Президиум РАНВопросы истории естествознания и техники

  • ISSN (Print) 0205-9606
  • ISSN (Online)2713-041X

Социальное прогнозирование: от форсайта к методологии анализа социально-психологических последствий внедрения новых технологий

Код статьи
S020595920014218-5-
DOI
10.31857/S020595920014218-5
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 42 / № 2
Страницы
115-121
Аннотация

Опираясь на материалы статьи А.Л. Журавлева и Т.А. Нестика “Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований”, поставленные в ней вопросы анализируются в более широком контексте форсайт-движения. Выделяются недостатки форсайта, требующие организации специальной методологической работы по прогнозированию социальных последствий внедрения новых технологий. Рассматривается проблема социального прогнозирования, применения общефилософского подхода для ее понимания и повышения эффективности построения прогнозов развития общества с использованием данных психологической науки, в том числе социальной психологии, а также истории и других научных дисциплин. Обращается внимание на необходимость более интенсивной разработки проблем современного состояния психологической науки и прогнозирования ее развития в будущем.

Ключевые слова
форсайт, новые технологии, прогнозирование, социальное прогнозирование, наука, общество, психология, способности
Дата публикации
04.04.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
320

Библиография

  1. 1. Алехин А.Н., Грекова А.А. Особенности формирования мышления в условиях цифровой среды // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 162–176.
  2. 2. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л. Проблемы прогноза развития психологии и пути их решения // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 4. С. 109–114.
  3. 3. Гохберг Л. М. Будущее как стратегическая задача // Форсайт. 2007. Т. 1. № 1. С. 4–5.
  4. 4. Грачев А.А. Перспективы практико-ориентированной психологии в контексте тенденций развития психологической науки // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 4. С. 133–137.
  5. 5. Жданова Т.В., Носова Т.В. Прогнозирование // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+, РООИ “Реабилитация”, 2009. С. 754–756.
  6. 6. Журавлев А.Л., Мироненко И.А., Юревич А.В. Российская психология в пространстве глобальной науки: ответ дискутантам // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 3. С. 113–121.
  7. 7. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Психологические факторы негативного отношения к новым технологиям // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6. С. 5–14.
  8. 8. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 5. С. 35–47.
  9. 9. Журавлев А.Л., Нестик Т. А., Юревич А. В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 г. // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 5. С. 45–64.
  10. 10. Карр Н. Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами. СПб.: Бест Бизнес Букс, 2012.
  11. 11. Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. М.: Изд‑во “Институт психологии РАН”, 2008.
  12. 12. Мазилов В.А. Предмет психологии. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020.
  13. 13. Перфилова Т.Б. История Древнего Востока: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020.
  14. 14. Соколов А.В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. 2007. Т. 1. № 1. С. 8–15.
  15. 15. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. M.: Смысл, 2017.
  16. 16. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019.
  17. 17. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека