Социальное прогнозирование: от форсайта к методологии анализа социально-психологических последствий внедрения новых технологий
Социальное прогнозирование: от форсайта к методологии анализа социально-психологических последствий внедрения новых технологий
Аннотация
Код статьи
S020595920014218-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мазилов В. А. 
Должность: Заведующий кафедрой общей и социальной психологии
Аффилиация: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Адрес: Ярославль, ул .Республиканская, д.108/1
Слепко Ю. Н.
Должность: Декан педагогического факультета
Аффилиация: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Адрес: ул. Республиканская, д. 108/1
Выпуск
Страницы
115-121
Аннотация

Опираясь на материалы статьи А.Л. Журавлева и Т.А. Нестика “Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований”, поставленные в ней вопросы анализируются в более широком контексте форсайт-движения. Выделяются недостатки форсайта, требующие организации специальной методологической работы по прогнозированию социальных последствий внедрения новых технологий. Рассматривается проблема социального прогнозирования, применения общефилософского подхода для ее понимания и повышения эффективности построения прогнозов развития общества с использованием данных психологической науки, в том числе социальной психологии, а также истории и других научных дисциплин. Обращается внимание на необходимость более интенсивной разработки проблем современного состояния психологической науки и прогнозирования ее развития в будущем.

Ключевые слова
форсайт, новые технологии, прогнозирование, социальное прогнозирование, наука, общество, психология, способности
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-29-07156
Классификатор
Получено
25.03.2021
Дата публикации
04.04.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
270
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S020595920014218-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 14.03.2021
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Алехин А.Н., Грекова А.А. Особенности формирования мышления в условиях цифровой среды // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 162–176.

2. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л. Проблемы прогноза развития психологии и пути их решения // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 4. С. 109–114.

3. Гохберг Л. М. Будущее как стратегическая задача // Форсайт. 2007. Т. 1. № 1. С. 4–5.

4. Грачев А.А. Перспективы практико-ориентированной психологии в контексте тенденций развития психологической науки // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 4. С. 133–137.

5. Жданова Т.В., Носова Т.В. Прогнозирование // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+, РООИ “Реабилитация”, 2009. С. 754–756.

6. Журавлев А.Л., Мироненко И.А., Юревич А.В. Российская психология в пространстве глобальной науки: ответ дискутантам // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 3. С. 113–121.

7. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Психологические факторы негативного отношения к новым технологиям // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6. С. 5–14.

8. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 5. С. 35–47.

9. Журавлев А.Л., Нестик Т. А., Юревич А. В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 г. // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 5. С. 45–64.

10. Карр Н. Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами. СПб.: Бест Бизнес Букс, 2012.

11. Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. М.: Изд‑во “Институт психологии РАН”, 2008.

12. Мазилов В.А. Предмет психологии. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020.

13. Перфилова Т.Б. История Древнего Востока: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020.

14. Соколов А.В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. 2007. Т. 1. № 1. С. 8–15.

15. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. M.: Смысл, 2017.

16. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019.

17. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести