовное состояние субъекта, формирующееся на основе оценки им своего поведения с позиции принятых нравственных ценностей, несоблюдение которых будет означать в онтологическом плане потерю самого себя. Показаны становление понятия “совесть” в античной философии и в христианстве, его разработка в отечественной и зарубежной психологии. Предлагается формальная модель совести, и выделяются абсолютные нравственные ценности, которые в своем единстве составляют интраиндивидуальную структуру совести. В вопросах воспитания совести автор предлагает опираться на многовековую практику формирования нравственных качеств человека, которая сложилась в лоне христианской религии на основе веры, любви к Богу и страха Божия.
3

В.Д. Шадриков подчеркивает отсутствие категории “совесть” в учебниках по психологии, справедливо отмечая, что именно формирование совести является центральным моментом воспитания. Тем самым В.Д. Шадриков указывает на фундаментальную, по его мнению, проблему современного образовательного процесса — необходимость усиления его воспитательных начал. В законе “Об образовании в Российской Федерации” образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Но, как отмечает В.Д. Шадриков, на практике это единство отсутствует. В центре образования — процесс обучения, а воспитание, подвергаясь активной технологизации, находится где-то на периферии педагогической активности и ограничивается внеурочными занятиями. В соответствии с положениями “Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” предлагается выстраивать “индивидуальную траекторию развития личности ребенка” через использование “информационных и коммуникативных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех субъектов образовательного процесса” (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: >>>>  (дата обращения: 05.12.2018)). При таком подходе, как считает В.Д. Шадриков, нет места воспитателю, а следовательно, и педагогическому взаимодействию.

4 В.Д. Шадриков поставил задачу изучить природу совестного акта и рассматривает проявление нравственного сознания в реальном поведении людей, отмечая вслед за В.С. Соловьевым, что знание нравственных норм и правил еще не является залогом соответствующего поведения. Поэтому обладать совестью, заключает автор, — значит больше, чем знать законы нравственности. Для проявления совести, по мнению В.В. Розанова и В.Д. Шадрикова, необходимо углубление в свой внутренний мир, необходима созерцательность.
5 Представляя характеристику совестного акта, В.Д. Шадриков отмечает, что поступок “по совести” позволяет человеку пережить изумительное и таинственное душевное состояние истинной духовной свободы, а ум может заслонить совесть, отвлечь, закрыть ее моральной казуистикой (с. 24), и выделяет слова Аристотеля: “Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед”.
6 В.Д. Шадриков, рассуждая о природе совестного акта, указывает на нравственные нормы, определяющие человеческое поведение: они могут выступать как стимул, когда человек сопоставляет свое поведение с правилами морали, или, становясь личностно значимыми, как мотив. В обоих случаях имеет место акт соотнесения поведения и нравственных норм, происходящий либо прямо, либо опосредованно. В случае личностной значимости моральных норм человек самостоятельно формирует для себя нравственные обязанности и требует от себя их выполнения. В заключение анализа природы совестного акта автор соглашается с И.А. Ильиным: “Совесть есть состояние нравственной очевидности”.
7 В связи с этим особый интерес представляют характеристика функциональных проявлений совести и построенная на этой основе ориентировочная модель совести. На основании анализа трудов философов, психологов и педагогов В.Д. Шадриков выделяет ряд характеристик совести: совесть определяет способность следовать нравственным нормам; зависит от биографии субъекта; дана от природы, но проявляется с возрастом; связана с любовью к ближнему, альтруизмом и жертвенностью; действует как внутренний императив, определяющий поведение человека; свидетельствует о проявлении интеллекта и духовности; включает в себя моральную норму, эмоцию и ум и др. Рассматривая соотношение совести и нравственных качеств человека, автор пишет, что нравственные качества могут служить основой совести только в условиях, “когда появляется необходимость того, чтобы они стали для личности абсолютной ценностью” (с. 38; здесь и далее — курсив В.Д.Ш.). В этом случае они составляют интраиндивидуальную структуру совести. Мерой этих ценностей может выступать эмоциональная реакция на соблюдение или несоблюдение нравственных норм в поведении. Совесть при этом выступает в единстве поступка и его переживания, выраженного в положительной или отрицательной форме.
8 Моральные нормы, образующие интраиндивидуальную структуру совести, по В.Д. Шадрикову, включают в себя стремление человека делать добро другим людям, доброжелательность, стремление к добру, свободу личностных усилий или свободу воли, понимаемую как качество личности, благодаря которому мы в большей или меньшей степени владеем своими страстями, любовь к человеку, эмпатию и рефлексивность (с. 42).
9 Воспитание совести, согласно В.Д. Шадрикову, предполагает формирование:
  • базовых нравственных качеств;
  • психологических механизмов оценки собственного поведения в нравственном отношении.
10 В.Д. Шадриков настаивает на необходимости обращения к православному религиозному опыту при столкновении с проблемами духовно-нравственного развития личности и выделяет методы воспитания нравственных качеств с опорой на веру и постоянную рефлексию в покаяниях и молитвах над сделанным (с. 57).
11 В совокупности отмеченные факторы, пишет В.Д. Шадриков, образуют целостную систему воспитания, в которой отдельные конструкты выступают в режиме взаимосодействия. Автор считает, что на основе православного религиозного опыта может быть выстроена хорошо продуманная система воспитания, в которой огромное значение имеет духовный наставник. Однако следует отметить, что в условиях школьного воспитания духовное наставничество не может быть основано на православии в силу большого разнообразия духовных традиций народов Российской Федерации и наличия атеистов среди учащихся. В свое время великий А.С. Макаренко писал о нерелигиозном наставничестве: “…Я буду говорить о механизации педагогического дела как о явлении положительном и полезном, но эта механизация все же должна предполагать присутствие воспитателя как живого деятеля…”. (Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. Т. 1 / Сост. Л. Ю. Гордин, А.А. Фролов. М.: Педагогика, 1983. С. 106).
12 В.Д. Шадриков предлагает программу воспитания совести, которая может быть использована и при воспитании других нравственных качеств. Выделяя субъектов, принимающих участие в воспитании совести, — воспитателей, воспитанников, родителей и общество, автор принципиальную роль отводит отношениям, устанавливаемым между воспитателем и воспитанником. В этом процессе чрезвычайно важна вера: учителя в ученика и ученика в учителя. Учитель должен твердо знать цель своей деятельности, обладать необходимыми знаниями и умениями, чтобы наметить путь к ее достижению, и иметь волю, которая обеспечила бы путь к ней. Ученик же должен верить в учителя, руководствуясь отношением к нему общества, родителей, поведением его самого.
13 Рассуждая о роли рефлексии в формировании совести, автор выделяет материалы для рефлексии: образцы собственного поведения, героические подвиги, поведение персонажей литературных произведений и др. Конечная цель рефлексии — формирование соответствующего отношения к различным поступкам. Духовная культура помогает человеку определить, прокладывает ли поступок путь личности к добру. Освоение духовной культуры, как отмечает автор, определяет формирование личностных качеств, способствующих проявлению духовности, к которым и относится совесть.
14 В.Д. Шадриков, опираясь на наследие Н.И. Пирогова, отмечает основное препятствие на пути формирования нравственной личности — противоречия между общественными процессами и задачами воспитания подрастающего поколения. Указывая на наличие назревших противоречий, мешающих духовно-нравственному развитию личности, В.Д. Шадриков отмечает, что основы воспитания находятся в совершенном разладе с направлением, которому следует общество (с. 72). Объективно оценивая тенденции современной российской действительности — криминализацию, снижение культурного уровня, размытость ценностей и социальных норм, падение престижа нравственности и др., автор отмечает их интернациональный характер и акцентирует внимание на проблеме метода воспитания, которая становится все более актуальной и трудно реализуемой (с. 75).
15 В приложении к данной книге имеется материал для практических занятий из учебного пособия И.Л. Зеленковой и е.В. Беляевой “Этика”, вышедшего в 1998 г. В.Д. Шадриков высоко оценивает содержание данного пособия, подчеркивая его перспективность для работы по нравственному воспитанию детей и подростков. Однако, несмотря на очевидную значимость представленных материалов, можно выразить пожелание В.Д. Шадрикову как автору теории системогенеза деятельности рассмотреть в контексте воспитания совести и сугубо деятельностный аспект — формирование нравственных качеств ребенка в процессе реализации им самостоятельно поставленных общественно значимых целей.
16 В.Д. Шадриков затрагивает отрицательное влияние СМИ на формирование нравственных качеств личности. Большой информационный объем, ежедневно обрушивающийся на человека, заполняет сознание второстепенными проблемами, не оставляя времени для раздумий над подлинными вопросами, составляющими смысл жизни, и приводя к духовному обнищанию. Действительно, информация из сети и других средств массовой информации очень часто противоречит морали и приводит к нравственному перерождению общества и прежде всего подрастающего поколения. Гуманистическая парадигма образования в настоящее время теряется в парадигмах информационной и технократической. Приоритет личности педагога уступает место техническим средствам обучения, образование теперь рассматривается как сфера услуг. Рыночная стихия в образовании приводит к искажению его гуманистических смыслов. Воспитание нравственных качеств личности и патриотизма во все времена рассматривалось как истинная ценность образования. “Дело не сдвинется с пути нравственной деградации, пока, как показал В.С. Соловьев, государство не возьмет вопросы нравственности в свои руки”, — резюмирует В.Д. Шадриков.
17 Книга В.Д. Шадрикова имеет несомненную научную и практическую ценность для психологов, философов, педагогов, будет интересна и полезна для широкого круга читателей, стремящихся к осмыслению проблем нравственного и духовного развития личности. Однако очень важным представляется не забывать негативный опыт государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I с ее девизом “Православие, самодержавие, народность”, предложенным министром народного просвещения С.С. Уваровым, а также негативный опыт попыток проведения воспитательных мероприятий в школах в рамках пионерских и комсомольских организаций. Предлагаемое в данной книге усиление воспитательной функции школьного образования не следует основывать на какой-либо узкопартийной или религиозной идеологии.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести